№ 33-3267/2011 от 21.10.2011г.



Судья: Кущ Н.Г. Дело № 33-3267/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Томск 21 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Синяковой Т.П.,

судей Троценко В.А., Тищенко Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Кучерова И. М. к Томскому областному отделению политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконным постановления бюро Томского областного комитета КПРФ от 16 марта 2011 года «О Кучерове И. М.»

по кассационной жалобе представителя ответчика - первого секретаря Томского областного комитета КПРФ Федорова А.Г. на решение Советского районного суда г.Томска от 08 сентября 2011 года.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя ответчика Аладышева С.В., действующего по доверенности от 17.05.2011, поддержавшего жалобу, истца Кучерова И.М., его представителя по устному заявлению Полева В.А., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кучеров И.М. обратился в суд с иском к Томскому областному отделению политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконным постановления бюро Томского областного комитета КПРФ Б-15-04 от 16.03.2011 «О Кучерове И. М.», указав, что данным постановлением на основании п.п. 2.4 и 2.11 Устава КПРФ за неоднократное невыполнение решений Бюро областного комитета он исключен из членов КПРФ. Считая указанное постановление от 16.03.2011 незаконным и необоснованным, принятым с нарушением положений Устава КПРФ как по существу, так и по порядку и процедуре его принятия, просил признать его незаконным.

В судебном заседании Кучеров И.М., его представители Ахмедзянова М.И., Полев В.А. поддержали заявленные требования, указав, что Кучеров И.М. не был ознакомлен с персональным делом, не был извещен о рассмотрении его дела.

Представитель ответчика Аладышев С.В. исковые требования не признал, пояснив, что истцом не доказан факт вступления в ряды КПРФ, а также нарушение процедуры принятия решения об исключении его из партии. Он не располагает сведениями о том, что Кучеров И.М. принимался в члены партии, является членом партии, тогда как процедура исключения применяется только к членам партии.

Решением суда исковые требования Кучерова И.М. удовлетворены.

В кассационной жалобе первый секретарь Томского областного комитета КПРФ Федоров А.Г. просит решение суда отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в новом составе.

Полагает, что решение суда основано на не исследовавшихся и не приобщенных к материалам дела письменных доказательствах, копии которых ответчику не вручались.

Ссылается на то, что суд не дал понятие процедуры, не указал соответствующие нормы законодательства.

Считает, что суд неправильно оценил представленные Кучеровым И.М. доказательства о том, что он якобы состоял на учете в каком-либо первичном отделении КПРФ.

Проверив материалы дела, изучив и обсудив в соответствии со ст. 347 ч. 1 ГПК РФ кассационную жалобу в пределах заявленных доводов, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда первой ин­станции не находит.

Статьей 46 Конституции РФ, ст.ст.1 и 4 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 (в ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушаю­щих права и свободы граждан», статьей 39 ФЗ «Об общественных объединениях» каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод; в суд могут быть обжалованы, наряду с прочим, решения и дейст­вия (бездействие) органов, общественных объединений, нарушающие его права и свободы.

В ходе судебного заседания установлено, что постановлением бюро Томского обкома КПРФ Б-15-04 от 16 марта 2011 года Кучеров И. М. исключен из партии. Оспаривая данное постановление, истец указывал на его принятие с нарушением положений Устава КПРФ как по существу, так и по порядку и процедуре его принятия.

Разрешая дело и признавая незаконным постановление бюро Томского областного комитета КПРФ Б 15-04 от 16.03.2011 «О Кучерове И. М.», суд первой инстанции обоснованно исходил из недопустимости вмешательства во внутрипартийный вопрос наличия либо отсутствия оснований для исключения истца из партии по существу и, проверив законность обжалуемого постановления только с точки зрения соблюдения порядка и процедуры рассмотрения данного вопроса, пришел к правильному выводу о нарушении партийным органом установленных Уставом КПРФ порядка и процедуры принятия в отношении Кучерова И.М. решения об исключении его из членов партии.

Данный вывод суда основан на представленных и исследованных в ходе судебного заседания доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии со ст. 7, ч. 6 ст. 19 ФЗ РФ «Об общественных объединениях», ч.2 ст. 21 ФЗ «О политических партиях» условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении (политической партии) определяются уставом соответствующего общественного объединения (политической партии).

Как установлено п.2.11 Устава КПРФ исключение из партии является крайней мерой наказания для члена КПРФ. Решение о наложении взыскания на члена КПРФ или об исключении его из партии принимается органом структурного подразделения КПРФ (общим собранием первичного партийного отделения, Бюро Комитета местного или регионального отделения КПРФ), в котором член КПРФ состоит на учете, а в исключительных случаях - Президиумом ЦК КПРФ.

Если орган, в компетенцию которого входит решение вопроса об исключении из партии, на своем ближайшем заседании не принял решение об исключении члена КПРФ из партии, этот вопрос может быть решен вышестоящим органом: Комитетом или Бюро Комитета соответствующего местного или регионального отделения КПРФ либо ЦК КПРФ или его Президиумом.

Информация об исключении члена КПРФ из партии в обязательном порядке доводится до сведения первичного партийного отделения, в котором член партии состоит на учете.

В силу п.п.4.1, 4.2 Устава КПРФ основу партии составляют первичные отделения КПРФ. Высшим руководящим органом первичного отделения КПРФ является общее собрание всех членов КПРФ, состоящих на учете в данном первичном партийном отделении.

В соответствии с п.4.4. Устава КПРФ общее собрание вносит предложение об исключении из партии или досрочном прекращении полномочий членов любых выборных органов партии, состоящих на учете в соответствующем первичном партийном отделении.

Согласно п.6.6 Устава КПРФ постоянно действующим руководящим органом регионального отделения КПРФ является Комитет (реском, крайком, обком, окружком, горком в городах федерального значения), который избирается Конференцией соответствующего регионального отделения КПРФ и ей подотчетен.

Таким образом, решение об исключении из партии должно приниматься общим собранием первичного партийного отделения, в котором состоит на учете член КПРФ, и лишь в случае, если на ближайшем заседании не принято решение об исключении члена КПРФ из партии, этот вопрос может быть решен вышестоящим органом: Комитетом или Бюро Комитета соответствующего местного или регионального отделения КПРФ.

Как видно по делу, решение об исключении Кучерова И.М. из членов партии было принято вышестоящим партийным органом – бюро Томского областного комитета КПРФ (л.д. 147-149). Доказательств тому, что вопрос об исключении из партии Кучерова И.М., как того требуют вышеприведенные положения Устава, был поставлен на разрешение общего собрания первичного партийного отделения, в котором он состоит на учете, и на ближайшем заседании этот вопрос рассмотрен не был, ответчиком в дело не представлено.

С учетом изложенного сделать вывод о том, что вопрос об исключении истца из партии был рассмотрен компетентным органом, не представляется возможным.

Пунктом 6.12 Устава КПРФ установлено, что заседания Бюро Комитета считаются правомочными, если на них присутствуют более половины избранных членов. Решения Бюро Комитета принимаются большинством голосов его членов, присутствующих на заседании, при наличии кворума. Решения Бюро Комитета принимаются в форме постановлений. Ход заседаний Бюро Комитета оформляется протоколами. Форма и порядок голосования определяются Бюро Комитета самостоятельно. Заседание Бюро Комитета ведёт первый секретарь Комитета регионального отделения КПРФ, а во время его отсутствия, по его поручению либо по поручению Бюро - секретарь Комитета.

Из представленной в деле выписки из протокола №/__/ заседания бюро Томского обкома КПРФ от 16 марта 2011 года следует, что на заседании присутствовало 10 членов бюро обкома КПРФ, четвертым вопросом рассматривался вопрос о Кучерове И.М., постановление по данному вопросу принято единогласно.

Вместе с тем официальные документы Томского областного отделения КПРФ о количественном составе бюро Томского обкома КПРФ ответчиком не представлены, в материалах дела указанные сведения отсутствуют, не отражены данные сведения и в упомянутом протоколе № /__/.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика Аладышев С.В. пояснил, что на момент рассмотрения вопроса о Кучерове И.М. в состав областного партийного бюро входило только 7 человек, что противоречит сведениям, отраженным в протоколе от 16 марта 2011 года, и ставит под сомнение легитимность постановления.

При таких данных судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о недоказанности ответчиком того, что решение в отношении Кучерова И.М. об исключении его из партии принято при наличии на заседании областного бюро необходимого кворума.

Довод кассационной жалобы о том, что решение суда основано на письменных доказательствах, не приобщенных к материалам дела и неисследованных в судебном заседании, безоснователен, противоречит содержанию протокола судебного заседания (л.д.153), где отражены сведения об исследовании судом первой инстанции, наряду с прочими документами, Устава КПРФ, Инструкции о порядке учета членов КПРФ и Положения о контрольно-ревизионных комиссиях региональных, местных и первичных отделений КПРФ. Указанное Положение утверждено Пленумом ЦКРК КПРФ 24 октября 2006 года, относится к нормативным документам КПРФ и является общедоступным и обязательным для членов партии в силу указаний абз. 11 п. 1.2. Устава КПРФ.

Неосведомленность ответчика о данном внутрипартийном документе не свидетельствует о незаконности выводов суда первой инстанции, основанных, в том числе, и на положениях этого документа, регламентирующих порядок возбуждения персонального дела в отношении члена партии в случае невыполнения уставных требований, нарушений партийной дисциплины или норм морали и процедуру его рассмотрения, предшествующих принятию решения об исключении из партии.

По данным толковых словарей под процедурой понимается официальный порядок поведения (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. IV. С. 89; Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 18. М., 1986. С. 585.)

Для процедуры в юридическом смысле характерна официальность установления определенными нормами последовательности действий, предполагающая наличие жесткой урегулированности и отсутствие непредусмотренных возможностей для свободы действий.

Исходя из прямого указания закона (ст. 7, ч. 6 ст. 19 ФЗ РФ «Об общественных объединениях», ч.2 ст. 21 ФЗ «О политических партиях») процедура рассмотрения вопроса исключения из членов партии регламентирована уставом политической партии, а также принятыми в соответствии с его положениями и требованиями иными внутрипартийными нормативными документами.

В данном случае порядок и процедура решения вопроса об исключении из членов КПРФ прописана в пунктах 2.11, 4.4, 4.5, 4.6, 6.11, 6.12 Устава КПРФ, а также в разделе 8 Положения о контрольно-ревизионных комиссиях региональных, местных и первичных отделений КПРФ, утвержденного Пленумом ЦКРК КПРФ 24 октября 2006 года.

Отступление от содержащихся в них предписаний либо нарушение требований указанных пунктов влечет за собой незаконность принимаемых решений, что и было установлено судом со ссылкой на упомянутые положения.

Таким образом, отсутствие сформулированного в законе самого понятия процедуры не означает, что таковая вообще не предусмотрена законом либо иными нормативными или ненормативными актами, а потому довод кассационной жалобы относительно этого вопроса судебная коллегия находит не имеющим правового значения и на законность принятого решения не влияющим.

Как видно из материалов дела, судом первой инстанции проверялся вопрос о членстве Кучерова И.М. в КПРФ, и было установлено, что он на 01.01.2011 состоял на партийном учете в /__/, что подтверждает список членов КПРФ, состоящих на партийном учете /__/, подписанный секретарем первичного отделения КПРФ /__/ Б. (л.д.146), а также исследованный в судебном заседании партийный билет №/__/ от 22.01.2001 на имя истца. Данные документы, вопреки доводам жалобы, получили правовую оценку в судебном решении.

Указанное выше, а также сам по себе факт принятия областным бюро партии решения об исключении Кучерова И.М. из партии опровергает довод ответчика о том, что истец членом Томского областного отделения КПРФ не являлся.

В силу этого аналогичный довод кассационной жалобы судебная коллегия находит несостоятельным.

Таким образом, оценивая кассационную жалобу первого секретаря Томского областного комитета КПРФ, судебная коллегия находит ее несостоятельной, основанной на неправильном понимании ответчиком норм материального права, регулирующих данные правоотношения, а также требований и положений Устава КПРФ и иных внутрипартийных документов, утвержденных решениями высших руководящих органов КПРФ.

Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, эти обстоятельства доказаны, решение соответствует требованиям ст.ст. 195-198 ГПК РФ, материальный закон судом применен верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г.Томска от 08 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика - первого секретаря Томского областного комитета КПРФ Федорова А.Г. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: