№ 33-2587/2011 от 16.08.2011г.



Судья: Шерстабоева Е.В. Дело № 33-2587/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 августа 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Петровского М.В.,

судей Радикевич М.А., Худиной М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске

по кассационной жалобе Государственного учреждения Пенсионный фонд Российской Федерации на решение Северского городского суда Томской области от 31 мая 2011 года

дело по иску Суворовой Т. В. к ГУ Пенсионный фонд РФ о признании незаконным решения о назначении пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости без учета сумм, предусмотренных пунктом 3 ст. 14 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», поручения от 14.12.2010, к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным распоряжения.

Заслушав доклад судьи Худиной М.И., пояснения Суворовой Т.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя ГУ Пенсионный фонд РФ Черепанова А.Л., представителя ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области Громовик О.А., возражавших против доводов жалобы и ее удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Суворова Т.В. обратилась в суд с указанным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что 21.12.2009 она была уволена из ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области в связи с выходом на пенсию по достижению возраста 55 лет. Стаж её работы федерального государственного служащего составляет 21 год. ИФНС России 31.03.2010 были направлены в Пенсионный фонд РФ документы для решения вопроса о назначении ей пенсии по выслуге лет. Она получила письмо ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 21.12.2010, в котором сообщено о поступившем из Пенсионного Фонда РФ поручении, согласно которому общая сумма её пенсии составила /__/ руб. /__/ коп. С указанной суммой назначенной пенсии не согласна, так как по приказу «Об утверждении штатного расписания Инспекции ФНС России по ЗАТО Северск» от 29.01.2009 /__/ ей в соответствии с законодательством РФ установлен оклад в размере /__/ руб. Аналогичный размер должностного оклада отражен и в дополнительном соглашении от 14.10.2008 к служебному контракту /__/ от 10.08.2005. Исходя из оклада /__/ руб., коэффициента 2.8, максимального размера пенсии 63 % и действующего на территории ЗАТО Северск районного коэффициента 1,5, размер пенсии за выслугу лет должен составлять /__/ руб. (/__/*2,8*63%* 1,50%=/__/). При исчислении размера пенсии Пенсионным фондом РФ за основу взят оклад /__/ руб. (т.е. без учета 20 %) и соответственно размер пенсии установлен в размере /__/ руб. (/__/*2,8*63%* 1,5=/__/). Разница между подлежащим установлению размером пенсии и исчисленным Пенсионным фондом РФ составляет /__/ руб. Просила признать незаконным Решение Пенсионного фонда РФ от 14 декабря 2010 г. /__/ в части назначения ей в размере /__/ руб. /__/ коп. в месяц пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости без учета сумм, предусмотренных п. 3 ст. 14 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; признать незаконными поручение Пенсионного фонда РФ /__/ от 14.12.2010 и решение УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области б/н от 21.12.2010; обязать Пенсионный фонд РФ произвести, начиная с 21.12.2009, перерасчет пенсии за выслугу лет и страховой части пенсии по старости из расчета установленного приказом ИФНС России по ЗАТО Северск «Об утверждении штатного расписания Инспекции ФНС России по ЗАТО Северск» от 29.01.2009 /__/ и дополнительного соглашения от 14.10.2008 к служебному контракту /__/ от 10.08.2005 оклада в размере /__/ руб., назначить и производить выплаты пенсии в размере /__/ руб. в месяц, выплатить недоначисленную ей часть пенсии.

В судебном заседании истец Суворова Т.В. на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика - ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области Громовик О.А., действующая на основании доверенности от 11.01.2011, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку документов о назначении пенсии Суворовой Т.В. он не принимал, решение о назначении ей пенсии не выносил.

Судебное заседание проведено в отсутствие представителя ответчика ГУ Пенсионный фонд РФ.

Суд на основании постановления Правительства РФ от 28.04.2007 № 247 «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельных категорий граждан», ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», ст.ст. 14, 21 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» исковые требования Суворовой Т.В. удовлетворил частично. Признал незаконным решение ГУ Пенсионный фонд РФ от 14 декабря 2010 г. /__/ в части назначения Суворовой Т. В. в размере /__/ руб. в месяц пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости без учета сумм, предусмотренных п. 3 ст. 14 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Возложил на ГУ Пенсионный фонд РФ обязанность произвести Суворовой Т.В., начиная с 22.12.2009, перерасчет пенсии за выслугу лет и страховой части пенсии по старости без учета сумм, предусмотренных п. 3 ст. 14 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», из расчета установленного приказом ИФНС России по ЗАТО Северск «Об утверждении штатного расписания Инспекции ФНС России по ЗАТО Северск» от 29.01.2009 и дополнительного соглашения от 14.10.2008 к служебному контракту /__/ от 10.08.2005 оклада в размере /__/ руб., назначить и производить выплаты пенсии в размере /__/ руб. в месяц, выплатить недоначисленную ей часть пенсии. В удовлетворении требований к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск отказал.

В кассационной жалобе представитель ГУ Пенсионный фонд РФ просит решение суда отменить. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что судом нарушены нормы материального права. В соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» размер среднемесячного заработка, исходя из которого государственному служащему начисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада. Полагает, что при начислении пенсии за выслугу лет могут приниматься только оклады, установленные Указом Президента РФ. Вывод суда об исчислении размера пенсии за выслугу лет истцу с учетом должностного оклада, увеличенного на 20% на основании постановления ЦК КПСС, СМ СССР И ВЦСПС от 15.07.1964 №620 сс, считает неверным.

В возражениях на кассационную жалобу Суворова Т.В. указывает, что решение соответствует законодательству СССР и РФ, а потому оснований для его отмены либо изменения у суда не имеется.

Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке является неправильное применение норм материального права.

Судом установлены и сторонами не оспаривались изложенные в исковом заявлении фактические обстоятельства, в том числе продолжительность трудового стажа истца на государственной службе, повышение её оклада на 20% в связи с работой в закрытом территориальном образовании.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно абз.1 п. 2 данной статьи размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, за исключением случаев исчисления размера среднемесячного заработка в соответствии с абз. 2 настоящего пункта, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы установлены Указом Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».

Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что при определении размера пенсии истца в состав её среднемесячного заработка следует включить выплаты, предусмотренные Правилами определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 № 818, а должностной оклад, установленный Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763, принимать во внимание с учетом постановления ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 № 620сс о повышении на 20% окладов работникам в закрытых городах.

Данный вывод основан на неправильном применении п. 2 ст. 21 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ.

Действительно, выплаты, предусмотренные вышеназванными Правилами, и повышение оклада, установленное постановлением ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 № 620сс, должны быть учтены при определении среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих.

Вместе с тем, согласно абз. 11 ст. 2 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ (введенного Федеральным законом от 18.07.2009 №187-ФЗ, то есть до выхода истца на пенсию) в целях настоящего Федерального закона должностным окладом признается месячный оклад федерального государственного гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы, должностной оклад федерального государственного служащего, устанавливаемые указами Президента РФ.

При толковании данной нормы следует исходить из того, что цели закона от 15.12.2001 №166-ФЗ определены его преамбулой, согласно которой настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией РФ основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

Следует учитывать также, что целью принятия постановления от 15.07.1965 № 620сс являлось повышение уровня социальной защиты граждан, работающих в закрытых городах, но не обеспечение их пенсионных прав, а кроме того, данное постановление не является правовым актом Президента РФ.

В связи с изложенным, согласно абз.1 п. 2 ст. 21 закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ после включения всех выплат и повышений оклада в среднемесячный заработок, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, размер этого заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного указами Президента РФ.

Таким образом, отсутствуют основания для перерасчета пенсии Суворовой Т.В., размер среднемесячного заработка которой исчислен в размере 2,8 должностного оклада, установленного для соответствующей должности Указом Президента РФ от 25.07.2006 №763.

Ссылка суда на п. 2 ст. 21 закона от 15.12.2001 №166-ФЗ необоснованна, так как данная норма не регулирует правоотношения, связанные с назначением пенсии за выслугу лет истцу.

Не может быть принята во внимание и ссылка истца на решение мирового судьи судебного участка № 4 Северского судебного района от 14.01.2008, поскольку этим судебным актом разрешен трудовой спор о размере заработной платы истца, предметом соответствующего судебного разбирательства вопросы пенсионного обеспечения не являлись.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска в указанной в решении части не имелось.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в иске, не передавая дело на новое рассмотрение.

Руководствуясь абз. 4 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Северского городского суда Томской области от 31 мая 2011 года отменить в части удовлетворения требований Суворовой Т. В. к Пенсионному фонду РФ о признании незаконным решения Пенсионного фонда РФ от 14.12.2010 № 060726 в части назначения Суворовой Т. В. пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости без учета сумм, предусмотренных п. 3 ст. 14 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», в размере /__/ рублей, возложении на Пенсионный фонд РФ обязанности по перерасчету пенсии, назначенной Суворовой Т. В., начиная с 22.12.2009, с учетом установленного приказом ИФНС России по ЗАТО Северск «Об утверждении штатного расписания Инспекции ФНС России по ЗАТО Северск» от 29.01.2009 /__/ и дополнительного соглашения от 14.10.2008 к служебному контракту /__/ от 10.08.2005 оклада в размере /__/ руб., о возложении на Пенсионный фонд РФ обязанности по назначению и выплате Суворовой Т. В. пенсии в размере /__/ рублей в месяц, выплате недоначисленной Суворовой Т. В. части пенсии, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований Суворовой Т. В. к Пенсионному фонду РФ отказать. В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200