№ 33-3224/2011 от 14.10.2011г.



Судья: Прохорова Н.В. Дело №33-3224/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Брагиной Л.А.,

судей Залевской Е.А., Марисова А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора ЗАТО Северск в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО Северск о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности,

по кассационной жалобе Администрации ЗАТО Северск на решение Северского городского суда Томской области от 30 августа 2011 года.

Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., объяснения процессуального истца прокурора Кофман Е.Г., представителя ответчика Администрации ЗАТО Северск Николаевой Е.В., действующей на основании доверенности от 28.12.2010, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор ЗАТО Северск в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации ЗАТО Северск, просил суд обязать Администрацию ЗАТО Северск устранить нарушения правил пожарной безопасности:

- на территории /__/ разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения /__/; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке от /__/ до /__/, далее до /__/, далее до /__/; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке от /__/ до /__/; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 метров на участке вдоль юго-восточной стороны территории лесозавода; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке от /__/ до /__/; оснастить пожарной мотопомпой населенный пункт /__/;

-на территории /__/ разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения /__/; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке от территории кладбища по /__/ до территории водозабора; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке вдоль жилого дома по /__/; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 метров на участке от жилого дома по /__/, далее до /__/ и /__/; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке от /__/ до /__/, далее до /__/, далее до /__/; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке с южной стороны по /__/, далее до жилого дома на участке примыкания /__/ и /__/; выполнить противопожарное расстояние от границ застройки /__/ с многоэтажной застройкой до границ лесного массива не менее 50 метров на участке в районе многоэтажного жилого дома по /__/; оснастить пожарной мотопомпой населенный пункт /__/;

-на территории /__/ разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения /__/; оснастить пожарной мотопомпой населенный пункт /__/;

-на территории /__/, /__/ выполнить противопожарные расстояния от границ застройки с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 метров на участке от /__/ до /__/; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 метров на участке от /__/ до территории /__/; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке от /__/ до /__/ и далее до /__/;

- на территории /__/: выполнить противопожарные расстояния от границы застройки /__/ до лесных массивов не менее 50 м; на территории /__/: выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке от въезда на /__/ до городской контролируемой зоны и далее до /__/; на территории /__/ выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м; на территории /__/ выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 метров; разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения /__/;

-на территории /__/ оснастить населенный пункт /__/ пожарной мотопомпой; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки на участке с северной стороны /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 метров; разработать и выполнить в полном объеме мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения /__/;

-на территории /__/: разработать и выполнить в полном объеме мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения /__/; оборудовать населенный пункт /__/ пожарной мотопомпой; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 метров на участке с северо-восточной стороны /__/.

В обоснование иска в письменном заявлении указал, что в результате проведенной прокуратурой ЗАТО Северск, СУ ФПС №8 МЧС России проверки соблюдения правил пожарной безопасности на территории /__/ выявлены указанные нарушения требований «Правил пожарной безопасности в РФ» ППБ 01-03 (далее ППБ 01-03). Данные нарушения правил и норм пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью граждан, в результате чего нарушается конституционное право на жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, а также создается угроза имуществу граждан, что способно привести к тяжким последствиям при возникновении пожара (листы дела 52-55).

При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель истца помощник прокурора Казенова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель третьего лица ГУ «Специальное управление ФПС №8 МЧС России» Андреевских А.В. поддержал исковые требования прокурора ЗАТО Северск.

В судебном заседании представители ответчика Администрации ЗАТО Северск Николаева Е.В., Абрамов О.А. исковые требования не признали и пояснили, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности действительно имеют место. В целях их устранения, в рамках установленных в предписании сроков Администрацией ЗАТО Северск был разработан план противопожарных мероприятий. В случае удовлетворения исковых требований устранение указанных нарушений будет затруднено, так сроки для устранения нарушений в исковом заявлении не указаны.

Обжалуемым решением на основании статьи 2 Конституции РФ, подпункта 10 пункта 1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», пунктов 31, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313, исковые требования прокурора ЗАТО Северск в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО Северск были удовлетворены.

Суд обязал Администрацию ЗАТО Северск устранить следующие нарушения правил пожарной безопасности:

- на территории /__/ разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения /__/; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке от /__/ до /__/, далее до /__/, далее до /__/; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке от /__/ до /__/; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке вдоль юго-восточной стороны территории лесозавода; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке от /__/ до /__/; оснастить пожарной мотопомпой населенный пункт /__/;

- на территории /__/ разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения /__/; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке от территории кладбища по /__/ до территории водозабора; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 метров на участке вдоль жилого дома по /__/; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке от жилого дома по /__/, далее до /__/ и /__/; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м. на участке от /__/ до /__/, далее до /__/, далее до /__/; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке с южной стороны по /__/, далее до жилого дома на участке примыкания /__/ и /__/; выполнить противопожарное расстояние от границ застройки /__/ с многоэтажной застройкой до границ лесного массива не менее 50 м на участке в районе многоэтажного жилого дома по /__/; оснастить пожарной мотопомпой населенный пункт /__/;

- на территории /__/ разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения /__/; оснастить пожарной мотопомпой населенный пункт /__/;

-на территории /__/, /__/ выполнить противопожарные расстояния от границ застройки с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке от /__/ до ул. /__/; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке от /__/ до территории /__/; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке от /__/ до /__/ и далее до /__/; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке от /__/ до /__/ и далее до /__/;

- на территории /__/: выполнить противопожарные расстояния от границы застройки /__/ до лесных массивов не менее 50 м;

- на территории /__/: выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м на участке от въезда на /__/ до городской контролируемой зоны и далее до /__/;

- на территории /__/ выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м;

- на территории /__/ выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м; разработать и в полном объеме выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения /__/;

- на территории /__/ оснастить населенный пункт /__/ пожарной мотопомпой; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки на участке с северной стороны /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного массива не менее 15 м; разработать и выполнить в полном объеме мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения /__/;

- на территории /__/: разработать и выполнить в полном объеме
мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и
сооружения /__/; оборудовать населенный пункт /__/ пожарной
мотопомпой; выполнить противопожарные расстояния от границ застройки /__/ с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой до границ лесного
массива не менее 15 метров на участке с северо-восточной стороны /__/.

В кассационной жалобе представитель ответчика Администрации ЗАТО Северск Николаева Е.В. просит решение Северского городского суда Томской области от 30.08.2011 отменить, принять по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы указывает, что прокурор ЗАТО Северск не представил суду доказательств того, что исполнение противопожарных мероприятий, указанных в требованиях прокурора, в сроки, установленные контролирующим органом ФПС №8 и распоряжением Администрации ЗАТО Северск от 18.05.2011 №473-р, повлечет за собой угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Таким образом, вывод суда о том, что нарушения требований пожарной безопасности, указанные в заявлении прокурора, создают угрозу жизни и здоровью человека, не основан на имеющихся в материалах дела доказательствах, прокурором они не предоставлялись.

В свою очередь ответчиком были представлены доказательства обоснованности установленных сроков, однако суд не дал им должной правовой оценки.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор ЗАТО Северск Екименко А.Ю. полагал решение Северского городского суда Томской области от 30 августа 2011 года законным и обоснованным, кассационную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика Администрации ЗАТО Северск Николаева Е.В. поддержала позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Процессуальный истец прокурор Кофман Е.Г. полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, кассационную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьёй 354 ГПК РФ судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и не явившегося в зал суда представителя третьего лица ГУ «Специальное управление ФПС №8 МЧС России».

Обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 347 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, и обеспечение первичных пожарной безопасности в границах городского округа.

Согласно пункту 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброски огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другое).

Как следует из материалов дела, в ходе проведения ГУ «Специальное управление ФПС №8 МЧС России» проверки по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности были выявлены нарушения требований пожарной безопасности в населенных пунктах /__/.

По результатам указанной проверки было выдано предписание №/__/ в адрес Администрации ЗАТО Северск (листы дела 10-21). Данное предписание ответчиком не оспаривалось.

Кроме того, указанным предписанием установлены сроки устранения выявленных нарушений в период с 15.11.2011 по 01.08.2013.

Администрация ЗАТО Северск в соответствии с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности и установленными в указанном предписании сроками устранения выявленных нарушений разработала план мероприятий по устранению нарушения требований пожарной безопасности в населенных пунктах, который был утвержден распоряжением Администрации ЗАТО г. Северск от 18.05.2011 №473-р (листы дела 23-27). Сроки устранения допущенных нарушений, установленные Администрацией ЗАТО г. Северск совпадают со сроками, установленными предписанием №/__/.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения ответчиком требований пожарной безопасности на территории /__/, и пришел к выводу, что сроки их устранения устанавливались проверяющим органом и Администрацией ЗАТО Северск формально и не могут быть признаны обоснованными.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом.

В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации»прокурор в порядке статьи 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц об обязании устранить выявленные в результате проверки нарушения требований пожарной безопасности. При этом в рамках заявленных требований вправе ставить вопрос о необходимости устранения выявленных нарушений требований в иные, более ранние сроки.

В то же время, как следует из материалов дела, в ходе судебного разбирательства прокурором не ставился вопрос об устранении указанных нарушений требований пожарной безопасности в иные, более короткие сроки, чем указанные в предписании №/__/, данный вопрос относится к стадии исполнения решения суда.

Кроме того, поскольку в заявлении прокурора не ставится вопрос о признании незаконным распоряжения Администрации ЗАТО Северск от 18.05. 2011 №473-р, оспаривать предоставленные ответчиком обоснования указанных в данном распоряжении сроков в суде не требовалось.

Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о том, что нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц на период исполнения противопожарных мероприятий в сроки, установленные предписанием №/__/ и распоряжением Администрации ЗАТО Северск от 18.05.2011 №437-р.

Отсутствие финансовых и организационных возможностей у Администрации ЗАТО Северск по выполнению противопожарных мероприятий не может служить основанием для невыполнения требований закона и сохранения в течении длительного времени угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Ссылка кассатора на необходимость соблюдения требований Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» не влияет на законность и обоснованность принятого судом решения.

Также судебная коллегия считает необоснованными доводы кассационной жалобы о том, что прокурор ЗАТО Северск вышел за пределы установленной законом компетенции и превысил свои полномочия, о вмешательстве в деятельность и подмене собой пожарного инспектора. Данные доводы основаны на неверном толковании полномочий органов прокуратуры, установленных Федеральным законом « О прокуратуре Российской Федерации», и не подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не усматривается, нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену судебного акта, предусмотренных частью 2 статьи 364 ГПК РФ, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 360, абзацем 2 статьи 361, статьёй 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Северского городского суда Томской области от 30 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации ЗАТО Северск – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: