от 09 сентября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Школяр Л.Г., судей Руди О.В., Тищенко Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Смирновой А. А. к администрации Томской области, администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения по кассационной жалобе представителя ответчика- администрации г. Томска Литвиной Е. С. (доверенность № 508 от 03.02.2011) на решение Ленинского районного суда г. Томска от 08 августа 2011г. Заслушав доклад председательствующего, объяснения истца Смирновой А.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Смирнова А.А. обратилась в суд с иском к администрации Томской области, администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В обоснование требований указала, что является /__/, т.к. ее отец Смирнов А.С. умер 19.10.2003, мать- Гвоздева З.В. лишена родительских прав. Попечитель- ее бабушка Абрамова Н.А. умерла 01.01.2006. В 2006г. закончила школу, с 2009г. /__/, /__/ родила сына. Ребенок имеет /__/. Закрепленного жилого помещения не имеет, ее семья на основании договора аренды проживает в квартире по адресу: /__/. После обращения в администрацию Ленинского района г. Томска распоряжением Главы Администрации Ленинского района г. Томска № 375 от 22.06.2011 поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также на учет /__/. В судебном заседании истец Смирнова А.А. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении. Пояснила, что зарегистрирована по месту регистрации матери, лишенной родительских прав. До этого проживала у опекуна. Представитель администрации Томской области Татаренко Л.Ю. (доверенность № 32 от 01.04.2011 сроком на 1 год), представитель администрации г. Томска Литвина Е.С. (доверенность № 508 от 03.02.2011 на срок 1 год), надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Обжалуемым решением на основании ст.40 Конституции РФ, ст.1, абз.2 ч.1 ст.8, абз.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.15, ч.1 ст.49, ч.1 и п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, ч.2 ст.15 закона Томской области от 19.08.1999 №28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области", ч.1 ст.1, ч.2, ч.3, ч.4 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", закона Томской области от 28.12.2010 №327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», ч.3 ст.3 закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ "О жилищном фонде социального использования в Томской области", ст.152 Бюджетного кодекса РФ, ст.98 ГПК РФ иск удовлетворен частично. Постановлено обязать администрацию г. Томска предоставить Смирновой А.А., /__/ года рождения на территории /__/ вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 17 кв.м. Взыскать с администрации г. Томска в пользу Смирновой А.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано. В кассационной жалобе представитель ответчика администрации г. Томска Литвина Е.С. просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что на администрацию г. Томска возложена обязанность по предоставлению жилого помещения /__/, за счет субвенций, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. В настоящее время администрацией г. Томска субвенция не приобретение жилого помещения истцу не получена. Кроме того, судом в нарушение требований п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ с администрации г. Томска взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей. В отзыве на кассационную жалобу представитель администрации Томской области Татаренко Л.Ю. просит решение в части взыскания с администрации г. Томска государственной пошлины в размере 200 рублей отменить, как не соответствующее требованиям п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ. В суд кассационной инстанции представители ответчиков- администрации Томской области, администрации г. Томска не явились. В соответствии со ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Проверив материалы дела по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему. В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или один родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Судом правильно установлено, что Смирнова А.А. относится к категории лиц, из числа /__/. Установлено, что истец не имеет закрепленного за ней жилого помещения, и 22.06.2011 была включена в список учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, а также в список учета /__/. Данное обстоятельство подтверждается справкой администрации Ленинского района г. Томска (л.д.19). Согласно абз.2 ч.1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999г. № 28-ОЗ (в ред. от 12.03.2008г) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Законом Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1). В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.2 ст.3 Закона). В соответствии с ч.4 ст.3 Закона в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления осуществляют расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Таким образом, из анализа приведенных норма права следует, что субвенции для реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, выделяются муниципальному образованию, которое в дальнейшем перераспределяет выделенные средства между бюджетами поселений. Из Закона Томской области от 28.12.2010 № 327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» следует, что муниципальному образованию «город Томск» предоставлена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Таким образом, вывод суда о возложении на администрацию г. Томска обязанности предоставить Смирновой А.А. вне очереди жилое помещение является верным, а доводы кассатора об отсутствии субвенции необоснованными. Вместе с тем довод кассационной жалобы о незаконности решения в части взыскания с администрации г. Томска в пользу истицы расходов по уплате государственной пошлины является обоснованным, поскольку согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ (в редакции ФЗ от 27.12.2009 № 374-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков. В этой связи решение суда о взыскании с администрации г. Томска государственной пошлины в размере 200 рублей подлежит отмене. о п р е д е л и л а : решение Ленинского районного суда г. Томска от 08 августа 2011 года в части взыскания с администрации г. Томска в пользу Смирновой А. А. расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей отменить, в остальной части это же решение оставить без изменения. Председательствующий: Судьи: Судья Юровский И.П. Дело № 33-2845/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ