№ 33-2179/2011 от 19.07.2011г.



Судья: Серякова НВ Дело №33-2179/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 июля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Школяр ЛГ,

судей Ахвердиевой ИЮ, Петровского МВ

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске

по кассационному представлению прокурора Каргасокского района Томской области на решение Каргасокского районного суда Томской области от 30 мая 2011 года

дело по иску прокурора Каргасокского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Кривошееву И.Е. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Селезневой ЕА, поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия

установила:

прокурор Каргасокского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Кривошееву ИЕ о прекращении действия права на управление транспортными средствами.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения законов о соблюдении ограничений к водительской деятельности установлено, что Кривошеев ИЕ, имеющий право управления транспортными средствами категории «А,В,С» и получивший 27.06.2003 в ОГИБДД ОВД по Каргасокскому району водительское удостоверение, состоит на учете у врача-/__/ с диагнозом «/__/» с отсутствием ремиссии. До настоящего времени ответчик с учета не снят. Наличие у Кривошеева ИЕ данного заболевания является препятствием для управления им транспортными средствами и представляет угрозу для жизни и здоровья других участников дорожного движения.

Ответчик Кривошеев ИЕ, его представитель Черных НВ в судебном заседании иск не признали, пояснив, что водительское удостоверение получил в 2003 году, при прохождения врачебной комиссии противопоказаний выявлено не было. Ему неизвестно, когда его поставили на диспансерный учет с диагнозом «/__/», т.к. он по этому поводу к врачу-/__/ не обращался, лечение не от алкогольной и наркотической зависимости не проходил. Медицинского заключения у него нет. Водительских прав его лишали в 2004 или 2005 году сроком на 1,5 года. Больше к административной ответственности не привлекался. На учет был поставлен после осмотра врачом-/__/ в терапевтическом отделении ЦРБ, однако своего согласия на это не давал. В материалах дела отсутствует заключение об ухудшении его здоровья и препятствующее безопасному управлению транспортными средствами.

Обжалуемым решением на основании ст.8 Конвенции о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, абз.9 ст.5, ст.23,ст.27, ст.28 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.1 ст.6 Закона РФ от 02.07.1992 №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» прокурору в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационном представлении прокурор просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании из ОГУЗ «Томский областной наркологический диспансер» медицинского заключения. Считает, что Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 №695, не могут быть применимы в данном случае, т.к. ответчик не является работником, осуществляющим деятельность, связанную с источниками повышенной опасности. Судом установлено, что ответчик имеет право на управление транспортными средствами, при этом состоит на диспансерном учете с диагнозом «/__/», что противоречит основным требованиям безопасности дорожного движения и представляет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга граждан.

Проверив материалы дела по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.

В соответствии со ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст.8 Конвенции о дорожном движении от 08.11.1968 каждое транспортное средство, которое находится в движении, должно иметь водителя.

Водитель должен обладать физическими и психическим качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять управлять транспортным средством.

Из положений ст.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ следует, что основными задачами в области безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу ст.24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ст.23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Статьи 25, 27 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусматривают условия получение права на управление транспортными средствами: право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам РФ, достигшим установленного настоящей статьей возраста и не имеющим ограничений к водительской деятельности, сдавшим квалификационные экзамены на получение права на управление транспортными средствами.

В силу п.1 ст.28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является ухудшение здоровья, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением.

Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение права на управление транспортным средством напрямую поставлено в зависимость от состояния здоровья водителя.

Управление транспортным средством лицом, имеющим медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам дорожного движения.

Постановлением Правительства РФ №377 от 28.04.1993 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Согласно данному перечню для водителей автотранспортных средств установлены противопоказания при алкоголизме, наркомании, токсикомании.

Осуществлении деятельности, связанной с источником повышенной опасности, при алкоголизме, наркомании, токсикомании допускается только в случае стойкой ремиссии, а также после лечения и снятия с учета (приказ Министерства здравоохранения СССР № 555 от 29.09.1989 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств»).

Приказом Министерства здравоохранения СССР № 704 от 12.09.1988 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» в случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, срок диспансерного учета для больных хроническим алкоголизмом составляет 3 года. Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдается больной.

Отказывая в удовлетворении требования прокурора о прекращении действия права Кривошеева ИЕ на управление транспортным средством, суд исходил из недоказанности заявленного требования, т.к.истцом не представлено заключение врачебной комиссии о признании ответчика непригодным к управлению транспортным средством.

Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью такого вывода, поскольку суд первой инстанции нарушил правила собирания доказательственной базы в состязательном процессе, освободил ответчика от бремени доказывания, не учел следующее.

Как видно из дела, 27.06.2003 Кривошееву ИЕ выдано удостоверение серии /__//__/ на управление транспортными средствами категории «А», «В», «С».

Из медицинского заключения (л.д.18), справки врача-/__/ МУЗ «Каргасокская ЦРБ» от 12.04.2011 (л.д.10), медицинской карты амбулаторного больного (л.д.40); выписок из истории болезни №/__/ от 29.07.2009 и №/__/ от 20.10.2010 о том, что 29.07.2009 Кривошеев ИЕ поступил в отделение терапии с диагнозом «/__/» (л.д.41,43), показаний специалиста – врача /__/ К. (л.д.48), следует, что Кривошеев ИЕ страдает /__/ степени и состоит с 20.08.2009 на учете у врача-/__/ с указанным заболеванием, ремиссия краткосрочная.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде кассационной инстанции прокурором представлено заключение врачебной комиссии № /__/ от 08.07.2011, согласно которому Кривошеев ИЕ не может быть допущен к управлению транспортным средством, в связи отсутствием стойкой ремиссии по заболеванию «/__/».

Данное заключение принято судом кассационной инстанции по правилам ч.1 ст.347 ГПК РФ, поскольку суд первой инстанции необоснованно, в нарушение ст.ст.12,56,67 ГПКРФ отказал в истребовании данного документа.

Ответчик Кривошеев ИЕ, настаивая на незаконности постановки его на учет, вопреки ст.56 ГПК РФ не представил никаких доказательств, подтверждающих отсутствие у него противопоказаний к управлению транспортными средствами.

При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о том, что после получения ответчиком в 2003 году права на управление транспортными средствами, его состояние здоровья ухудшилось, он страдает /__/, не находится в стадии стойкой ремиссии по данному заболеванию, что безусловно препятствует безопасному управлению транспортными средствами.

Имеющееся у Кривошеева ИЕ заболевание относится к числу медицинских противопоказаний для управления транспортным средством, следовательно, деятельность ответчика по управлению транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, влечет нарушение неопределенного круга лиц - участников дорожного движения и может повлечь причинение вреда в будущем.

Таким образом, имеется предусмотренное законом основание для прекращения действия права Кривошеева ИЕ на управление транспортными средствами.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п.3 ч.1 ст. 362 ГПК РФ).

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия полагает возможным принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение - об удовлетворении иска прокурора Каргасокского района Томской области (абз. 4 ст. 361 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.360, абз.4 ст.361, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Каргасокского районного суда Томской области от 30 мая 2011 года отменить, принять новое, которым иск прокурора Каргасокского района Томской области удовлетворить.

Прекратить действие права Кривошеева И.Е., /__/ года рождения, на управление транспортными средствами категории «А»,«В»,«С», возникшее на основании водительского удостоверения серии /__//__/ от 27.06.2003.

Председательствующий:

Судьи:

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.