№ 33-2550/2011 от 12.08.2011



Судья Хагель О.Г. Дело № 33-2550/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Уваровой Т.В.,

судей: Троценко В.А., Титова Н.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске 12 августа 2011 года дело по иску прокурора Томского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Калтайского сельского поселения о понуждении к совершению действий по обеспечению мер пожарной безопасности

по кассационному представлению старшего помощника прокурора Томского района, кассационной жалобе ответчика Администрации Калтайского сельского поселения Томского района Томской области на решение Томского районного суда Томской области от 16 июня 2011 года.

Заслушав доклад судьи Троценко В.А., рассмотрев материалы дела, выслушав представителя процессуального истца прокурора Дашевскую О.С., поддержавшую кассационное представление, представителя ответчика Главу Администрации Калтайского сельского поселения Галямова И.Ю., поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Томского района Томской области обратился в суд в порядке

ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Калтайского сельского поселения об обязании установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в

/__/, /__/, /__/, /__/, /__/, разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения этих населенных пунктов, организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование в данных населенных пунктах с первичными средствами пожаротушения, определить ответчику срок для совершения указанных действий в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. В обоснование заявленных требований указал, что в феврале 2011 года при прокурорской проверке соблюдения законодательства о противопожарной безопасности на территории Калтайского сельского поселения выявлены нарушения требований действующего законодательства в вышеуказанных населенных пунктах. В обоснование иска прокурор сослался на ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.52, 53.1 Лесного кодекса, ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 83 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.ст.19, 22.1 ФЗ «О пожарной безопасности», п.п.112, 114, 116 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 №313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в РФ», ст. 21 Устава муниципального образования «Калтайское сельское поселение», ч.1 ст. 45 ГПК РФ, ст. 27, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Представитель ответчика - Глава Администрации Калтайского сельского поселения Галямов И.Ю. иск прокурора признал частично, указав, что в /__/ установлена пожарная система, в /__/ система оповещения людей на случай пожара отлажена, там расположен мехотряд по тушению пожаров в лесах, установлена камера видеонаблюдения. Между /__/ и /__/ имеется пожарная станция, с МЧС имеется договоренность о тушении пожаров в населённых пунктах сельского поселения. В /__/ и /__/, имеющих постоянно проживающих до 15 человек, для оповещения установлены колокола (рельсы), на территории всех домовладений имеются ёмкости (бочки) с водой, багры, лопаты. Опашка этих населенных пунктов не требуется в связи с тем, что территории отделены полевыми дорогами и речками /__/, /__/ от лесного массива. Территории /__/, /__/, /__/ со стороны примыкания сельхозугодий отделены полевыми дорогами, которые расширены грейдером, то есть устроена минерализованная полоса. /__/ и /__/ от лесного массива разграничены дорогами. На закупку электросирен в /__/ выделены средства, проведен аукцион на их поставку и при их поступлении в поселение они сразу буду установлены. Организация отрядов добровольной пожарной охраны в обязанность муниципального образования не входит. Сослался на издание постановления № 78 от 01.06.2011 «Об утверждении первичных средств пожаротушения и перечня первичных средств пожаротушения», которое размещено на сайте поселения и на проведение работы по организации добровольных дружин в объёме требований закона.

Суд на основании п.п.8, 9 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями), ст. 1, ст. 19 ФЗ от 21.12.2004 №69-ФЗ « О пожарной безопасности»

(с изменениями), ч.1 ст. 52, ч.1,п.3 ч.2 ст. 53.1, п.6 ч.1 ст. 84 Лесного кодекса РФ, ФЗ от 06.05.2011 №100-ФЗ « О добровольной пожарной охране», п.1, п.112, п. 114, п.116 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, ст. 45, ч.1 ст. 56, 206 ГПК РФ иск прокурора удовлетворил, на Администрацию Калтайского сельского поселения возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу: 1. Установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в /__/, /__/, /__/, /__/, /__/; 2. Разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения: создать минерализованные полосы, провести опашку в /__/, /__/, /__/, /__/, /__/. 3. С учётом требований ФЗ № 100 «О добровольной пожарной охране» от 06.05.2011, «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, организовать отряды добровольной пожарной охраны в /__/, /__/, /__/, /__/, /__/.

В кассационной жалобе ответчик Администрация Катайского сельского поселения просит решение в части возложения обязанности на ответчика установить средства звуковой сигнализации, разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения, организовать отряды добровольной пожарной охраны отменить, т.к. не определено, что является звуковой сигнализацией, можно ли к ним отнести в населенных пунктах, где постоянно проживает до 15 человек, кусок рельсы, лемех плуга, колокола на церкви. Не определены технические данные минерализованной полосы. Суд не учел постановление Главы Калтайского сельского поселения №78 от 01.06.2011 «Об утверждении мероприятий и перечня первичных средств пожаротушения», в котором указано на выполненные меры, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на территории населенных пунктов поселения. Организация отрядов добровольной пожарной охраны не относится к полномочиям муниципального образования.

В кассационном представлении старшего помощника прокурора Томского района Базановой В.В.. участвовавшей в рассмотрении дела, ставится вопрос об изменении решения суда, изложении в резолютивной части решения пункта 2 в редакции: обязать Администрацию Калтайского сельского поселения разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов: /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, изложении пункта 3 в редакции: обязать Администрацию Калтайского сельского поселения организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения в /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, т.к. суд не учел изменение прокурором требований. В остальной части решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 347 ГПК РФ исходя из доводов кассационной жалобы ответчика и кассационного представления помощника прокурора Томского района приходит к выводу о том, что кассационное представление помощника прокурора Томского района подлежит удовлетворению, а кассационная жалоба ответчика подлежит удовлетворению в части, п. 2 и п. 3 резолютивной части решения подлежат изменению, а также указание на обязанность ответчика совершить указанные действия в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу распространить на п.1 и п. 2 резолютивной части решения. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба ответчика в остальной части удовлетворению не подлежит по следующему основанию.

При рассмотрении дела судом были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела они доказаны, правильно определены нормы материального права, подлежащие применению, однако при вынесении решения суд не учел, что требования прокурором были изменены в связи с чем п.2 и. п. 3 резолютивной части решения подлежат изменению.

Согласно ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями) к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

В силу п.п.8, 9 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями) к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

На основании п. 1.9 ч.1 ст.6 Устава Муниципального образования «Калтайское сельское поселение» к вопросам местного значения Калтайского сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. Согласно ч. 3 ст.2 Устава сельского поселения территория Калтайского сельского поселения включает в себя /__/, /__/, /__/, /__/, /__/.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1).

В силу п. 112 Правил пожарной безопасности для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, "органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Пункт 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливает, что на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, пунктом 116 Правил предусмотрено, что в летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах необходимо организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата).

Пунктом 6 ч.1 ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Часть 1 ст. 52 ЛК РФ устанавливает, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Как следует из п.1 ч.1 ст.53 ЛК РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров. Согласно ч.1, п. З ч.2 ст.53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; меры противопожарного обустройства лесов включают в себя прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.

Суд установил, что Администрацией Калтайского сельского поселения указанные требования закона не исполняются, доказательств наличия в /__/, /__/, /__/, /__/, /__/ средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, что разработаны мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения, что сформировано патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения в летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в указанных населенных пунктах, поэтому иск прокурора удовлетворил. Однако при вынесении решения суд не учел, что прокурором были изменены требования, изложенные в пунктах 2 и 3, а именно требований о создании минерализованных полос, проведении опашки в селах, о создании дружин не заявлено, поэтому пункт 2 и пункт 3 резолютивной части решения подлежат изменению: из п.2 следует исключить слова: «создать минерализованные полосы, провести опашку», пункт 3 следует изложить в следующей редакции: Возложить на Администрацию Калтайского сельского поселения обязанность в летний период при устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоде или при получении штормового предупреждения организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов /__/, /__/,

/__/, /__/, /__/ с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата).

Кроме того, в исковом заявлении истцом было заявлено требование об обязании ответчика совершить указанные действия в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Эти требования подлежат удовлетворению в части 1 и 2 пунктов, поскольку патрулирование должно организовываться не в течение всего года, а только в летний период при устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоде или при получении штормового предупреждения. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба ответчика в остальной части подлежит оставлению без удовлетворения.

Довод ответчика в жалобе о том, что судом не учтено издание постановления Главы Калтайского сельского поселения №78 от 01.06.2011 «Об утверждении мероприятий и перечня первичных средств пожаротушения», не может быть принят во внимание, т.к. доказательств его опубликования и исполнения на момент рассмотрения дела не было представлено. Не представлено и доказательств организации звуковой сигнализации в селах.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 366, абз. 4 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

изменить резолютивную часть решения Томского районного суда Томской области от 16 июня 2011 года: Возложение обязанности на Администрацию Калтайского сельского поселения совершить действия в течение месяца со дня вступления решения в законную силу распространить на пункты 1 и 2 резолютивной части решения. Из пункта 2 резолютивной части решения исключить слова : «создать минерализованные полосы, провести опашку».

Пункт 3 резолютивной части решения изменить, изложить его в следующей редакции: Возложить на Администрацию Калтайского сельского поселения обязанность в летний период при устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоде или при получении штормового предупреждения организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов /__/, /__/, /__/, /__/,

/__/ с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата). В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Администрации Калтайского сельского поселения в остальной части оставить без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи: