Судья: Мацкевич РН Дело № 33-2713/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 26 августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Брагиной ЛА, судей Тищенко ТА, Титова НД рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело иску Лободы Л. А. к областному государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» о предоставлении мер дополнительной социальной поддержки в форме ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по кассационной жалобе областного государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» на решение Советского районного суда г.Томска от 19 июля 2011 года. Заслушав доклад судьи Брагиной ЛА, представителя областного государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» Яшина ДС, действующего на основании доверенности № 17-дв от 29.06.2011, действительной до 31.12.2011, настаивавшего на доводах кассационной жалобы, судебная коллегия у с т а н о в и л а : Лобода ЛА, с учетом изменения требований, обратился в суд с иском к ОГУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» о предоставлении мер дополнительной социальной поддержки в форме ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В обоснование требований указал, что является /__/. Данной категории населения в силу ч. 8 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ предоставляются меры социальной поддержки в части оплаты коммунальных услуг наравне с инвалидами Великой Отечественной войны. Законом Томской области «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Томской области» для инвалидов Великой Отечественной войны предусмотрены дополнительные меры поддержки в виде ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), которые ему не предоставляют. В судебном заседании Лобода ЛА настаивал на заявленных требованиях. Представитель ОГУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» Яшин ДС требования Лободы ЛА не признал. Указал, что бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, предоставляются меры социальной поддержки, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Однако данная категория не отнесена законодателем непосредственно к ветеранам Великой Отечественной войны в силу ст.2 Федерального закона «О ветеранах», а Закон Томской области № 66-0З от 04.05.2005, на который ссылается истец, предоставляет дополнительные меры социальной поддержки лишь инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, поскольку финансирование расходов на эти цели осуществляется за счет средств областного бюджета. Лободе ЛА осуществляется выплата ЕДВ ЖКУ по коммунальным услугам в связи с тем, что его супруга является /__/. Суд на основании ст. 76 Конституции РФ, ст. 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. ст. 1, 2, 4, 14, 23.2 Федерального закона «О ветеранах», определения Конституционного Суда РФ от 14.12.2003 № 423-О, Закона Томской области № 66-ОЗ от 04.05.2005 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Томской области», Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсационных доплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 19.01.2011 № 7а, признал право Лободы ЛА на получение мер дополнительной социальной поддержки в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с ч.1 ст. 1 Закона Томской области № 66-ОЗ от 04.05.2005. В кассационной жалобе ОГУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» просит отменить решение суда и принять новое, которым в удовлетворении требований Лободы ЛА отказать. Указывает, что такая категория граждан, как несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, не отнесена законодателем непосредственно к ветеранам Великой Отечественной войны и не приравнена к ним в полном объеме льгот. В Законе Томской области от 04.05.2005 № 66-03 отсутствует норма, предусматривающая распространение мер социальной поддержки, установленных данным законом, на бывших несовершеннолетних узников концлагерей. Субъект РФ вправе сам определять категории граждан и объем дополнительных мер их социальной поддержки, исходя из возможностей областного бюджета. Считает, что судом необоснованно был расширен круг лиц, которым предоставляются льготы по оплате ЖКУ в соответствии с областным законом. В соответствии со ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившегося в суд Лободы ЛА. Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Судом правильно установлено, что согласно удостоверению серии /__/ № /__/ Лобода ЛА признан /__/. Согласно справке Сер. /__/ № /__/ ему установлена /__/. В соответствии со ст. 154 ч. 8 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Льготы для инвалидов Великой Отечественной войны установлены, в частности, ст. 14 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах». В силу ст. 23.2 того же Федерального закона № 5-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных указанной статьей. Как правильно установил суд, льготы, предусмотренные федеральным законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны, истцу предоставлены. Вместе с тем при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в законе не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы (Разъяснение № 4 от 07.07.1999 «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», утвержденное постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999 № 20 (в ред. от 25.06.2009), зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 09.08.1999 за № 1862). Следовательно, несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не отождествляются с инвалидами и участниками Великой Отечественной войны, а лишь в предусмотренных законом случаях пользуются теми же льготами, что и указанная категория лиц. В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель Томской области установил дополнительные социальные гарантии для инвалидов и участников Великой Отечественной войны Законом Томской области № 66-ОЗ от 04.05.2005 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Томской области». Финансирование дополнительной меры социальной поддержки, установленной настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета (ст. 2 Закона Томской области № 66-ОЗ). Указанным областным законом № 66-ОЗ не предусмотрено предоставление льгот, дополнительно установленных непосредственно для инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет средств областного бюджета, несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей. Как определение, так и расширение круга лиц, имеющих право на те или иные льготы, к чему фактически сводятся требования истца, являются прерогативой законодателя, в рассматриваемом случае – законодательного органа Томской области. Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что предусмотренные Томским областным законом № 66-ОЗ льготы должны предоставляться Лободе ЛА как /__/, является необоснованным, а потому решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены по имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять по нему новое решение об отказе Лободе ЛА в удовлетворении заявленных исковых требований. Руководствуясь ст. 361 абз. 4 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Решение Советского районного суда г. Томска от 19 июля 2011 года отменить, Лободе Л. А. в удовлетворении исковых требований к областному государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» о предоставлении мер дополнительной социальной поддержки в форме ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании Закона Томской области № 66-ОЗ от 04.05.2005 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Томской области» отказать. Председательствующий: Судьи: