Судья: Карелина Е.Г. Дело № 33-2398/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Томск 29 июля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Синяковой Т.П., судей Троценко В.А., Титова Н.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Пашкевич Л. Н. об оспаривании бездействия администрации г. Томска, по кассационным жалобам Пашкевич Л. Н. и представителя администрации г. Томска Родиковой Л.А. на решение Советского районного суда г.Томска от 16 июля 2011 года. Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя заявителя Васильчука Н.А., действующего по доверенности от 08.06.2011, представителя администрации г.Томска Герасимова В.В., действующего по доверенности от 03.02.2011, поддержавших доводы своих жалоб и возражавших против доводов жалобы противоположенной стороны, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Пашкевич Л.Н. обратилась в суд с заявлением, с учетом изменений, о признании несоответствующими действующему законодательству бездействия администрации г. Томска по формированию земельного участка, расположенного по адресу: /__/ и постановке его на государственный кадастровый учет, обязании администрации г. Томска образовать и провести государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: /__/, указав, что являясь собственником жилых помещений (квартиры №/__/, №/__/ и №/__/) в жилом многоквартирном доме по адресу: /__/, она 18.06.2010 обратилась в администрацию г. Томска с заявлениями о формировании и проведении государственного кадастрового учета земельного участка под указанным многоквартирным домом, которое долгое время оставалось без рассмотрения, и письмом исх.№/__/ от 04.03.2011 администрация г. Томска отказала в предоставлении ей в собственность указанного земельного участка. Считала данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку данный объект недвижимости (жилой дом) существует и не исключен из государственного реестра объектов капитального строительства. Право собственности ее на квартиры в данном доме зарегистрировано в установленном законом порядке, никем не отменено, не прекращено и не оспорено. Действиями администрации нарушены ее права на своевременное рассмотрение поданного заявления, на приобретение права общей долевой собственности на данный земельный участок. Кроме того, создается препятствие в реализации ее права на восстановление разрушенного дома, поскольку без образования земельного участка и оформления прав на земельный участок она не может оформить права на восстановленный дом, который будет считаться самовольной постройкой. Представители администрации г. Томска Осипов А.О., Родикова Л.А. в судебном заседании заявленные требования не признали, указав, что администрацией г.Томска при рассмотрении обращения заявителя бездействия не допущено, заявителю было отказано в удовлетворении требований о формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка, что выражено в письме от 04.03.2011. Решение об отказе в формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка соответствует закону, поскольку многоквартирный жилой дом по /__/ на момент обращения Пашкевич Л.Н. с заявлением в администрацию г. Томска был разрушен. Постановлением Мэра Города Томска от 16.04.2007 жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Ссылаясь на ст. 39 ЗК РФ указали, что заявитель не может сохранить право на земельный участок под разрушенным от пожара домом, поскольку не начала восстановление дома в течение 3 лет. Заявитель не представила доказательств наличия доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: /__/. В настоящее время основания для формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка отсутствуют, поскольку жилой дом полностью разрушен и исключен из реестра объектов капитального строительства, что в силу ст. 235 ГК РФ влечет прекращение права собственности на него. Следовательно, лица, не являющиеся собственниками жилых помещений указанного многоквартирного дома, не вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Решением суда заявление Пашкевич Л.Н. удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие администрации г. Томска по формированию земельного участка, расположенного по адресу: /__/ и проведении его государственного кадастрового учета. Суд обязал администрацию г. Томска устранить допущенное нарушение прав Пашкевич Л.Н., рассмотреть её заявление от 18.06.2010 о формировании и постановке на государственный учет земельного участка, расположенного по адресу: /__/ в соответствии с действующим законодательством. В кассационной жалобе заявитель Пашкевич Л.Н. просит изменить решение суда в части отказа в удовлетворении ее требований об обязании администрации г.Томска образовать и провести государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: /__/, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение, в соответствии с которым: признать несоответствующими действующему законодательству бездействия администрации г.Томска по образованию земельного участка, расположенного по адресу: /__/, и постановке его на государственный кадастровый учет; обязать администрацию г. Томска в соответствии с моим заявлением и нормами действующею законодательства РФ образовать и провести государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: /__/. Указывает, что в резолютивной части решения суда не содержится ни конкретных действий, которые должна совершить администрация г.Томска для устранения допущенных нарушений ее прав и интересов, ни срока, в течение которого эти действия должны быть совершены. В кассационной жалобе представитель администрации г. Томска Родикова Л.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Считает, что Пашкевич Л.Н. был пропущен трехмесячный срок на обжалование бездействия администрации г.Томска, поскольку начал течь 24.06.2010, и истек 25.09.2010. Указывает, что доказательством рассмотрения заявления по существу являются многочисленные ответы администрации г. Томска на обращения Пашкевич Л.Н., в том числе, письмо от 04.03.2011 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: /__/, для восстановления многоквартирного жилого дома, а потому суд должен был отказать в признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, поскольку таковое отсутствует. Проверив материалы дела, изучив и обсудив в соответствии со ст. 347 ч. 1 ГПК РФ кассационные жалобы в пределах заявленных доводов, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит, но считает, что в части, касающейся возложения на администрацию г.Томска обязанности по устранению допущенных нарушений прав Пашкевич Л.Н., решение подлежит изменению. Как установлено п.2 ст. 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Согласно п.4 ч.1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Таким образом, вопрос о наличии у заявителя права собственности на испрашиваемый земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом, где заявитель имеет в собственности жилые помещения, прямо разрешен в законе. В соответствии с ч.ч.3, 4, 5 ст. 16 Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Постановлением Конституционного суда РФ от 28.05.2010 № 12-П «По делу о проверке конституционности частей 2,3,5 статьи 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса РФ в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» часть 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36. Конституционный суд РФ указал, что впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Согласно п. 1.3 ст. 25, п.п. 1.35 п.1 ст.40 Устава г. Томска администрация города Томска, являясь органом местного самоуправления, осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Разрешая дело и удовлетворяя частично заявленные Пашкевич Л.Н. требования суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что администрацией г. Томска не исполнены обязанности, возложенные на нее различными нормативными правовыми актами, не совершены действия, отнесенные к ее компетенции правовыми нормами, а именно: - не рассмотрено по существу заявление Пашкевич Л.Н. от 18.06.2010, поступившее в администрацию г. Томска 23.06.2010, о формировании и проведении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по /__/ в /__/ - не сформирован земельный участок под многоквартирным домом по /__/ в /__/ и не проведен его государственный кадастровый учет. Данные выводы соответствуют вышеприведенным положениям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и подтверждены совокупностью представленных и исследованных в ходе судебного заседания доказательств, которым дана оценка в полном соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а ее результаты приведены в решении, и лицами, участвующими в деле, по существу не оспариваются. Довод кассационной жалобы администрации г.Томска о том, что многочисленными их ответами на обращения Пашкевич Л.Н., в том числе и письмом от 04.03.2011, опровергается вывод суда о наличии бездействия со стороны администрации, судебная коллегия находит несостоятельным. Данный довод не ставит под сомнение правильность вывода суда первой инстанции о том, что ответ на последнее обращение заявителя был дан администрацией далеко за пределами установленных правовыми нормами сроков, и до этого никакие действия администрацией по обозначенному в заявлении вопросу не совершались, что свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления. Необоснованным следует считать и довод жалобы о пропуске Пашкевич Л.Н. срока для обращения с настоящим заявлением в суд первой инстанции. Приводившийся в суде первой инстанции в качестве возражения по заявленным требованиям, он получил надлежащую правовую оценку в решении суда. Как основанный на неправильном толковании администрацией норм процессуального права - положений ст. 256 ГПК РФ - данный довод ни правовых, ни фактических оснований для переоценки выводов суда не создает. Считать позицию суда по данному вопросу несостоятельной судебная коллегия не находит оснований. В то же время судебная коллегия полагает обоснованным довод кассационной жалобы заявительницы о том, что резолютивная часть решения нарушения ее прав, установленного в ходе рассмотрения дела, не устраняет, поскольку не содержит указания на конкретные действия, которые обязана совершить администрация в отношении заявителя, и срок, в течение которого эти действия должны быть совершены. При рассмотрении спора судом установлено, что заявитель является собственником квартир /__/,/__/,/__/ шестиквартирного жилого дома, расположенного по /__/ в /__/, остальные три квартиры находятся в муниципальной собственности. В связи с произошедшим ранее пожаром и признанием в апреле 2007 года данного дома аварийным и подлежащим сносу, 8 февраля 2010 года Пашкевич Л.Н. обратилась в администрацию г. Томска с заявлением, датированным 14.01.2010 (вх./__/), в котором, указав, что для восстановления дома ей необходимо иметь оформленные права на земельный участок, просила образовать земельный участок по /__/ и предоставить в её собственность для индивидуального жилищного строительства (л.д. 8). Ответом администрации г. Томска от 27.02.2010 № /__/ (л.д. 23) Пашкевич Л.Н. поставлена в известность, что в связи с признанием дома аварийным, подлежащим сносу и расселению в 2011 году, предоставить земельный участок можно только для восстановления многоквартирного жилого дома. 18 марта 2010 Пашкевич Л.Н. обратилась в администрацию г. Томска с заявлением, в котором, с учетом замечаний, уже просила сформировать и предоставить ей в собственность испрашиваемый земельный участок именно для восстановления многоквартирного жилого дома (л.д. 10), но письмом администрации г. Томска от 24.05.2010 № /__/ Пашкевич Л.Н. было рекомендовано со ссылками на ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», ч.6 ст. 36 ЖК РФ провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по /__/ и выбрать лицо, уполномоченное на обращение в органы местного самоуправления, поскольку предоставление земельного участка в собственность возможно только после подачи заявления о формировании земельного участка, поданного лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений (л.д. 12,13). На обращение заявителя 2 июня 2010 года в администрацию Кировского района г. Томска с заявлением о назначении уполномоченного лица для представления интересов собственника муниципальных квартир при оформлении земельного участка, необходимого для восстановления многоквартирного дома (вх.№ /__/), 18.06.2010 ей письменно было разъяснено, что на основании постановления Конституционного суда РФ от 28.05.2010 № 12-П собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих участков(л.д.20,21). 23 июня 2010 года Пашкевич Л.Н. обратилась в администрацию г. Томска с заявлением, датированным 18 июня 2010 года, в котором просила сформировать земельный участок по адресу :/__/ и провести его государственный кадастровый учет(л.д. 25). На это обращение ответ заявителю с отказом в удовлетворении ранее поданных заявлений был дан только 04.03.2010 письмом № /__/. Отказ в предоставлении в собственность земельного участка для восстановления многоквартирного дома был обоснован тем, что не представлены документы, подтверждающие право на земельный участок (при том, что именно в целях приобретения права долевой собственности на него Пашкевич Л.Н. и обратилась с заявлением о формировании и проведении государственного кадастрового учета земельного участка 23.06.2010). Подробный анализ изложенных событий привел суд первой инстанции к обоснованному выводу, что длительным бездействием администрации г.Томска были созданы реальные препятствия в осуществлении заявителем установленного законом права как собственника доли в многоквартирном доме на приобретение и оформление в собственность доли в праве на земельный участок под этим домом. Вместе с тем, принимая решение о возложении на орган местного самоуправления обязанности по устранению допущенного нарушения прав и свобод гражданина, суд ограничился только указанием на то, что администрация обязана рассмотреть заявление Пашкевич Л.Н. от 18.06.2010, поступившего в администрацию г. Томска 23.06.2010, в соответствии с нормами действующего законодательства. Данный своей вывод суд обосновал невозможностью вмешательства в компетенцию органа местного самоуправления и тем, что в настоящее время многоквартирный жилой дом по /__/ снесен, а потому рассматриваемое в порядке гл. 25 ГПК РФ требование заявителя об обязании администрации г. Томска образовать и провести государственный кадастровый учет земельного участка по /__/ на основании ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» не может быть удовлетворено. Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не может согласиться и считает его основанным на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права. Так, согласно ч. 1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии со статьей 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Согласно частям 4 и 5 ст. 198 ГПК Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд. Резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда. По смыслу вышеприведенных правовых норм в резолютивной части решения суда должны быть изложены выводы, логически вытекающие из всех фактов, проверенных и установленных в судебном заседании с учетом требования гражданского процессуального права о правилах относимости и допустимости доказательств, которые оценены с позиции их достоверности, достаточности и взаимной связи, приведенных в его мотивировочной части. Как видно из решения и отражено выше, судом первой инстанции незаконным бездействие администрации г.Томска было признано по двум направлениям: 1) в связи с нерассмотрением по существу и в сроки, установленные в законе, заявления Пашкевич Л.Н. от 18.06.2010 о формировании и проведении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по /__/ в /__/, поступившего в администрацию г. Томска 23.06.2010; 2) в связи с несовершением действий по формированию и постановке на кадастровый учет этого земельного участка. Обращения Пашкевич Л.Н. с вышеозначенными заявлениями преследовали в конечном итоге единственную цель - оформление в собственность доли земельного участка, находящегося под многоквартирным жилым домом, где у заявителя в собственности имеется три квартиры. Суд признал, что такое право у заявителя возникает в силу закона, но реализовано может быть только после совершения органом местного самоуправления соответствующих действий по формированию такого земельного участка. Данный вывод суда согласуется с правовой позицией двух высших судебных инстанций. Как разъяснено в пунктах 66,67,68 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29.04.2010г. « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу ч.ч.3 и 4 ст.16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. В силу ч.ч.2, 5 ст. 16 этого закона, земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При таких обстоятельствах, с учетом длительности периода рассмотрения администрацией обращений заявителя, закончившегося формальным отказом в формировании земельного участка, право на который у заявителя возникло в силу закона, судебная коллегия считает, что решение суда в части возложения на администрацию только обязанности по своевременному и в соответствии с законом рассмотрению заявления Пашкевич Л.Н. от 18.06.2010 нельзя признать отвечающим требованиям ст. 258 ГПК РФ. Судебная коллегия считает, что, установив наличие у заявительницы в силу закона указанного права на земельный участок и обязанности органа местного самоуправления в силу этого же закона осуществить по заявлению собственника формирование земельного участка с постановкой его на кадастровый учет, суд в соответствии со ст. 258 ГПК РФ с целью устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод гражданина должен был обязать администрацию совершить действия по формированию и постановке на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка. При этом, по мнению судебной коллегии, никакого произвольного вмешательства со стороны суда в компетенцию органов местного самоуправления в данном случае не допускается, поскольку эта их обязанность прямо установлена законом и не зависит от свободы их собственного усмотрения. Также судебная коллегия не может согласиться с суждениями суда о невозможности рассмотрения этого требования в порядке главы 25 ГПК РФ, так как, во-первых, данное требование не свидетельствует о наличии спора о праве субъективном на земельный участок, поскольку таковой еще не сформирован и не поставлен на кадастровый учет; во-вторых, оно противоречит упомянутым выше положениям п. 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», указавшего, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке по правилам главы 25 ГПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом. То обстоятельство, что многоквартирный жилой дом по /__/ в /__/ в настоящее время снесен, по мнению судебной коллегии, для рассмотрения настоящего дела правового значения не имеет, и кроме того, не соответствует действительности Частью 6 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что в случае разрушения, в том числе случайной гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и на иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме на момент разрушения, в том числе случайной гибели, сноса такого дома. По смыслу приведенной нормы право собственности на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался многоквартирный дом, сохраняется за собственниками этого дома даже в случаях его разрушения, случайной гибели или сноса. Соответственно, до разрушения, гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в доме вправе сформировать земельный участок и провести его государственный кадастровый учет, юридически оформив существующие отношения и право долевой собственности на него. Судом установлено и подтверждено собранными по делу доказательствами, что на момент первоначального обращения Пашкевич Л.Н. в администрацию г.Томска в январе 2010 года с заявлением о формировании испрашиваемого земельного участка, и на момент последнего ее обращения с аналогичным заявлением в июне 2010 года жилой дом по /__/ как объект недвижимости, хоть и пострадавший от пожара, существовал. Акт о его сносе, представленный администрацией г.Томска в последнее судебное заседание, состоявшееся 15.06.2011, свидетельствует о том, что снос жилого строения по указанному адресу был произведен только 17 февраля 2011 года. Следовательно, именно волокитой и формальным подходом уполномоченного законом органа местного самоуправления к рассмотрению заявлений Пашкевич Л.Н. и длительным, не основанным на законе его бездействием, которые имели место задолго до составления упомянутого акта о сносе строения, были созданы препятствия в своевременной реализации Пашкевич Л.Н. ее законных прав по оформлению в собственность части земельного участка, расположенного под жилым многоквартирным домом. В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав признается восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Таким образом, независимо от того, снесен ли объект на момент рассмотрения дела судом или нет, существовавшее в силу закона и нарушенное до этого события по вине органа местного самоуправления право заявителя подлежит защите и восстановлению судом. Кроме того, в суд кассационной инстанции стороной заявителя было представлено новое доказательство - отчет об определении рыночной стоимости фундамента жилого дома, расположенного по /__/, которое в соответствии со ст. 358 ГПК РФ было принято и исследовано судом кассационной инстанции. Как видно из указанного документа, оценщиком были осуществлены осмотр и оценка рыночной стоимости недвижимого имущества – фундамента ранее существовавшего двухэтажного деревянного многоквартирного жилого дома, находящегося по /__/ в /__/. По состоянию на 07.07.2011 стоимость оцениваемого имущества составляет /__/ рублей. Таким образом, в настоящий момент на испрашиваемом земельном участке существует объект недвижимости, принадлежащий заявителю и администрации г.Томска на праве общей долевой собственности. С учетом новых доказательств доводы администрации г.Томска о том, что в силу ст. 235 ГК РФ основания для формирования земельного участка в порядке ст. 16 Федерального закона «О введении в действие ЖК РФ» на сегодняшний день отсутствуют по причине сноса и исключения из реестра объектов капитального строительства жилого дома, в котором заявителю на праве собственности принадлежали квартиры, судебная коллегия находит несостоятельными. При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о необходимости внесения в резолютивную часть решения изменения: вместо обязанности рассмотреть в соответствии с действующим законодательством заявление Пашкевич Л.Н. от 18.06.2010 о формировании и постановке на государственный учет земельного участка по /__/ в /__/ считает необходимым возложить на администрацию г.Томска обязанность по образованию и проведению государственного кадастрового учета указанного земельного участка. В остальной части данное решение как законное и обоснованное подлежит оставлению без изменения. Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366, 258 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Советского районного суда г.Томска от 16 июля 2011 года в части изменить, признать заявление Пашкевич Л. Н. подлежащим удовлетворению в полном объеме. Обязать администрацию г.Томска на основании заявления Пашкевич Л.Н. от 18.06.2010 и в соответствии с действующим законодательством образовать и провести государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: /__/. В остальной части это же решение оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г. Томска Родиковой Л.А. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: