№ 33-2750/2011 от 30.08.2011г.



Судья Лапа А.А. Дело № 33-2750/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Троценко В.А.,

судей: Шефер Л.В., Уваровой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске 30 августа 2011 года дело по иску прокурора Шегарского района Томской области в интересах Ламеко О. В. к Администрации Северного сельского поселения о понуждении к внеочередному предоставлению жилого помещения

по кассационной жалобе Ламеко О. В. на решение Шегарского районного суда Томской области от 08 июня 2011 года.

Заслушав доклад председательствующего, рассмотрев материалы дела, выслушав истицу Ламеко О.В., поддержавшую жалобу, прокурора Кофман Е.Г, возражавшую против жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Прокурор Шегарского района Томской области в интересах Ламеко О.В. обратился в суд с иском к Администрации Северного сельского поселения Шегарского района Томской области о внеочередном предоставлении Ламеко О.В. жилого помещения по договору социального найма не ниже установленной социальной нормы, т.е. не менее 12 кв. м общей площади за счет средств областного бюджета. В обоснование иска указал, что Ламеко О. В., /__/ года рождения на основании решения Шегарского районного суда Томской области от 01.06.1994 была с братьями и сестрами отобрана у матери Ламеко Г.Ф. Органами опеки и попечительства 21.02.1995 она была направлена в /__/. Постановлением Администрации Шегарского района Томской области № 20 от 16.02.1995 за Ламеко О.В. была закреплена жилая площадь в занимаемом их семьей жилом доме в /__/. Решением Шегарского районного суда Томской области от 14.09.1998 Ламеко Г. Ф. лишена родительских прав в отношении детей: Ламеко О. - /__/ года рождения, А./__/ года рождения, Т./__/ года рождения, Ф./__/ года рождения. Сведения об отце Ламеко О. отсутствуют, в свидетельстве о её рождении данные об отце записаны со слов матери.

С 1995 по 1998 год Ламеко О.В. находилась в /__/, а с 01.09.1998 по 29.06.2001 обучалась в /__/

/__/, с 01.09.2001 по 25.06.2004 училась в /__/, а с 01.09.2004 по 29.06.2005 училась в /__/, находилась на государственном обеспечении. По окончании обучения жильем не обеспечивалась. Дом, в котором за Ламеко О.В. была закреплена жилая площадь, стал непригодным для проживания, он практически разобран, в нем отсутствуют окна, рамы, двери, печь. С 23.03.2009 Ламеко О.В. состоит на учете, как /__/, нуждающееся в жилье, в Администрации Северного сельского поселения Шегарского района Томской области. Не имея жилья, Ламеко вынуждена снимать квартиру в /__/, временно зарегистрирована по месту жительства своей сестры по адресу: /__/,

/__/. Прокурор сослался на ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 1, ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения».

Представитель ответчика Администрации Северного сельского поселения Сазонова Г.Б. (по доверенности от 20.05.2011) иск не признала. Пояснила, что в 2009 году она ошибочно поставила Ламеко О.В. на льготную очередь под номером /__/, а должна была поставить на общую очередь под номером /__/, т.к. Ламеко О.В. было более 23 лет, ей исполнилось 27 лет. Администрацией Северного сельского поселения истице Ламеко О.В. предоставлено жилое помещение общей площадью /__/ кв. м по адресу: /__/, которое соответствует санитарным нормам. В этой трехкомнатной квартире имеется печное отопление, туалет, горячая вода от котла, встроенного в печь.

Представитель третьего лица Администрации Шегарского района Вязов Е.Л. (по доверенности от 12.11.2010) иск не признал, поддержал письменный отзыв на иск, согласно которому считал, что Администрация Северного сельского поселения является ненадлежащим ответчиком, т.к. она не вправе приобретать в собственность жилые помещения, их может приобретать поселение. На дату постановки Ламеко О.В. на учет на предоставление вне очереди жилого помещения она утратила статус /__/, т.к. ей исполнилось 26 лет. Прокурор не вправе был обращаться с данным иском в суд. Жилое помещение Ламеко О.В. предоставлено, препятствий для проживания в нем нет. Администрация Томской области должна быть привлечена к участию в деле не в качестве третьего лица, а в качестве ответчика, т.к. деньги на приобретение жилья выделяются из областного бюджета.

Представитель третьего лица Администрации Томской области в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела

Суд на основании п. «ж» ч.1 ст. 72, ч.2 ст. 76 Конституции РФ, ч.4 ст. 49, ст. 50, п.2 ч.2 ст. 57, ст. 60 ЖК РФ, ст. 1, ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей. оставшихся без попечения родителей», ч.1 ст. 26.1 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 5 ФЗ от 24.07.1998 № 124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 2, п.2, п.3 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28 - ОЗ «О социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», ст. 4.1 Закона Томской области от 08.06.2005 № 91-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», ч.1 ст. 1, ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188 - ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», Закона Томской области от 29.12.2009 № 298- ОЗ « Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов», ч.1 ст. 45, ст. 56 ГПК РФ постановил решение, которым иск прокурора Шегарского района удовлетворен частично. На Администрацию Северного сельского поселения Шегарского района Томской области возложена обязанность предоставить Ламеко О. В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, исходя из нормы предоставления не менее 12 квадратных метров общей площади. В остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе истица Ламеко О.В. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в ином составе судей. Не согласна с тем, что суд не удовлетворил требование о приобретении жилого помещения за счет средств областного бюджета, в связи с чем Администрация Северного сельского поселения может предоставить ей любое свободное жилое помещение, имеющееся в поселении. Ответчик предоставляет ей жилое помещение в

/__/, в котором нет ни работы, ни детского сада, ни учреждения здравоохранения, ни школы. Закрепленное жилое помещение в

/__/ пришло в негодность. Считает, что жилье должно быть приобретено за счет средств областного бюджета в населенном пункте, где можно найти работу, иметь медицинское обслуживание и растить детей.

Судебная коллегия рассмотрела дело на основании ч.2 ст. 354 ГПК РФ в отсутствие ответчика, третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 347 ГПК РФ исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда постановлено правильно, в соответствии с законом. Кассационная жалоба истицы Ламеко О.В. удовлетворению не подлежит по следующему основанию.

Суд установил, что Ламеко О.В., /__/ года рождения в несовершеннолетнем возрасте /__/, что подтверждено решением Шегарского районного суда Томской области от 01.06.1994 об отобрании детей у матери Ламеко Г.Ф., в том числе Ламеко О., решением Шегарского районного суда Томской области от 14.09.1998 о лишении родительских прав Ламеко Г.Ф., в том числе в отношении дочери Ламеко О.

В судебном заседании не оспаривалось, что закрепленное за истицей в 1995 году жилое помещение в /__/ пришло в негодность.

Ламеко О.В. по инициативе Отдела опеки и попечительства Администрации Шегарского района была поставлена на учет /__/ как нуждающаяся во внеочередном предоставлении жилого помещения с 30.12.2001, т.к. закрепленное за ней жилое помещение в /__/ находилось в ветхом состоянии, требовало капитального ремонта, в доме отсутствовали окна, двери, печь прогорела, проживать в доме было невозможно. Это подтверждено справкой и.о. начальника Отдела прав защиты детей по вопросам семьи Администрации Шегарского района от 29.08.2011 и выпиской из книги выдачи ордеров Шегарской сельской Администрации за 2001 год.

Ламеко О.В. 29.06.2005 закончила /__/, что подтверждено Дипломом от 29.06.2005. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Постановлением Главы Администрации Северного сельского поселения № 83 от 14.04.2009 Ламеко О.В. признана нуждающейся в получении жилой площади по договору социального найма.

Доказательств тому, что указанное в постановлении Главы Администрации Северного сельского поселения Шегарского района Томской области от 20.05.2011 № 38 жилое помещение в /__/ соответствует предъявляемым жилищным законодательством санитарно – техническим требованиям, ответчиком не представлено.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно п.1, п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, … однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

Согласно Закону Томской области от 11.09.2007 № 188-03 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены администрации поселений и городских округов. Согласно ч.1 и ч.4 ст.6 данного Закона Томской области обеспечение государственных полномочий по расчёту и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчёту и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений осуществляют государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями за счёт субвенций, предоставляемых бюджетам поселений на данные цели из бюджета муниципального района, в состав которого входят данные поселения. Согласно ч. 7 ст. 6 Закона № 188-ОЗ органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

С учетом вышеуказанных Федеральных законов и законов Томской области, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить Ламеко О.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, исходя из нормы представления не менее 12 квадратных метров общей площади.

Ссылка в жалобе на необходимость указания в решении суда о предоставлении жилого помещения за счет бюджета Томской области не является основанием для отмены решения суда, т.к. законами регулируются бюджетные отношения между субъектом РФ и органами местного самоуправления, истица Ламеко О.В. не является стороной в межбюджетных отношениях.

Решение судом постановлено правильно, в соответствии с законом, оснований для его отмены не имеется, поэтому кассационная жалоба истицы Ламеко О.В. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 366, абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Шегарского районного суда Томской области от 08 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу истицы Ламеко О. В. - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи: