№ 33-2699/2011 от 26.08.2011г.



Судья: Желтковская ЯВ Дело № 33-2699/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего                             Брагиной ЛА,

судей                                                             Тищенко ТА, Титова НД

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело иску прокурора Томского района Томской области в интересах Елизарова В.П. к Государственному учреждению - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействия незаконным

по кассационной жалобе ответчика Государственного учреждения -Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Кировского районного суда г.Томска от 22 июля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Брагиной ЛА, представителя ГУ - ТРО ФСС РФ Юринскую ЗП, действующую на основании доверенности № 7 от 01.10.2010, действительной до 01.10.2013, настаивавшую на доводах кассационной жалобы, прокурора Кофман ЕГ, возражавшую против этих доводов, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Прокурор Томского района Томской области обратился в суд с иском в интересах Елизарова ВП к ГУ - ТРО ФСС РФ о возложении обязанности по предоставлению средства реабилитации. В обоснование требований указал, что Елизаров ВП является /__/, имеющим право на проведение реабилитационных мероприятий и получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, за счет средств федерального бюджета. Елизаров ВП находится в ОГУ «/__/». Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы Томской области» 05.04.2010, Елизаров ВП должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации — медицинским термометром с речевым выходом и тростью тактильной. До настоящего времени указанными средствами Елизаров ВП не обеспечен. Прокурор просил признать бездействие Государственного учреждения - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по не обеспечению медицинским термометром с речевым выходом и тростью тактильной /__/ Елизарова ВП незаконным и нарушающим права на реабилитацию /__/, обязать ответчика в течение 5 дней после вступления в законную силу решения суда выдать Елизарову ВП средства реабилитации - медицинский термометр с речевым выходом и трость тактильную.

В судебном заседании помощник прокурора Томского района Федько ПС требования поддержал.

Елизаров ВП в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика ГУ - ТРО ФСС РФ Мазуров ЮА иск не признал, указал, что неисполнение обязанности по обеспечению /__/ техническими средствами реабилитации вызвано объективными причинами - отсутствием финансирования, после выделения средств из федерального бюджета ГУ - ТРО ФСС РФ приняты меры к исполнению указанной обязанности, однако до настоящего времени технические средства в г.Томск не поступили.

Суд на основании ст. ст. 7, 18 Конституции РФ, ст. ст. 4, 45, 206 ГПК РФ, ст. ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. ст. 2, 10, 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. ст. 6.2, 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи», Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, распоряжения Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, п.п. 2, 3, 4, 5 постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «Об утверждении порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) протезно–ортопедическими изделиями» иск удовлетворил в полном объеме.

В кассационной жалобе Государственное учреждение - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит отменить решение суда, принять новое, которым в удовлетворении иска отказать. Считает, что действия Фонда носили законный и обоснованный характер, нарушений норм действующего законодательства и прав инвалида на социальную защиту не допущено. В ходе судебного заседания представителем ответчика неоднократно указывалось на отсутствие финансирования, заявлялись ходатайства об отложении рассмотрения дела в связи с добровольным исполнением требования о предоставлении технического средства реабилитации, что подтверждается выдачей Елизарову ВП 07.07.2011 направления на получение технического средства реабилитации. Обращает внимание на то, что в программе реабилитации Елизарова ВП не указан конкретный срок проведения реабилитационного мероприятия, в строке «срок исполнения» указано «бессрочно». Таким образом, установление пятидневного срока для исполнения решения суда и предоставления технического средства реабилитации противоречит нормам действующего законодательства, данный срок не является разумным.

В соответствии со ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившегося в зал суда Елизарова ВП.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не находит.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что Елизаров ВП является /__/. /__/ установлена бессрочно.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной ФГУ «Главное бюро медико–социальной экспертизы по Томской области» 05.04.2010, Елизаров ВП должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации – тростью тактильной, специальным устройством для чтения «говорящих книг», медицинским тонометром с речевым выходом, медицинским термометром с речевым выходом.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В силу ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ полномочия по предоставлению инвалидам средств реабилитации возложены на Фонд социального страхования Российской Федерации.

Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, трости тактильные, медицинские термометры и тонометры с речевым выходом отнесены к техническим средствам реабилитации.

Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации регламентирован Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно–ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240. В соответствии с указанными Правилами обеспечение инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями осуществляется в том числе путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации. При подаче заявления представляется документ, удостоверяющий личность инвалида (ветерана) или лица, представляющего его интересы, программа реабилитации (заключение) и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования инвалида (ветерана). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Факт обращения 29.06.2010 представителя Елизарова ВП с заявлением об обеспечении Елизарова ВП средствами реабилитации материалами дела подтвержден и сторонами не оспаривался. Не оспаривалось стороной ответчика, что на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции обязанность по обеспечению Елизарова ВП медицинским термометром с речевым выходом, а также тростью тактильной исполнена не была.

С учетом установленных обстоятельств, анализа приведенных норм права суд пришел к правомерному выводу о незаконности бездействия ответчика и об удовлетворении заявления прокурора, выступающего в защиту прав и интересов Елизарова ВП.

Устанавливая срок для исполнения решения суда в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу, суд учел нуждаемость Елизарова ВП по медицинским показаниям в термометре с речевым выходом, трости тактильной, длительный период времени (более года) не предоставления ГУ - ТРО ФСС РФ указанных средств реабилитации, отсутствие доказательств, позволяющих считать установленный судом срок не разумным и не достаточным для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна.

Отсутствие должного финансирования в ГУ - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не может служить обстоятельством, освобождающим указанное учреждение от обязанности, возложенной на него законом, по предоставлению инвалиду технических средств реабилитации. Сам гражданин участником бюджетных отношений не является, а потому соблюдение его прав не может ставиться в зависимость от наличия бюджетного финансирования либо длительности процедуры оформления государственного заказа на изготовление средства реабилитации.

Указание в программе реабилитации Елизарова ВП на бессрочный срок проведения реабилитационного мероприятия не может быть истолковано в пользу неопределенности данного срока, поскольку факт необходимости средства реабилитации инвалиду установлен уже в момент выдачи ему индивидуальной программы реабилитации.

Ссылка кассатора на добровольное исполнение ответчиком требований закона опровергается пояснениями представителей ответчика в судебных заседаниях судов первой и второй инстанций о том, что на момент принятия судом первой инстанции оспариваемого решения средства реабилитации Елизарову ВП выданы не были.

Довод кассатора в судебном заседании суда кассационной инстанции о незаконности взыскания судом с ответчика государственной пошлины основан на неправильном толковании требований действующего законодательства, в частности, ст. 333.36 НК РФ.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы не имеется. Судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.

Руководствуясь абз.2 ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Кировского районного суда г.Томска от 22 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения -Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200