КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 12 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Петровского М.В., судей Радикевич М.А., Худиной М.И. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по кассационной жалобе Администрации Томской области на решение Советского районного суда г. Томска от 06 июля 2011 года дело по исковому заявлению Лисовской Т.В. к Администрации города Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения. Заслушав доклад судьи Худиной М.И., пояснения Лисовской Т.В., полагавшей решение законным и обоснованным, кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Лисовская Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения, указав, что она осталась без попечения родителей, поскольку отец Лисовский В.Н. в свидетельстве о рождении записан со слов матери, мать Лисовская Л.А. решением Ленинского районного суда г. Томска от 25.11.2002 была лишена родительских прав. На основании постановления Главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска № 134-0 от 10.02.2003 она была определена в /__/, оставшихся без попечения родителей «/__/», где находилась на полном государственном обеспечении с 25.03.2003 по 01.09.2008, с 2009 г. по 2010 г. проходила обучение и находилась на полном государственном обеспечении в /__/». Постановлением Главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска №134-0 от 10.02.2003 за ней было закреплено жилое помещение по адресу: /__/. Однако в указанном помещении произошел пожар 18.06.2003 и дом сгорел полностью. 13.04.2010 составлен акт сноса указанного дома. На основании распоряжения Главы администрации Ленинского района г. Томска она была принята на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении. Просила суд возложить обязанность на Администрацию г. Томска предоставить ей вне очереди по договору социального найма на территории г. Томска благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 17 кв.м. Истец Лисовская Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала. Судебное заседание проведено в отсутствие представителя Администрации г. Томска. В отзыве на исковое заявление представитель Администрации г. Томска указала, что Администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком. В соответствии с Законом Томской области от 11.09.2007 №188-03 на территории муниципального образования «Город Томск» отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее -определенная категория лиц), от имени Администрации г. Томска осуществляет Управление социальной политики Администрации города Томска и администраций районов города Томска. Представитель третьего лица - Администрации Томской области Татаренко Л.Ю., действующая на основании доверенности, пояснила, что Лисовская Т.В. была неравомерно поставлена в список учета детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения по договору найма вне очереди, так как за ней было закреплено жилое помещение. Поскольку жилой дом, закрепленный за истцом, снесен, Лисовская Т.В. подлежала включению в список учета граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания. Суд на основании ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ЖК РФ, ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», ст.ст. 1, 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», п.п. 7, 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции исковые требования Лисовской Т.В. удовлетворил. Обязал Администрацию города Томска предоставить Лисовской Т.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17 кв.м. В кассационной жалобе представитель Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что для получения дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходим ряд условий. Поскольку жилое помещение, которое было закреплено за Лисовской Т.В. и в котором она до настоящего момента зарегистрирована, было признано непригодным для проживания, обеспечение истца жилым помещением за счет субвенций на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей невозможно. Жилое помещение ей должно быть предоставлено по иному основанию – в соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ как гражданам, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. В соответствии со ст. 6 Закона Томской области №188-ОЗ от 11.09.2007 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций. Данная субвенция имеет целевое назначение и не может быть израсходована на другие цели. В соответствии со ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела жалобу в отсутствие представителей Администрации г. Томска и Администрации Томской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Лисовская Т.В. относится к категории /__/, была воспитанницей /__/», находилась на полном государственном обеспечении до 01.10.2009, окончила обучение в /__/» 23.06.2010. Судебная коллегия полагает, что суд правильно применил положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и, установив, что Лисовская Т.В. до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, пришел к правильному выводу о том, что требование о предоставлении ей жилого помещения вне очереди по договору социального найма подлежит удовлетворению. Действительно, меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ст. 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ. В соответствии со ст. 4, 5 данного Закона финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Вывод суда о наличии у истца права на обеспечение жилым помещением по заявленному основанию судебная коллегия находит верным. Доводы жалобы в этой части обоснованными признаны быть не могут, поскольку не соответствует представленным доказательствам и установленным по делу обстоятельствам. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Частью 5 ст. 57 ЖК РФ установлено правило, согласно которому по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Из справки администрации Ленинского района г. Томска №/__/ от 07.07.2010 следует, что на основании распоряжения главы администрации от 07.07.2010 № 362 Лисовская Т.В. включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 11). Таким образом, имеются все предусмотренные законодателем условия для внеочередного получения Лисовской Т.В. жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Судебной коллегией отклоняется ссылка Администрации Томской области на то, что жилое помещение Лисовской Т.В. должно предоставляться на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ как гражданину, жилое помещение которого признано в установленном порядке непригодным для проживания. Материалами дела установлено, что за Лисовской Т.В. постановлением главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска № 134-0 от 10.02.2003 закреплено жилое помещение по адресу: /__/, где она зарегистрирована с 24.05.2007. Собственником данного домовладения, как следует из пояснений представителя истца (протокол судебного заседания от 06.07.2011, л.д. 48), являлась Лисовская Л.П. - бабушка истца, умершая 07.11.2000. Согласно справке, выданной МЧС России Государственной пожарной службой по Томской области № /__/ от 12.08.2004, в доме, расположенном по вышеуказанному адресу, произошел пожар, жилое помещение по данному адресу не пригодно для проживания (л.д. 13). Актом № /__/ от 13.04.2010 подтверждается, что дом /__/ по /__/ в /__/ снесен (л.д. 15). Таким образом, в настоящее время жилое помещение, которое было закреплено за Лисовкой Т.В. в установленном порядке, уничтожено, иного недвижимого имущества в собственности истца Лисовской Т.В. не имеется. Судебная коллегия считает, что в данном случае истец вправе требовать предоставления ей жилого помещения и как ребенок-сирота, и как гражданин, жилое помещение которого признано в установленном порядке непригодным для проживания. Судебная коллегия отклоняет ссылку представителя ответчика и на факт законности постановления Объединённой Администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от 10.02.2003 № 1349, которым сгоревшее жилое помещение было закреплено за истцом, поскольку из материалов дела следует, что данное помещение в настоящее время не существует, а, значит, Лисовскую Т.В. нельзя отнести к числу детей - сирот, за которыми закреплено жилое помещение. В силу статьи 15 ЖК РФ объектом жилищных прав может быть жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, то есть соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в настоящее время истец не обеспечена надлежащим жилым помещением и сохраняет право на получение жилого помещения, в том числе в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены соответствующие нормы права и постановлено законное и обоснованное решение. Руководствуясь ст.ст.360, 366, абз.2 ст.361 ГПК РФ судебная коллегия о п р е д е л и л а : решение Советского районного суда г. Томска от 06 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Томской области – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: