№ 33-2715/2011 от 26.08.2011г.



Судья: Вотина В.И. Дело №33-2715/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 августа 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Петровского М.В.,

судей Худиной М.И., Уваровой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Пшеничникова О. Ю. к Администрации Томской области, Администрации Молчановского сельского поселения о предоставлении жилого помещения

по кассационной жалобе Администрации Молчановского сельского поселения на решение Ленинского районного суда г.Томска от 16 июня 2011 года,

заслушав доклад председательствующего,

установила:

Пшеничников О.Ю. обратился в Ленинский районный суд г.Томска с иском к Администрации Томской области и Администрации Молчановского сельского поселения, в котором просил обязать Администрацию Молчановского сельского поселения Томской области за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области, обеспечить его вне очереди по договору социального найма жилым помещением общей площадью не ниже социальных норм, установленных на территории /__/, указав в обоснование требований, что родился /__/, является /__/; постановлением главы Администрации Молчановского района Томской области от 04.10.1993 №71 был направлен в /__/, так как его мать Пшеничникова Ж.Ф. умерла 24.07.1993, а /__/; при помещении его в /__/ жилая площадь за ним не была закреплена; постановлением главы Администрации Молчановского района Томской области от 06.06.2000 №184 Пшеничников О.Ю. принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий (очередь /__/) и включен в список очередности на получение жилья как сирота (очередность /__/), однако несмотря на это жилье ему не предоставлено в связи с отсутствием на территории поселения свободного муниципального жилья, а равно средств на его приобретение.

В судебном заседании Пшеничников О.Ю. поддержал требования по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. в судебном заседании иск не признала.

Представитель ответчика Администрации Молчановского сельского поселения Томской области Сопельниченко Е.Г. в судебном заседании пояснила, что Администрация Молчановского сельского поселения готова предоставить истцу жилье после получения субвенций (л.д.35-36).

Обжалуемым решением на основании ст.40 Конституции РФ, ч.1 ст.49, ч.1, ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.ст.1, 140, 152 БК РФ, ст.1, абз.1 и абз.2 ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ, ст.3, ст.8, абз.2 ч.1 ст.15 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 19.08.1999 №28-ОЗ, п.2 ч.2 Закона Томской области «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Молчановского района» от 09.09.2004 №196-ОЗ, ч.3 ст.3 Закона Томской области «О жилищном фонде социального использования в Томской области» от 09.10.2003 №131-ОЗ иск Пшеничникова О.Ю. удовлетворен: Администрация Молчановского сельского поселения Томской области обязана обеспечить Пшеничникова О.Ю. вне очереди на территории /__/ жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее 13,0 кв.м; в удовлетворении иска в остальной части отказано.

В кассационной жалобе Администрация Молчановского сельского поселения просит решение Ленинского районного суда г.Томска от 16.06.2011 отменить, указав следующее:

вывод суда о предоставлении Администрацией Томской области в 2011 году Администрации Молчановского сельского поселения субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (/__/ р.), является ошибочным, поскольку согласно приложению №14 «Распределение субвенций, передаваемых из бюджета Молчановского района бюджетам сельских поселений в 2011 году» к решению Думы Молчановского района Томской области от 27.12.2010 №42 «О бюджете Молчановского района на 2011г.», данные субвенции распределены Могочинскому, а не Молчановскому сельскому поселению;

в резолютивной части оспариваемого решения не указано, за счет каких денежных средств Администрация Молчановского сельского поселения обязана обеспечить Пшеничникова О.Ю. вне очереди жилым помещением по договору социального найма;

Администрация Молчановского сельского поселения в силу ст.136 Бюджетного кодекса РФ не вправе использовать собственные средства на исполнение делегированных государственных полномочий.

Судебная коллегия на основании ст.354 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены ЖК РФ и Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 закона от 21.12.1996 №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.

В соответствии со ст.4 и ст.5 данного закона финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Согласно абз.2 ч.1 ст.15 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» от 19.08.1999 №28-ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» от 11.09.2007 №188-ОЗ администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1).

В силу ч.1 ст.3 закона от 11.09.2007 №188-ОЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст.6 настоящего Закона.

На основании ч.3 ст.3 Закона от 11.09.2007 №188-ОЗ в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Статьей 6 указанного закона предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов – на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями; бюджетам муниципальных районов - на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Указанные в части 1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно ст.85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.

По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения ребенку из числа детей-сирот является обязанностью муниципального образования и должно осуществляться вне очереди, на условиях договора социального найма. При этом разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от наличия либо отсутствия у органов местного самоуправления свободного жилья, а также того, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить этим детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства.

Судом первой инстанции установлено, что Пшеничников О.Ю. родился /__/, его отцом является Пшеничников Ю.П., матерью – Пшеничникова Ж.Ф. (свидетельство о рождении II-OM /__/ – л.д.6). Мать Пшеничникова Ж.Ф. умерла 24.07.1993 в /__/, что подтверждается свидетельством о смерти I-OM /__/ (л.д.9). Данные об отце согласно сообщению бюро ЗАГС Томского района Томской области от 24.09.1998 записаны со слов матери (л.д.10). Постановлением Администрации Молчановского района Томской области «Об определении несовершеннолетнего Пшеничникова О.Ю. в /__/» от 04.10.1993 №71 (л.д.7) решено просить Томское областное учреждение образования выделить путевку Пшеничникову О.Ю. в /__/ с указанием на невозможность закрепления за несовершеннолетним жилой площади по причине отсутствия постоянной регистрации по месту жительства. 19.01.1999 выдана путевка /__/ (л.д.8, 40), на основании которой Пшеничников О.Ю. направлен Управлением образования в /__/ переводом из /__/. Согласно письму главы Молчановского района Томской области первому заместителю Мэра г.Томска от 15.02.2007 /__/ (л.д.14) об оказании содействия в получении жилого помещения Пшеничников О.Ю. в 1993 году определен в /__/, затем – в /__/, в 2006 году закончил /__/ и получил квалификацию /__/, в 2007 году закончил полный курс при /__/, получил квалификацию /__/, что подтверждено дипломом /__/ (л.д.20-21) и свидетельством серии /__/ (л.д.19). В настоящее время (до 31.12.2012) Пшеничников О.Ю. зарегистрирован по месту пребывания согласно свидетельству /__/ по адресу: /__/. (л.д.12). Согласно сообщению управляющего делами Администрации Молчановского сельского поселения (л.д.11) Пшеничников О.Ю. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, 15.03.2000 поставлен в общий список очередности (/__/) и во внеочередной список детей-сирот (/__/). Уведомлением Управления Росреестра по Томской области (л.д.17) и справкой о регистрации права собственности по состоянию на 03.09.1998, выданной ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» 12.04.2011 (л.д.18), подтверждено отсутствие у истца зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, кассатором под сомнение не ставятся и свидетельствуют о том, что у Пшеничникова О.Ю. как нуждающегося в жилом помещении возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. При этом суд первой инстанции обоснованно признал надлежащим ответчиком по делу Администрацию Молчановского сельского поселения, поскольку она обязана приобрести в муниципальную собственность жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма сироте.

Судебная коллегия не принимает во внимание ссылку кассатора на приложение №14 к решению Думы Молчановского района Томской области от 27.12.2010 №42 «О бюджете Молчановского района на 2011 год» о распределении субвенций, переданных из бюджета Молчановского района бюджетам сельских поселений в 2011 году.

В силу вышеприведенных положений ЖК РФ и Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом Пшеничников О.Ю. не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем его право на предоставление вне очереди жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения».

По этим же основаниям не имеет правового значения довод жалобы о том, что Администрация Молчановского сельского поселения в силу ст.136 Бюджетного кодекса РФ не вправе использовать собственные средства на исполнение делегированных государственных полномочий.

Кроме того, следует отметить, что изложенное в обжалуемом решении суждение о праве администрации города использовать собственные средства для исполнения обязательства, делегированного органом власти субъекта федерации, не свидетельствует о необоснованности судебного акта, так как является не более, чем констатацией существования соответствующего законоположения, применение которого для исполнения судебного решения возможно, но не обязательно при наличии иных предусмотренных для этого законом способов.

Довод кассатора об отсутствии в резолютивной части оспариваемого решения указания, за счет каких денежных средств Администрация Молчановского сельского поселения обязана обеспечить Пшеничникова О.Ю. вне очереди жилым помещением по договору социального найма, не основан на требованиях процессуального законодательства.

Таким образом, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в то время как оснований для таковой не имеется.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, а также соблюдены нормы процессуального законодательства, решение суда является законным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь абз.2 ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Томска от 16 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Молчановского сельского поселения – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200