№ 33-2338/2011 от 26.07.2011г.



Судья Лонь АС Дело № 33-2338/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Брагиной ЛА,

судей Марисова АМ, Залевской ЕА

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора Кировского района г.Томска в интересах ребенка-инвалида Ю. к Государственному учреждению - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий по не обеспечению техническими средствами реабилитации незаконными и возложении обязанности по предоставлению технических средств реабилитации

по кассационной жалобе ответчика ГУ - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Кировского районного суда г.Томска от 17 июня 2011 года, которым исковые требования прокурора удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Брагиной ЛА, представителя ответчика Государственного учреждения - Томское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Юринскую ЗП, действующую на основании доверенности № 7 от 01.10.2010, действительной до 01.10.2013, настаивавшую на доводах кассационной жалобы, прокурора Селезневу ЕА, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Прокурор Кировского района г.Томска обратился в суд с иском в интересах ребенка-инвалида Ю. к Государственному учреждению - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ТРО ФСС РФ) о возложении обязанности по предоставлению средства реабилитации. В обоснование требований указано, что Ю. является ребенком-инвалидом, находящимся в МЛПУ «Специализированный дом ребенка», в связи с чем в силу положений ст. ст. 2, 9-11 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, за счет средств федерального бюджета. Согласно п. 6 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, опоры относятся к техническим средствам реабилитации. Ребенок-инвалид Ю. согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы Томской области» 23.03.2010 № /__/, должен получить опору для сидения, которая в соответствии со ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» должна быть передана ему в безвозмездное пользование. В соответствии с указанной нормой закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления. Со ссылкой на постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных граждан из числа ветеранов протезами», согласно которому обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации Министерством здравоохранения и социального развития РФ, прокурор указал, что индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида Ю., согласно которой ребенку положена опора для сиденья, получена ответчиком 06.04.2010. Данными средствами реабилитации ответчик не обеспечил малолетнего Ю. Прокурор просил суд обязать ГУ ТРО ФСС РФ предоставить ребенку-инвалиду Ю. неполученную за период с 25.03.2010 по 01.04.2011 опору для сиденья.

В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского района г.Томска Игловская ЕИ уточнила исковые требования, просила признать действия ГУ ТРО ФСС РФ по не обеспечению техническими средствами реабилитации ребенка-инвалида Ю. незаконными и нарушающими права последнего на реабилитацию инвалида, обязать ответчика предоставить ребенку-инвалиду технические средства реабилитации в виде опоры для сиденья.

Представитель МЛПУ «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы, с нарушением психики» - законного представителя ребенка-инвалида Ю. Климова ОД в судебном заседании поддержала заявленные прокурором требования. Суду пояснила, что Ю. находится на полном государственном обеспечении в МЛПУ «Специализированный дом ребенка», который не располагает средствами для приобретения средств реабилитации в виде опоры для сиденья. На сегодняшний день ребенок-инвалид Ю. научился сидеть самостоятельно и в опоре для сиденья не нуждается.

Представитель ответчика ГУ ТРО ФСС РФ Фоминова ЮН в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что цель выполнения индивидуальной программы реабилитации - восстановление нарушенных функций инвалидов, возвращение их к нормальной жизнедеятельности, в том числе, восстановление нарушенного здоровья. Порядок предоставления средств реабилитации устанавливается постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240. Законный представитель Ю. в лице Матюниной ЗС обратился в ГУ ТРО ФСС РФ 06.04.2010 с заявлением об обеспечении ребенка-инвалида Ю. средством реабилитации - опорой для сиденья. В связи с чем было выдано уведомление о постановке на учет по обеспечению техническим средством. Сослалась на ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым отбор организаций, обеспечивающих инвалидов техническими средствами, осуществляется по результатам конкурсных процедур путем заключения государственного контракта. Финансирование же расходов по обеспечению техническими средствами реабилитации осуществляется за счет бюджетных ассигнований ФСС, источником обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета. В связи с тем, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации относится к расходным обязательствам РФ, обеспечение инвалидов осуществляется с соблюдением требований БК РФ, в силу п. 3 ст. 219 которого обеспечение получателями бюджетных обязательств возможно исключительно путем заключения государственного контракта. Таким образом, БК РФ не наделяет бюджетные учреждения правом закупать товары, работы, услуги без заключения государственный контрактов и не позволяет получателям бюджетных средств принимать бюджетные обязательства в организациях, не отобранных в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Поэтому с момента выделения денежных средств из федерального бюджета и до непосредственного обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации проходит длительный промежуток времени. В связи с чем средства реабилитации не были предоставлены Ю. по объективным причинам. ГУ ТРО ФСС РФ от обеспечения ребенка-инвалида Ю. техническими средствами реабилитации не оказывалось. Кроме того, указанное не лишало возможности законного представителя ребенка-инвалида приобрести средства реабилитации за собственный счет и обратиться с заявлением в ФСС РФ за денежной компенсацией, что также предусмотрено постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240. В отделение Фонда с подобным заявлением законный представитель ребенка-инвалида Юнгейма ВЕ не обращался. Со ссылкой на индивидуальную программу реабилитации от 31.03.2011 указала, что в настоящее время Ю. не нуждается в опорах для сиденья, поскольку научился сидеть самостоятельно. В случае обеспечения опорой для сиденья названная опора окажется невостребованной. Предоставление же технического средства реабилитации за прошлый период законом не предусмотрено, так как оно выдается на конкретный период в соответствии с определенным состоянием здоровья и медицинскими показаниями.

Суд на основании ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ст. ст. 18, 45 Конституции РФ, ст. 52 СК РФ, ст. ст. 2, 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «Об утверждении порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», распоряжения Правительства РФ № 2347-р от 30.12.2005 «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» исковые требования прокурора Кировского района г. Томска в интересах ребенка-инвалида Ю. удовлетворил частично. Признал незаконными действия Государственного учреждения - Томское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по не обеспечению техническими средствами реабилитации ребенка-инвалида Ю., /__/ года рождения, в период с 06.04.2010 до 01.04.2011. В удовлетворении остальной части иска отказал.

В кассационной жалобе ГУ - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит решение суда отменить и в удовлетворении иска прокурору отказать. Считает, что в части удовлетворения требований о признании действий незаконными судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неверно применены нормы материального права. В доводах жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые указывалось представителем ответчика в суде первой инстанции. Полагает, что действия Фонда носили законный и обоснованный характер, не нарушали права ребенка-инвалида в связи с отсутствием необходимости обеспечения техническим средством реабилитации, а потому не могут быть признаны незаконными.

В соответствии со ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившегося в зал суда представителя МЛПУ «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы, с нарушением психики» - законного представителя ребенка-инвалида Ю.

Изучив материалы дела, обсудив в пределах ст. 347 ч. 1 ГПК РФ доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Судом установлено, что Ю., родившийся /__/, является ребенком-инвалидом и, согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, выданной ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Томской области» 25.03.2010 к акту освидетельствования № /__/ от 23.03.2010, должен получить техническое средство реабилитации (ТСР) - опору для сидения. Срок проведения данного реабилитационного мероприятия с применением TCP указан с 25.03.2010 до 01.04.2011. Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий указан ФСС. Законный представитель ребенка-инвалида Ю. МЛПУ «Специализированный дом ребенка» в лице Матюниной ЗС 06.04.2010 обратился в ГУ - ТРО ФСС РФ с заявлением об обеспечении ребенка-инвалида Ю. средством реабилитации - опорой для сидения. Согласно уведомлению ТРО ФСС РФ № /__/ от 06.04.2010 Ю. поставлен на учет по обеспечению техническим средством реабилитации. Также судом установлено, что в период с 06.04.2010 до 01.04.2011 ГУ - ТРО ФСС РФ действий по выдаче средства реабилитации ребенку-инвалиду Ю. не произвело, не обеспечило его средством реабилитации - опорой для сидения, что не позволило Ю. пройти комплексную реабилитацию. В настоящее время на основании справки серии МСЭ-2009 № /__/ от 01.04.2011 Ю. установлена инвалидность на срок до 01.04.2012. Согласно индивидуальной программе реабилитации от 31.03.2011 к акту освидетельствования № /__/ от 31.03.2011 в технических средствах реабилитации до 01.04.2012 Ю. не нуждается.

Согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.

В абз. 2, 3 ст. 11 указанного Федерального закона установлено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Такая программа содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно п. 6 Перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства РФ № 2347-р от 30.12.2005, к техническим средствам реабилитации относятся опоры для сидения.

В силу п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ № 240 от 07.04.2008, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Суд первой инстанции правильно указал со ссылкой на пункты 3, 4, 5 указанного порядка, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется, в том числе, путем предоставления соответствующего технического средства. Заявление о предоставлении технического средства подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации. При подаче заявления представляется документ, удостоверяющий личность инвалида или лица, представляющего его интересы, программа реабилитации (заключение) и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования инвалида. Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

Поскольку в период с 06.04.2010 (с момента обращения законного представителя ребенка-инвалида к ответчику с просьбой о предоставлении средства реабилитации) до 01.04.2011 (конца срока проведения реабилитационных мероприятий согласно индивидуальной программе реабилитации) ГУ - ТРО ФСС РФ в соответствии с вышеуказанными требованиями нормативных правовых актов действий по выдаче средства реабилитации ребенку-инвалиду Ю. не произвело, не обеспечило его опорой для сидения, суд обоснованно признал данные действия ответчика незаконными.

При этом обстоятельства, на которые в доводах кассационной жалобы ссылается ответчик в подтверждение законности своих действий, о наличии возможности у инвалида самостоятельно приобрести средства реабилитации с последующей компенсацией произведенных затрат, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, которую судебная коллегия признает правильной.

Согласно абз. 5 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

В силу п. 15.1 вышеназванного Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду либо, если инвалид приобрел соответствующее техническое средство или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

При таких обстоятельствах, приобретение инвалидом средства реабилитации является правом последнего в отличие от наличия у ответчика обязанности обеспечить инвалида по его обращению на основании программы реабилитации необходимым средством реабилитации.

Кроме того, как указано выше, в случае невозможности предоставить средство реабилитации должна быть выплачена компенсация, доказательств разъяснения права на получение которой представителю ребенка-инвалида Фондом суду не представлено.

Ссылка кассатора на возможность закупки средств реабилитации лишь посредством проведения определенных конкурсных мероприятий после выделения средств из федерального бюджета не может повлиять на результат рассмотрения дела, поскольку ребенок-инвалид субъектом бюджетных отношений не является, его право на приобретение средства реабилитации не может быть поставлено в зависимость от порядка приобретения Фондом такого средства.

Иных правовых оснований к изменению решения суда кассационная жалоба не содержит.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, применены соответствующие нормы права и постановлено законное и обоснованное решение. Нарушений процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Следовательно, решение суда надлежит оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 361 абз. 2 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Кировского районного суда г.Томска от 17 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200