№ 33-3063/2011 от 27.09.2011г.



Судья: Николаенко Н.Г. Дело №33-3063/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 сентября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,

судей Залевской Е.А., Тищенко Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Пичуева А. Э. к Администрации Подгорнского сельского поселения, Муниципальному образованию «Чаинский район», Администрации Томской области о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением,

по кассационной жалобе администрации Подгорнского сельского поселения на решение Чаинского районного суда Томской области от 10 августа 2011 года.

Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пичуев А.Э. (далее по тексту – истец) обратился в суд с иском об обязании Администрации Подгорнского сельского поселения (далее по тексту - Администрация поселения, ответчик), Муниципальному образованию «Чаинский район», Администрации Томской области (далее по тексту – ответчики) предоставить ему, вне очереди, жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм по /__/.

В обоснование требования указал, что имея статус /__/, в 2009 году он закончил /__/, а в 2011 году - /__/ в /__/. Жилья не имеет.

Постановлением Главы Подгорнского сельского поселения от 21.07.2009 года № 201 он был включен в список учета /__/ на получение жилого помещения по договору социального найма. В силу требований части 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, частей 2,3 статьи 15 Закона Томской области № 28-03, пункта 2 статьи 57 ЖК РФ, Закона Томской области № 188-03, у ответчиков возникла обязанность предоставить ему, вне очереди, жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании Пичуев А.Э. поддержал свои требования по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно пояснил, что ввиду отсутствия собственного жилья, вынужден в настоящее время проживать со своей бабушкой в аварийном домике площадью /__/ кв.м. в /__/.

Представитель истца Ланетина Н.Ф. поддержав исковые требования пояснила, что внука по окончанию /__/ она была вынуждена пустить жить к себе. Сама она проживает без законных оснований в домике площадью /__/ кв.м. по /__/ в /__/. Никаких правоустанавливающих документов на это жилое помещение у нее нет. Проживать вместе с внуком ей очень затруднительно, на работу в /__/ он устроиться не может.

Представитель ответчика Администрации Подгорнского сельского поселения - Лаврова Л.М. - исковые требования не признала. Согласилась, что истец относится к категории /__/, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещение в Администрации поселения. Признает, что у Администрации поселения существует обязанность обеспечить его жилым помещением, однако, надлежащим ответчиком по делу является Администрация Томской области, которая не предоставляет в достаточном объеме субвенций для обеспечения жилыми помещениями /__/. Приобретать жилье на собственные средства ответчик не намерен, так как имеет соответствующих расходных обязательств, которые являются расходными обязательствами Администрации субъекта РФ.

Представитель Администрации Чаинского района Томской области в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление указал, что считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку не получила в 2011 году из областного бюджета средств достаточных для приобретения жилья истцу. Надлежащим ответчиком по делу считает Департамент по вопросам семьи и детей Томской области.

Представитель Администрации Томской области в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление указал, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочия по обеспечению жилыми помещениями /__/ Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-03 переданы органам местного самоуправления.

Обжалуемым решением на основании статей 5, 15 Закона Томской области №28-ОЗ «Осоциальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», статей 1,3 Закона Томской области « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» исковые требования Пичуева А.Э. частично удовлетворены, суд обязал Администрацию Подгорнского сельского поселения обеспечить Пичуева А.Э. вне очереди жилым помещением по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм по /__/.

В удовлетворении исковых требований к МО «Чаинский район» и Администрации Томской области было отказано.

В кассационной жалобе Глава Подгорнского сельского поселения просит решение Чаинского районного суда Томской области от 10.08.2011 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование жалобы указывает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было учтено то обстоятельство, что реализация переданных государственных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетом субвенций из соответствующих бюджетов. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных государственных полномочий только в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Муниципальное образование «Подгорнское сельское поселение» не имеет права устанавливать и исполнять расходные обязательства по обеспечению жилыми помещениями /__/, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения за счет своих средств.

В возражениях на кассационную жалобу Муниципальное образование «Чаинский район» соглашается с доводами кассационной жалобы.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, кассационную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьёй 354 ГПК РФ судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и не явившихся в зал суда истца Пичуева А.Э., представителей ответчиков Администрации Подгорнского сельского поселения, Муницпального образования «Чаинский район», Администрации Томской области.

Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на неё, проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 347 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно пункту 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Меры социальной поддержки /__/, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со статьёй 1 названного Федерального закона к лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или один родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом правильно установлено и не оспаривается сторонами, что Пичуев А.Э. относится к /__/. В июне 2011 года окончил обучение в /__/ и в настоящее время не имеет закрепленного за ним жилого помещения. На основании постановления главы Подгорнского сельского поселения №201 от 21.07.2009 Пичуев А.Э. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (лист дела 13).

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (в ред. от 12.03.2008) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» /__/, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу части 1 статьи 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 статьи 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

Частью 2 статьи 3 Закона предусмотрено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления осуществляют расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.

На основании Закона Томской области от 10.09.2004 № 205-03 «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Чаинского района», образовано в границах муниципального района муниципальное образование Подгорнское сельское поселение, включающее в себя населенные пункты /__/.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Администрация Томской области не является ответчиком по рассматриваемому иску, так как возложение обязанности по предоставлению жилья конкретному лицу не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию вышеуказанного Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-03. Надлежащим ответчиком является Администрация Подгорнского сельского поселения, поскольку наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями /__/ и других лиц, указанных в Законе Томской области от 11.09.2007 № 188-03 администрации поселений Томской области.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (часть 5 статьи 57 ЖК РФ).

Судом установлено, что Пичуев А.Э. с 2009 года состоит на льготной очереди в Списке /__/, на получение жилья ( лист дела 14). Постановление о закреплении за Пичуевым А.Э. жилого помещения по адресу /__/ было отменено постановлением главы Чаинского района от 18.12.2010 (лист дела 11), находящегося у него в собственности жилого помещения не имеется.

Таким образом, до настоящего времени ответчик, имея право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма не обеспечен жилым помещением.

В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Анализ приведенных правовых норм федерального и областного законодательства не предусматривает обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения /__/. При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст.140). Гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем, субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

Кроме того, обеспечение вне очереди жилым помещением /__/, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений. При этом в случае недостаточности финансовых средств, орган местного самоуправления вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации.

В этой связи законных оснований для возложения обязанности на Администрацию Томской области по предоставлению истцу жилого помещения не имеется. Доводы жалобы в указанной части судебная коллегия находит несостоятельными.

Исходя из изложенного, а также из характера заявленных исковых требований, выводы суда первой инстанции относительно признания Муниципального образования «Чаинский район», Администрации Томской области ненадлежащим ответчиком по делу являются обоснованными. Доводы жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не усматривается, нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену судебного акта, предусмотренных частью 2 статьи 364 ГПК РФ, не допущено

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 360, абзацем 2 статьи 361, статьёй 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Чаинского районного суда Томской области от 10 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Подгорнского сельского поселения – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: