№ 33-2406/2011 от 05.08.2011г.



Судья: Шерстабоева Е.В. Дело № 33-2406/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 05 августа 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Петровского М.В.,

судей Радикевич М.А., Худиной М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске

по кассационной жалобе Штогриной И.А. на решение Северского городского суда Томской области от 10 июня 2011 года

дело по иску Штогриной И.А. к Администрации ЗАТО Северск Томской области, Управлению образования Администрации ЗАТО Северск Томской области об отмене распоряжения Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области № 136/лс от 07.02.2011 в части лишения премии за 4 квартал 2010 г., приказа начальника Управления образования Администрации ЗАТО Северск Томской области № /__/ от 15.03.2011 в части лишения премии за февраль 2011 г., распоряжения Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области № 322/к от 13.04.2011 об объявлении выговора, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Худиной М.И., объяснения Штогриной И.А., поддержавшей доводы жалобы, представителя Управления образования Администрации ЗАТО Северск Томской области Свердловой Г.Н., представителя Администрации ЗАТО Северск Васильевой И.В., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец Штогрина И.А. обратилась в суд с указанным иском к ответчикам - Администрации ЗАТО Северск Томской области и Управлению образования Администрации ЗАТО Северск Томской области, указав, что она работает в должности /__/ МОУ «Вечерняя (сменная) школа №79» с 1 сентября 1997 г. на основании контракта, заключенного между ней и Администрацией ЗАТО Северск. Приказом № /__/ от 01.12.2010 начальника Управления образования в образовательном учреждении была назначена проверка муниципального задания. Проверка по приказу должна была проходить с 09.12.2010 по 15.12.2010. В годовом плане проверок, проводимых Управлением образования, проверка муниципального задания в вечерней школе не была предусмотрена. Внеплановая проверка могла проводиться только при наличии жалобы. В процессе проверки работники Управления образования, входившие в состав комиссии, затребовали документы, связанные с критериями, указанными в муниципальном задании. Затем провели подсчет учеников, присутствующих на уроках, хотя критерии муниципального задания не содержат такого показателя как посещаемость обучающихся. Согласно приказу ею были подготовлены все указанные в нем документы. 14.02.2011 школой было получено письмо с требованием представить отчет по выявленным замечаниям проверки муниципального задания, хотя сотрудники школы с результатами проверки ознакомлены не были. 22.02.2011 было получено повторное письмо с запросом об устранении выявленных недостатков и приложена справка по итогам проверки муниципального задания. 01 марта 2011 года школа представила отчет с указанием, что ни с одним из замечаний не согласна. 07.02.2011 было издано распоряжение Главы Администрации ЗАТО Северск № 136/лс, по которому она была лишена премии за 4 квартал 2010 года за наличие нарушений законодательства в сфере образования, правил приема, перевода и отчисления обучающихся, выявленные нарушения при выполнении муниципального задания. Лишена премии она была спустя полтора месяца после окончания проверки, хотя справка о проверке муниципального задания была составлена 23 декабря 2010 года. Решение по вопросу лишения премии как /__/ было принято до получения отчета по выявленным замечаниям в ходе проверки выполнения муниципального задания. На совещание по теме «Об организации в общеобразовательных учреждениях деятельности по выявлению несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия» она явиться не смогла из-за нетрудоспособности. После выхода на работу хотела ознакомиться с протоколом аппаратного совещания, представить свои возражения или суждения, для этого обратилась в Управление образования, но копии протокола не получила. 23 марта 2011 года ей было предложено предоставить объяснительную о непредставлении информации к аппаратному совещанию и также о ненадлежащем исполнении МОУ «Вечерняя (сменная) школа №79» требований закона в части организации в учреждении деятельности по выявлению несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия, и принятию к ним мер к получению ими общего образования. Объяснение было представлено в Управление образования 25 марта 2011 года. Приказом начальника Управления образования № /__/ от 15.03.2011 она была лишена премии полностью за февраль 2011 года с формулировкой: наличие выявленных нарушений при проверке учреждения Управлением образования, финансовым Управлением Администрации ЗАТО Северск, органами государственного надзора и контроля при приемке учреждения перед началом учебного года. С этим приказом она не согласна и считает его необоснованным, так как в этот период времени начала действовать новая система оплаты труда, которая ей была объявлена только в январе 2011 года, условия премирования должны были вступить в действие только по истечении двух месяцев, после того, как ей стало известно о внесении новых изменений в систему премирования. Приказ не содержит перечень конкретных нарушений с ее стороны. 13 апреля 2011 года был издано распоряжение № 322/к Администрации ЗАТО Северск, по которому ей был объявлен выговор за нарушение законодательства Российской Федерации и ненадлежащее исполнение обязанностей /__/ учреждения. С указанным приказом она также не согласна, так как не указано конкретное нарушение. Просила отменить распоряжение Главы Администрации ЗАТО Северск № 136/лс от 07.02.2011 в части, касающейся лишения ее премии за 4 квартал 2010 года, отменить приказ начальника Управления образования № /__/ от 15.03.2011 в части лишения ее премии за февраль 2011 года, отменить распоряжение Главы Администрации ЗАТО Северск № 322/к от 13.04.2011 об объявлении ей выговора, взыскать с ответчиков -Управления образования Администрации ЗАТО Северск и Администрации ЗАТО Северск компенсацию морального вреда по /__/ рублей с каждого.

В судебном заседании истица Штогрина И.А. настаивала на заявленных требованиях по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Администрации ЗАТО Северск Томской области Васильева И.В., действующая на основании доверенности от 28.12.2010, в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что распоряжением Администрации ЗАТО Северск от 28.01.2010 №40-р определены показатели и условия премирования руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений. За допущенные нарушения законодательства в сфере образования, в частности, нарушение Правил приема, перевода и отчисления обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений /__/, выразившееся в том, что 40 учащихся приняты в школу № 79 и обучаются без документа об образовании, принято решение не выплачивать премию за 4 квартал 2010 года Штогриной И.А., о чем издано распоряжение №136/лс от 07.02.2011. Распоряжением Главы Администрации ЗАТО Северск №322/к от 13.04.2011 Штогриной И.А. объявлен выговор за нарушение законодательства Российской Федерации и ненадлежащее исполнение обязанностей /__/, выразившееся в непредоставлении запрашиваемых для работы комиссии Управления образования материалов в срок до 08.02.2011 и необеспечении участия в работе комиссии представителя школы.

Представитель ответчика Администрации ЗАТО Северск Томской области Кузьменко Г.С., действующая на основании доверенности от 03.05.2011, в судебном заседании исковые требования не признала по тем же основаниям.

Представитель Управления образования Администрации ЗАТО Северск Свердлова Г.Н., действующая на основании доверенности от 27.05.2011, в судебном заседании исковые требования не признала. В письменном отзыве (т.1 л.д. 70-73) указала, что оплата труда /__/ школы № 79 в 2010 году регламентировалась Положением об оплате труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета ЗАТО Северск, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск 15.09.2006 № 2605. В соответствии с данным Постановлением Распоряжением Администрации ЗАТО Северск от 28.01.2010 № 40-р были утверждены Показатели упущений, за которые руководителям снижается размер квартальной премии и годового вознаграждения или их выплата не производится. Штогрина И.А. была лишена премии за 4 квартал 2010 года распоряжением Администрации ЗАТО Северск от 07.02.2011 № 136/лс по п.п. 3,9,15 Перечня нарушений. Пунктом 3 Перечня нарушений предусмотрены нарушения законодательства в сфере образования, что выразилось в том, что в школе № 79 был нарушен порядок приема обучающихся в образовательное учреждение на основании аттестата об основном общем образовании (свидетельства о неполном среднем образовании) или сведений о промежуточной аттестации из общеобразовательных учреждений. Пункт 9 Перечня нарушений предусматривает выявленные нарушения при проверке Учреждения Управлением образования. При проверке школы №79 на основании приказа Управления образования Администрации ЗАТО Северск от 01.12.2010 № 741 «О проведении проверки выполнения муниципального заказа» выявлен низкий уровень посещаемости обучающихся, объем услуг муниципального задания выполняется на 30%, в связи с чем не выполняется ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних». Пункт 15 Перечня нарушений предусматривает ответственность за несвоевременное или некачественное выполнение заданий, поручений, приказов Управления образования. Данное нарушение выразилось в том, что школа №79 не представила информацию по приказу Управления образования от 01.10.2010 №616 «О вакцинации». Приказом Управления образования Администрации ЗАТО Северск от 15.03.2011 № /__/ /__/ школы №79 Штогрина И.А. депремирована за февраль 2011 года на основании подпунктов 13, 16 пункта 14 приказа Управления образования от 21.12.2010 № 774 «Об утверждении целевых показателей эффективности деятельности муниципальных образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Администрации ЗАТО Северск» (далее - Условий премирования и депремирования руководителей) по результатам проверки 15.02.2011, выявившей низкую посещаемость школьных занятий учащимися, нарушением школой требований Федерального закона № 120-ФЗ, непредоставление в Управление образования запрашиваемого пакета документов в назначенный срок до 08.02.2011 для подготовки к аппаратному совещанию Управления образования по вопросу «Об организации в образовательном учреждении деятельности по выявлению несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия». Распоряжением Администрации ЗАТО Северск от 13.04.2011 № 322/к Штогриной И.А. объявлен выговор за нарушение законодательства РФ и ненадлежащее исполнение обязанностей /__/, выразившееся в непринятии предусмотренных законом организационных мер для улучшения посещаемости занятий, организации социально – психологической и педагогической помощи обучающимся, имеющим проблемы в обучении и поведении. Примененные к истцу меры взыскания полагает законными и обоснованными.

Суд на основании ст.ст. 129, 135, 191, 192, 193 ТК РФ, ст. 7 Закона Томской области от 09.11.2007 № 249-03 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Томской области» в удовлетворении заявленных требований Штогриной И.А. отказал.

В кассационной жалобе Штогрина И.А. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым ее исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что приказы и распоряжения о депремировании имели место по результатам проверок, проведенных Управлением образования в декабре 2010 года и в феврале 2011 года. Однако при этом была нарушена процедура проведения проверочных мероприятий, установленная законодательством, в том числе, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» ФЗ-294 от 26.12.2008, в связи с чем результаты данных проверок, проведенных с грубым нарушением требований закона, не могут являться доказательством нарушений, допущенных учреждением, и основанием для наказания /__/. Не была соблюдена процедура оформления итогов проверок, ознакомления руководителя с материалами проверок, процедура привлечения к дисциплинарной ответственности. возможность дать объяснения. Выражает несогласие с результатами проверок, полагает, что суд недостаточно учел ее пояснения в этой части. Указывает, что вечерние школы не входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушения, потому ссылка суда на положения ст. 5 Закона Томской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Томской области» неправомерна. Посещаемость занятий не является критерием муниципального задания, потому вывод суда о выполнении задания не в полном объеме неправомерен. Полагает, что нарушена процедура привлечения ее к дисциплинарной ответственности, пропущен срок для привлечения ее к ответственности в виде выговора.

В возражениях на кассационную жалобу ответчики указывают, что решение суда является законным и обоснованным, а жалоба не подлежит удовлетворению.

Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что по результатам проверок Управления образования Администрации ЗАТО Северск Томской области в школе №79, проведенных в декабре 2010 г. и в феврале 2011 г., /__/ школы №79 Штогрина И.А. была лишена премии за допущенные нарушения в организации работы.

Так, распоряжением Главы Администрации ЗАТО Северск №136/лс от 07.02.2011 Штогрина И.А. лишена премии за 4 квартал 2010 г. за наличие нарушений законодательства в сфере образования, Правил приема, перевода и отчисления обучающихся, выявленные нарушения при выполнении муниципального задания, пункты 3, 9, 15 Перечня упущений.

Приказом начальника Управления образования Администрации ЗАТО Северск № /__/ от 15.03.2011 Штогрина И.А. лишена премии за февраль 2011 г. за нарушения при проверках учреждения Управлением образования, Финансовым управлением Администрации ЗАТО Северск, органами государственного надзора и контроля, при приемке учреждения перед началом учебного года, по результатам проверок ревизионных комиссий, несвоевременное или некачественное выполнение заданий, поручений, приказов начальника Управления, распоряжений и постановлений Администрации ЗАТО Северск.

Распоряжением Главы Администрации ЗАТО Северск №322/к от 13.04.2011 за нарушение законодательства Российской Федерации и ненадлежащее исполнение обязанностей /__/ учреждения Штогриной И.А. объявлен выговор.

Разрешая заявленные Штогриной И.А. требования о признании незаконными указанных выше приказа и распоряжения о депремировании, суд первой инстанции обоснованно исходил из условий и порядка премирования, установленных для /__/ муниципальных общеобразовательных учреждений на 2010 г. постановлением Администрации ЗАТО Северск от 29.09.2009 №3282 «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, находящихся в ведении Управления образования Администрации ЗАТО Северск», Порядком труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета ЗАТО Северск, утвержденным постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 15.09.2006 №2605, распоряжением Главы Администрации ЗАТО Северск №40-р от 28.01.2010 «Об утверждении показателей и условий премирования руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений», которым утверждены Показатели квартального премирования и вознаграждения по результатам работы за год /__/ муниципальных общеобразовательных учреждений и Перечень упущений, за которые /__/ снижается размер квартальной премии и годового вознаграждения или их выплата не производится; а так же условий и порядка премирования, установленных для руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений на 2011 г. - Положения о системе оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений ЗАТО Северск, утвержденного постановлением Администрации ЗАТО Северск от 27.09.2010 №2597, распоряжения Администрации ЗАТО от 11.02.2011 №122-р «О годовом премиальном фонде руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Администрации ЗАТО Северск», Приказа Управления образования от 21.12.2010 №/__/ «Об утверждении целевых показателей эффективности деятельности муниципальных образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Администрации ЗАТО Северск».

Исследовав фактические обстоятельства дела на основании представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что все нарушения и упущения, указанные в распоряжениях и приказе о лишении Штогриной И.В. премий и объявлении выговора, нашли свое подтверждение, наименование данных нарушений соответствует Перечню упущений, соблюден порядок лишения премий и привлечения к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Решение суда мотивированно, изложенные в нем выводы основаны на установленных обстоятельствах, правильно примененных нормах материального права, все доводы истца и ответчиков судом проанализированы, им дана надлежащая правовая оценка.

Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Доводы жалобы о том, что результаты проверок, проведенных с грубым нарушением действующего законодательства, не могут являться законным основанием для лишения премии и привлечения к дисциплинарной ответственности, судебной коллегией проверены и признаны несостоятельными.

По мнению истца, Управлением образования Администрации ЗАТО Северск при проведении проверок были нарушены положения Федерального закона № 294 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Однако в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ предметом его регулирования являются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Из положений п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 294-ФЗ следует, что настоящим Законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

С учетом приведенных положений закона вывод суда о неприменении его к отношениям между Управлением образования Администрации ЗАТО Северск, которое в соответствии с Уставом МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №79» является ее учредителем, и школой является обоснованным, поскольку отношений по муниципальному контролю учредителя муниципального учреждения с таким учреждением не усматривается.

Что касается довода жалобы о том, что привлечение истца к дисциплинарной ответственности – объявление выговора имело место за пропуском установленного законом срока, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 193 Трудового кодекса РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Из содержания распоряжения Главы Администрации ЗАТО Северск №322/к от 13.04.2011 следует, что Штогриной И.А. выговор объявлен за непредоставление запрашиваемой информации в Управление образования Администрации ЗАТО Северск к совещанию, которое состоялось 16.02.2011.

Таким образом, наисполнение трудовой обязанности имело место 16.02.2011. Однако исходя из того, что работодателю, которым в соответствии с условиями трудового договора, заключенного со Штогриной И.А., является Администрация ЗАТО Северск, о ненадлежащем исполнении работником своих трудовых обязанностей стало известно из ходатайства начальника Управления образования Администрации ЗАТО Северск от 15.03.2011, являющегося самостоятельным юридическим лицом и учредителем МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №79», распоряжение Главы Администрации ЗАТО Северск о применении дисциплинарного взыскания от 13.04.2011 вынесено с соблюдением установленного законом срока.

Иные доводы жалобы являлись предметом судебного исследования и оценки, оснований для иной их оценки судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного решение суда по доводам кассационной жалобы отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.360, 366, абз.2 ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Северского городского суда Томской области от 10 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Штогриной И.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: