11 октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Брагиной Л.А., судей Залевской Е.А., Руди О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Соловьева В. А. к Администрации Томской области об обеспечении передачи финансовых средств Администрации г. Томска для обеспечения жилым помещением, к Администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма по кассационной жалобе Администрации Томской области на решение Ленинского районного суда г. Томска от 15 сентября 2011 года. Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., объяснения представителя ответчика Администрации Томской области Романенко А.Н., действующей на основании доверенности от 02.08.2011, истца Соловьева В.А., рассмотрев материалы дела, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Соловьев В.А. обратился в суд с требованиями обязать Администрацию Томской области обеспечить передачу Администрации г. Томска финансовых средств, необходимых для обеспечения его жилым помещением не ниже установленной социальной нормы по г. Томску, обязать Администрацию г. Томска за счет соответствующих средств, предоставленных Администрацией Томской области, приобрести и предоставить ему вне очереди на условиях социального найма жилое помещение на территории г. Томска не ниже установленной социальной нормы по г. Томску. При рассмотрении дела судом первой инстанции в письменном заявлении и в пояснениях суду указал в обоснование исковых требований, что имеет статус /__/, постановлением Главы Администрации Октябрьского района г. Томска от 05.10.1995 № 355 был определен в /__/ и с 26.02.1996 по июнь 2002 года находился в /__/. При определении его в детское учреждение за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: /__/, однако указанная квартира была приватизирована посторонними людьми, он остался без квартиры. Решением жилищной комиссии Объединенной администрации Ленинского и Октябрьского районов г. Томска был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по состоянию на 2011 год в общем списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, его очередь № 2739, в льготном списке /__/ - 17. В 2005 году ему была предоставлена комната в общежитии по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м, где он в настоящее время и проживает, постоянного жилья не имеет, данное жилое помещение является временным, предоставлено ему не на территории /__/, а в /__/, добираться до которого очень долго. Условия для проживания в нём практически отсутствуют, так как горячей воды летом нет, кухня отсутствует, отопление в зимнее время плохое. Кроме того, по закону ему должно быть предоставлено жилое помещение площадью не менее /__/ кв. м, ему предоставлено только /__/ кв. м. Полагал, что в жилищных правах он ущемлен. Представитель ответчика Администрации Томской области Романенко А.Н. исковые требования Соловьева В.А. не признала, пояснила, что Соловьев В.А. действительно относится к категории лиц из числа /__/, /__/, однако его право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма как лица из числа /__/, /__/, им не доказано. Так, Соловьев В.А. является нанимателем квартиры по адресу: /__/, следовательно, жилым помещением он обеспечен, включен в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а не нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения. Кроме того указала, что выделение денежных средств для определенного лица законодательством Российской Федерации не предусмотрено, Администрация Томской области не имеет оснований обеспечить передачу финансовых средств Администрации г. Томска для обеспечения жилым помещением Соловьева В.А. В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Томской области № 188-03 финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам городских округов. Представитель ответчика Администрации г. Томска Миронова Д.Ю. исковые требования не признала, указав в письменном отзыве, что Соловьев В.А. относится к категории лиц из числа /__/, /__/, однако обеспечен жилым помещением, с ним заключен договор социального найма, он состоит в очереди на улучшение жилищных условий, а не на предоставление жилого помещения. Жилое помещение, которое занимает истец, не признано непригодным для проживания. Обжалуемым решением на основании статей 49, 57 ЖК РФ, статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», статей 1, 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» исковые требования Соловьева В.А. были частично удовлетворены. Суд обязал Администрацию г. Томска обеспечить Соловьева В.А. вне очереди на территории г. Томска жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее /__/ квадратных метров. В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области об обеспечении передачи финансовых средств Администрации г. Томска для обеспечения жилым помещением Соловьева В.А. судом было отказано. В кассационной жалобе представитель Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. просит решение Ленинского районного суда г. Томска от 15.09.2011 отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении исковых требований Соловьева В.А. отказать полностью. В обоснование жалобы указывает, что в судебном заседании Соловьев В.А. пояснил, что в 2005 году ему была предоставлена как лицу из числа /__/, /__/, комната в общежитии по адресу /__/. Соловьёв В.А. является основным квартиросъёмщиком указанного жилого помещения. Утверждение о том, что данное жилое помещение непригодно для проживания, является несостоятельным, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания только по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, межведомственной комиссией. Законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление жилого помещения /__/ и /__/, имеющим жилое помещение по договору социального найма. В соответствии с требованиями статей 51, 56 ЖК РФ нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма наниматель жилого помещения по существующему договору социального найма являться не может. В отзыве на кассационную жалобу представитель Администрации г. Томска Миронова Д.Ю. поддерживает доводы кассационной жалобы, считает решение суда незаконным и необоснованным. В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика Администрации Томской области Романенко А.Н. поддержала доводы кассационной жалобы в полном объеме, истец Соловьев В.А. полагал решение суда законным и обоснованным, кассационную жалобу – не подлежащей удовлетворению. В соответствии со статьёй 354 ГПК РФ судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и не явившегося в зал суда представителя ответчика Администрации г. Томска. Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, заслушав участвующих в кассационном производстве лиц, проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда. При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Соловьева В.А. В соответствии со статьёй 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Меры социальной поддержки /__/ и /__/, /__/, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно статье 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. /__/ и /__/, /__/, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ. В соответствии со статьями 4, 5 данного Закона финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Согласно абзацу 2 части 1 статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ ( с последующими изменениями и дополнениями) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 1 статьи 1). В силу части 1 статьи 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет /__/ и /__/, /__/, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения за счет субвенций, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения /__/ и /__/, /__/, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (часть 2 статьи 3 Закона). В соответствии с постановлением Администрации города Томска № 323 от 08.04.2011 «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «Город Томск» во исполнение указанного закона Томской области установлено, что она территории муниципального образования «Город Томск» отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями /__/ и /__/, /__/, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; от имени Администрации Города Томска осуществляет управление социальной политики Администрации города Томска и администрации районов города Томска. Управлению социальной политики Администрации города Томска поручено в целях реализации переданных государственных полномочий приобретать за счёт средств субвенции, предоставляемой в соответствии с Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность муниципального образования «Город Томск». Таким образом, суд обоснованно признал надлежащим ответчиком по делу Администрацию г. Томска, поскольку она обязана приобрести в муниципальную собственность жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма /__/. Довод кассатора о том, что вывод суда о наличии у истца права на обеспечение жилым помещением по заявленному основанию необоснован, не соответствует представленным доказательствам и установленным по делу обстоятельствам. Согласно пункту 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (часть 5 статьи 57 ЖК РФ). Как следует из материалов дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Соловьев В.А. относится к категории /__/, /__/, с 01.09.2002 по 18.06.2004 истец Соловьев В.А. обучался в /__/, что подтверждается свидетельством о его окончании (лист дела 17). Постановлением Главы Администрации Октябрьского района г. Томска № 355 от 05.10.1995 «/__/» за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: /__/ (лист дела 8). Данное жилое помещение приватизировано иными лицами (лист дела 18). Сообщениями Администрации Октябрьского района г. Томска от 04.11.2004 /__/ и от 19.07.2011 /__/ подтверждается, что решением жилищной комиссии Администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от 26.10.2004 Соловьев В.А. был включен в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По состоянию на 2011 год его учетный номер в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий – 2739, в льготном списке /__/ и /__/ – 17 (листы дела 10,11). В 2005 году Соловьеву В.А. как /__/ была предоставлена комната общей площадью /__/ кв.м в общежитии по адресу /__/, что подтверждается протоколом заседания жилищной комиссии от 15.03.2005 (листы дела 42-43), ордером /__/ от 17.03.2005 (лист дела 38). Согласно справке ООО «Старт-М» от 05.08.2011 Соловьев В.А. зарегистрирован и проживает вместе с членами своей семьи: Соловьевой С.Н., Израевой К.В., Соловьевым В.В. по указанному адресу (лист дела 28). Судебная коллегия считает, что при таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы об обеспеченности истца Соловьёва В.А. жилым помещением по договору социального найма необоснованны. Обеспечение лица из числа /__/ и /__/, /__/, временным жилым помещением не свидетельствует о выполнении Администрацией г. Томска требований приведённого закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе. Таким образом, предоставление Соловьёву В.А. комнаты в общежитии не подтверждает факт прекращения у него права на предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ. Согласно постановлению мэра г. Томска от 15.02.2008 №90 статус общежития, расположенного по адресу /__/, изменен на статус жилого дома (лист дела 37), что не противоречит сделанному выводу. Из материалов дела следует, что жилое помещение изначально было предоставлено истцу не только как комната в общежитии, но и имело площадь /__/ кв.м (лист дела 71). Вместе с тем, в силу части 3 статьи 3 Закона Томской области № 131-ОЗ от 09.10.2003 «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления), установленным органами местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска № 27 от 13.12.2005 норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в г. Томске установлена в /__/ кв.м. Таким образом, смена в дальнейшем статуса жилого помещения по указанному адресу не имеет существенного значения для решения вопроса о предоставлении Соловьёву В.А. жилого помещения по договору социального найма как /__/. Соловьев В.А. не был обеспечен жилым помещением как на момент предоставления временного жилого помещения – комнаты в общежитии, так и на настоящий момент согласно установленным нормам предоставления жилых помещений, из списков /__/ и /__/, /__/, поставленных на учет в целях обеспечения жилым помещением, не исключен. При этом необходимо учитывать, что согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Следовательно, ответчик Администрация г. Томска не выполнила своей обязанности по предоставлению Соловьеву В.А. жилого помещения по договору социального найма, соответствующего требованиям закона. Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не усматривается, нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену судебного акта, предусмотренных частью 2 статьи 364 ГПК РФ, не допущено. На основании изложенного, руководствуясь статьёй 360, абзацем 2 статьи 361, статьёй 366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Ленинского районного суда г. Томска от 15 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Томской области – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи:Судья: Бутенко Г.Е. Дело №33-3189/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ