№ 33-2005/2011 от 08.07.2011г.



Судья: Крикунова О.П. Дело №33-2005/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Брагиной Л.А.,

судей Залевской Е.А., Марисова А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску прокурора Александровского района Томской области в интересах Агеева Н. В. к Администрации Александровского сельского поселения Томской области о предоставлении жилого помещения

по кассационной жалобе Администрации Александровского сельского поселения Томской области на решение Александровского районного суда Томской области от 29 апреля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., процессуального истца Селезневу Е.А. (удостоверение), рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Александровского района Томской области обратился в суд с иском в интересах Агеева Н.В. к Администрации Александровского сельского поселения (далее по тексту - ответчик, Администрация, кассатор) о предоставлении жилого помещения.

В обосновании иска истец указал, что Агеев Н.В. /__/. Постановлением главы Администрации Александровского района от 02.06.1997 Агееву Н.В. был назначен опекун, на сегодняшний день в связи с исполнением 18 лет опека над ним прекращена.

05.08.2010 Агеев Н.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

В результате неисполнения ответчиком своей обязанности по предоставлению жилого помещения Агееву Н.В. в течение длительного времени нарушаются гарантированные права на жилище. Агеев Н.В. проживает со своей бабушкой А. и обратился в прокуратуру с заявлением о защите своих прав.

Истец просил обязать ответчика предоставить Агееву Н.В. вне очереди жилое, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилья, но не менее 17 квадратных метров общей площади, за счет средств областного бюджета.

При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель процессуального истца Ряпусов А.В. поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ответчика Администрации Александровского сельского поселения Томской области Волкова Е.В. исковые требования не признала, пояснила, что за Агеевым Н.В. постановлением главы района № 86 от 05.03.2003 сохранено жилое помещение в /__/ по /__/, до совершеннолетия. Агеев Н.В. обучается в /__/, окончит обучение 30.06.2011. Указанные факты являлись основаниями для отмены пункта о закреплении жилого помещения за несовершеннолетним. Данный муниципальный акт отменён не был, а, значит, Агеев Н.В. имеет в настоящее время закреплённое за ним жильё.

Третье лицо Администрация Александровского района Томской области представителя в суд не направила. В отзыве на иск указала, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку Агеев Н.В. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади по договору социального найма как /__/ родителей.

Администрация района 05.03.2011 перечислила в бюджет Александровского сельского поселения /__/ рублей, полученных в виде субвенции из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, в том числе /__/, в соответствии с Законом Томской области от 28.12.2010 № 327-03 «Об областном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 годов» и «Методикой расчета органами местного самоуправления муниципальных районов субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями», утвержденной Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-03.

Представитель третьего лица Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. в судебное заседание не явилась, в отзыве на иск указала, что на основании представленных в суд документов невозможно сделать вывод о необходимости вне очереди предоставить Агееву Н.В. жилое помещение по договору социального найма.

Материальный истец Агеев Н.В. в судебное заседание не явился.

На основании пункта 2 статьи 57 ЖК РФ, пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункта 2 статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 3 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», частей 2,5 статьи 19 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьи 1, части 2 статьи 2, части 3 статьи 3, части 4 статьи 6 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», статьи 140 БК РФ, части 2 статьи 206 ГПК РФ, пункта 19 статьи 333.36 НК РФ суд постановил решение, которым исковые требования прокурора Александровского района Томской области в интересах Агеева Н. В. удовлетворил, обязал Администрацию Муниципального образования «Александровское сельское поселение» предоставить Агееву Н.В. на территории /__/ жилое, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилья, но не ниже 17 квадратных метров общей площади, за счет средств областного бюджета в срок до 01.08.2011.

В кассационной жалобе Администрация Александровского сельского поселения просит решение суда отменить.

В обоснование незаконности решения приводит доводы, аналогичные озвученным в суде первой инстанции. Полагает, что у Агеева Н.В. нет права на предоставление ему жилого помещения вне очереди в качестве /__/, не имеющего закрепленного жилого помещения.

Агеев Н.В. обеспечен закреплённым за ним помещением по адресу: /__/, вывод суда о закреплении указанного жилья за Агеевым Н.В. до совершеннолетия неверен. Кроме того, Агеев Н.В. зарегистрирован по адресу: /__/, где проживает в настоящее время.

Также Агеев Н.В. не окончил пребывание в образовательном учреждении.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Из возражений на кассационную жалобу, поданных Администрацией Томской области, следует, что указанное лицо согласно с кассатором, полагая решение суда подлежащим отмене.

При рассмотрении судом кассационной инстанции процессуальный истец Селезнева Е.А. согласилась с решением суда.

В соответствии со статьёй 354 ГПК РФ судебная коллегия нашла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие истца Агеева Н.В., представителя ответчика Администрации Александровского сельского поселения Томской области, представителей третьих лиц Администрации Александровского района Томской области, Администрации Томской области, надлежаще извещенных о месте, времени и дате судебного заседания.

Проверив материалы дела, изучив и обсудив в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ кассационную жалобу и возражения на нее в пределах изложенных в них доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Агеев Н.В. вправе требовать от Администрации Александровского сельского поселения предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилья, но не ниже 17 кв.м общей площади, за счет средств областного бюджета, поскольку он относится к /__/, не имеет закреплённого за ним жилья на праве собственности либо на праве пользования и приобрёл право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Данный вывод суда подтвержден совокупностью представленных и исследованных в ходе судебного заседания доказательств.

В соответствии со статьёй 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно статье 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 1 статьи 1).

В силу части 1 статьи 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (часть 3 статьи 3 Закона).

Статьей 6 указанного закона предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов - на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями; бюджетам муниципальных районов - на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Указанные в части 1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Изложенное указывает на то, что Администрация Александровского сельского поселения является надлежащим ответчиком по делу, поскольку ей переданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями /__/.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. К таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие у лица, относящегося к указанной категории, закреплённого за ним жилого помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма, окончание пребывания данного лица в образовательном учреждении.

Довод кассатора о том, что Агеев Н.В. не относится к числу лиц, имеющих право на получение жилого помещения в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, необоснован.

Судом верно на основании представленных доказательств установлено, что Агеев Н.В., /__/ года рождения, имеет статус /__/, что подтверждается справкой Отдела записи актов гражданского состояния Администрации Александровского района об отсутствии сведений об отце (лист дела 9), решением Александровского районного суда Томской области от 16.02.2000 о лишении матери родительских прав (лист дела 11).

Материалами дела подтверждено, что 02.06.1997 над Агеевым Н.В. была установлена опека, опекуном несовершеннолетнего Агеева Н.В. назначена А. (лист дела 10). На настоящий момент Агеев Н.В. является совершеннолетним, что указывает на прекращение опеки над ним.

Постановлением главы Александровского сельского поселения № 147 от 05.08.2010 «О признании нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Агеева Н.В.» Агеев Н.В., являющийся /__/, признан нуждающимся в жилом помещении, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к соответствующей категории (лист дела 12).

Судебная коллегия отклоняет ссылку кассатора на необоснованный учёт Агеева Н.В. как нуждающегося в жилом помещении.

Согласно сведениям Александровского филиала ОГУП «ТОЦТИ» и Стрежевского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области истец не имеет жилья на праве собственности в /__/ (листы дела34-35).

Постановлением Администрации Александровского района Томской области № 86 от 05.03.2003 «О сохранении жилого помещения за Агеевым Н.В.» постановлено сохранить жилое помещение по /__/ в /__/ за несовершеннолетним Агеевым Н.В. до его совершеннолетия (лист дела 19).

Таким образом, материалами дела подтверждено, что Агеев Н.В. в собственности жилья не имеет, жилое помещение за ним на настоящий момент не закреплено, поскольку он достиг совершеннолетия.

Кроме того, квартира № /__/ по /__/ в /__/ была предоставлена его матери А., имеющей в составе семьи, в том числе и Агеева Н.В., как служебное жилое помещение, что подтверждается ордером от 26.03.1999 (листы дела 45-46). В силу главы 3 Жилищного кодекса РСФСР, ст.ст. 92, 93 ЖК РФ служебное помещение не может являться предметом договора социального найма, а значит, закрепление за Агеевым Н.В. такого жилого помещения не свидетельствует о наличии у него жилья на основании договора социального найма жилого помещения.

Администрация Александровского сельского поселения не предоставила суду в порядке статьи 56 ГПК РФ доказательств того, что Агеев Н.В. обеспечен жилым помещением как /__/, в соответствии с требованиями закона, в связи с чем доводы о необоснованном учёте Агеева Н.В. как нуждающегося в предоставлении жилого помещения неубедительны.

Судебная коллегия также отклоняет ссылку кассатора на отсутствие у Агеева Н.В. права на предоставление ему вне очереди жилого помещения, так как он не окончил пребывание в образовательном учреждении.

Согласно справке от 01.07.2010 Агеев Н.В. обучался в /__/ с 01.09.2008 по 30.06.2011 (лист дела 21), что свидетельствует о том, что на настоящий момент Агеев Н.В. окончил образовательное учреждение и не находится в нём как в месте пребывания.

Таким образом, у Агеева Н.В. как нуждающегося в жилом помещении возникло в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Суд первой инстанции верно указал, что гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем право Агеева Н.В. на предоставление ему вне очереди жилого помещения как /__/, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения».

Таким образом, доводы кассационной жалобы не подтвердились, направлены на переоценку обстоятельств дела, оснований для такой переоценки нет. В кассационной жалобе не содержится доводов, опровергающих выводы суда.

Решение суда следует признать законным и обоснованным, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в соответствии с требованиями части 2 статьи 364 ГПК РФ, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 360, абзацем 2 статьи 361, статьёй 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Александровского районного суда Томской области от 29 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Александровского сельского поселения – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200