№ 33-2041/2011 от 05.07.2011г.



Судья: Приемов В.И. Дело №33-2041/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 05 июля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Синяковой Т.П.,

судей Петровского М.В., Троценко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Красноперовой Л. И. к Пенсионному фонду РФ, ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным решения Пенсионного фонда РФ от 15.12.2010 №/__/ о назначении пенсии за выслугу лет, поручения Пенсионного фонда РФ за тем же номером от той же даты, распоряжения ГУ- УПФ в ЗАТО Северск б/н от 21.12.2010, об обязании Пенсионного фонда РФ к перерасчету назначенной истцу пенсии, взыскании с Пенсионного фонда РФ невыплаченной пенсии

по кассационной жалобе Пенсионного фонда РФ на решение Северского городского суда Томской области от 30 марта 2011 года,

заслушав доклад судьи Петровского М.В., объяснения представителей Пенсионного Фонда РФ и ГУ - УПФ в ЗАТО Северск Черепанова А.Л. и Куриневской Н.Б., поддержавших доводы кассационной жалобы, истца, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,

установила:

Красноперова Л.И. обратилась в Северский городской суд Томской области с иском о признании незаконным решения Пенсионного фонда РФ от 15.12.2010 №/__/ в части назначения ей пенсии за выслугу лет в размере /__/ р., поручения Пенсионного фонда РФ за тем же номером от той же даты, распоряжения ГУ- УПФ в ЗАТО г.Северске б/н от 21.12.2010, об обязании Пенсионного фонда РФ к перерасчету назначенной истцу пенсии (с /__/ р. до /__/ р. в месяц), о взыскании с Пенсионного фонда РФ /__/ р. в счет невыплаченной пенсии за период с 29.01.2010 по январь 2011 года включительно.

В обоснование требований истцом указано, что 29.01.2010 она уволена из ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области в связи с выходом на пенсию по выслуге лет; стаж работы истца на муниципальной и государственной службе составляет более 25 лет; в соответствии с приказом «Об утверждении штатного расписания Инспекции ФНС России по ЗАТО Северск» от 28.12.2009 №/__/ об установлении истцу оклада в размере /__/ р. (как суммы оклада, установленного разделом 11 главы 1 подразделов 1-3 Указа Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» и 20 процентного повышения, установленного постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 №620сс), а также в соответствии со служебным контрактом истца №/__/ от 09.12.2009, с учетом коэффициента 2,8, максимального размера пенсии (75%) и действующего на территории /__/ районного коэффициента (50%) размер пенсии за выслугу лет должен составлять /__/ р. (/__/?2,8?75%?50%=/__/); между тем решением Пенсионного Фонда РФ от 15.12.2010 №/__/ общая сумма ее пенсии определена в /__/ р.; при этом Пенсионным фондом РФ принят в расчет оклад в размере /__/ р. (без учета 20 процентного повышения), пенсия установлена в размере /__/ р. (/__/?2,8?75%?50%=/__/).

В судебном заседании истец Красноперова Л.И. просила требования удовлетворить по вышеприведенным основаниям.

Представитель ответчика Пенсионного фонда РФ Терентьева А.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив отзыв (л.д.56-61), в котором иск Красноперовой Л.И. не признала.

Представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области Громовик О.А. в судебном заседании иск не признала, представив отзыв (л.д.46), из которого следует, что ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку решение о назначении пенсии Красноперовой Л.И. не принимало.

Обжалуемым решением на основании п.3 ст.14, п.1, п.2 ст.21 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 №166-ФЗ, п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 №79-ФЗ, п.3 Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 №818, постановления Правительства РФ «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан» от 28.04.2003 №247 иск Красноперовой Л.И. удовлетворен частично: признано незаконным решение Пенсионного фонда РФ от 12.12.2010 №/__/ в части назначения Красноперовой Л.И. пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости без учета сумм, предусмотренных п.3 ст.14 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», в размере /__/ р., на Пенсионный фонд РФ возложена обязанность по перерасчету пенсии, назначенной Красноперовой Л.И., начиная с 30.01.2010, с учетом установленного приказом ИФНС России по ЗАТО Северск «Об утверждении штатного расписания Инспекции ФНС России по ЗАТО Северск» от 28.12.2009 №/__/ оклада в размере /__/ р. (отраженного также в служебном контракте №/__/ от 09.12.2009), по назначению и выплате пенсии в размере /__/ р. в месяц, по выплате недоначисленной истцу части пенсии; в остальной части иск оставлен без удовлетворения, распределены судебные расходы.

В кассационной жалобе представитель Пенсионного фонда РФ Терентьева А.В. просит данное решение в части удовлетворения иска отменить, указав следующее:

в нарушение п.2 ст.21 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Указа Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных служащих» судом принято решение об исчислении размера пенсии истца за выслугу лет с учетом должностного оклада, увеличенного на 20%;

судом необоснованно принято во внимание решение мирового судьи судебного участка №4 Северского судебного района Томской области от 26.10.2007, поскольку предметом соответствующего судебного разбирательства не разрешены вопросы пенсионного обеспечения, ПФР к участию в деле не привлекался;

судом не учтено, что надбавки к заработной плате, связанные с определенным местом проживания, учитываются при исчислении пенсии лишь в период проживания граждан в соответствующих местностях; при выезде граждан из этих регионов размер пенсии определяется без учета указанного повышения.

В дополнительной кассационной жалобе представитель Пенсионного фонда РФ Терентьева А.В. более подробно излагает вышеприведенные доводы.

В возражениях на кассационную жалобу Красноперова Л.И. просит решение Северского городского суда Томской области от 30.03.2011 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ в пределах этих доводов, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в части удовлетворения требований истца.

В соответствии с ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке является неправильное применение норм материального права.

Судом установлены и сторонами не оспаривались изложенные в исковом заявлении фактические обстоятельства, в том числе продолжительность трудового стажа истца на государственной службе, повышения её оклада на 20% в связи с работой в закрытом территориальном образовании.

В соответствии с п.1 ст.21 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ".

Согласно абз.1 п.2 данной статьи размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, за исключением случаев исчисления размера среднемесячного заработка в соответствии с абз.2 настоящего пункта, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы установлены Указом Президента РФ от 25.07.2006 №763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих"

Удовлетворяя иск в указанной в решении части, суд исходил из того, что при определении размера пенсии истца в состав её среднемесячного заработка следует включить выплаты, предусмотренные Правилами определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 №818, а должностной оклад, установленный Указом Президента РФ от 25.07.2006 №763, принимать во внимание с учетом постановления ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 №620сс о повышении на 20% окладов работникам в закрытых городах.

Данный вывод основан на неправильном применении п.2 ст.21 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ.

Действительно, выплаты, предусмотренные вышеназванными Правилами, и повышение оклада, установленное постановлением ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 №620сс, должны быть учтены при определении среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих.

Вместе с тем согласно абз.11 ст.2 закона от 15.12.2001 №166-ФЗ (введенному Федеральным законом от 18.07.2009 №187-ФЗ, то есть до выхода истца на пенсию) в целях настоящего Федерального закона должностным окладом признается месячный оклад федерального государственного гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы, должностной оклад федерального государственного служащего, устанавливаемые указами Президента РФ.

При толковании данной нормы следует исходить из того, что цели закона от 15.12.2001 №166-ФЗ определены его преамбулой, согласно которой настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией РФ основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

Следует учитывать также, что целью принятия постановления от 15.07.1965 №620сс являлось повышение уровня социальной защиты граждан, работающих в закрытых городах, но не обеспечение их пенсионных прав, а кроме того, данное постановление не является правовым актом Президента РФ.

В связи с изложенным, согласно абз.1 п.2 ст.21 закона от 15.12.2001 №166-ФЗ после включения всех выплат и повышений оклада в среднемесячный заработок, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, размер этого заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного указами Президента РФ.

Таким образом, отсутствуют основания для перерасчета пенсии Красноперовой Л.И., размер среднемесячного заработка которой исчислен в размере 2,8 должностного оклада, установленного для соответствующей должности Указом Президента РФ от 25.07.2006 №763.

Ссылка суда на абз.2 п.2 ст.21 закона от 15.12.2001 №166-ФЗ необоснована, так как данная норма не регулирует правоотношения, связанные с назначением пенсии за выслугу лет истцу.

Не может быть принята во внимание и ссылка истца на решение мирового судьи судебного участка №4 Северского судебного района от 26.10.2007, поскольку этим судебным актом разрешен трудовой спор о размере заработной платы истца, предметом соответствующего судебного разбирательства вопросы пенсионного обеспечения истцов не являлись.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска в указанной в решении части не имелось.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в иске, не передавая дело на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь абз.4 ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Северского городского суда Томской области от 30 марта 2011 года отменить в части удовлетворения требований Красноперовой Л. И. к Пенсионному фонду РФ о признании незаконным решения Пенсионного фонда РФ от 12.12.2010 №/__/ в части назначения Красноперовой Л. И. пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости без учета сумм, предусмотренных п.3 ст.14 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», в размере /__/ рублей, о возложении на Пенсионный фонд РФ обязанности по перерасчету пенсии, назначенной Красноперовой Л. И., начиная с 30.01.2010, с учетом установленного приказом ИФНС России по ЗАТО Северск «Об утверждении штатного расписания Инспекции ФНС России по ЗАТО Северск» от 28.12.2009 №/__/ (отраженного также в служебном контракте №/__/ от 09.12.2009) оклада в размере /__/ р., о возложении на Пенсионный фонд РФ обязанности по назначению и выплате Красноперовой Л. И. пенсии в размере /__/ рублей /__/ копеек в месяц, по выплате недоначисленной Красноперовой Л. И. части пенсии, а также в части решения вопроса о распределении судебных расходов;

принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований Красноперовой Л. И. к Пенсионному фонду РФ отказать;

в остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи: