№ 33-3241/2011 от 18.10.2011г.



Судья: Шефер И.А. Дело № 33-3241/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Синяковой Т.П.,

судей: Троценко В.А., Мурованной М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 октября 2011 года в г. Томске дело по иску прокурора Кировского района г. Томска в интересах Аёшиной Р. И. к администрации г. Томска о возложении обязанности обеспечить вне очереди жилым помещением по договору социального найма

по кассационной жалобе представителя третьего лица Администрации Томской области Романенко А.Н. на решение Советского районного суда г. Томска от

20 сентября 2011 года, которым иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Троценко В.А., выслушав объяснения представителя третьего лица Администрации Томской области Романенко А.Н. (по доверенности от 02.08.2011), поддержавшей кассационную жалобу, материального истца Аёшиной Р.И., представителя процессуального истца прокурора Дашевской О.С., возражавших против жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Кировского района г. Томска в интересах Аёшиной Р.И. обратился в суд с иском к администрации г. Томска о возложении обязанности обеспечить вне очереди жилым помещением по договору социального найма Аёшину Р.И. в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17,0 кв. м общей площади за счет средств областного бюджета. Указал, что Аёшина Р.И., /__/ года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее закон № 159-ФЗ) и ст. 2 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (далее Закон Томской области № 28-ОЗ)» относится к категории лиц /__/. Мать Аёшиной Р.И. умерла в 1995 году, отца у нее нет. Постановлением главы Администрации Кировского района г. Томска от 28.03.1996

№ 120 опекуном Аёшиной Р.И. была назначена Аёшина В.В. С 01.09.1999 по 25.06.2010 Аёшина Р.И. обучалась в /__/. С 2010 года по 30.06.2011 Аёшина Р.И. обучалась в /__/. Решением /__/ от 09.12.2008 № 26 Аёшина Р.И. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. До настоящего времени Администрацией г. Томска не предпринято мер по обеспечению Аёшиной Р.И. жилым помещением.

Представитель ответчика администрации г. Томска Бабьева Н.В. (по доверенности от 26.07.2011) возражала против удовлетворения исковых требований, т.к. Аёшиной Р.И. не представлено доказательств тому, что Администрация г. Томска получила субвенцию из бюджета Томской области на приобретение ей жилого помещения.

Представитель третьего лица администрации Томской области Романенко А.Н. (по доверенности от 02.08.2011) возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку Аёшина Р.И. вселена и зарегистрирована в квартире своего опекуна Аёшиной В.В. по адресу: /__/ в качестве члена семьи. В связи с чем она не нуждается в жилом помещении и у неё отсутствует право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Обжалуемым решением суд на основании ст. 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 от 21.12.1996, ст.15 Закона Томской области № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», ст.ст. 1, 2, 3 Закона Томской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей -сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» № 188-ОЗ от 11.09.2007, Закона Томской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 08.06.2005 № 91-ОЗ, ст.ст. 1, 140 БК РФ иск удовлетворил, обязал администрацию г. Томска за счет средств бюджета Томской области предоставить Аёшиной Р.И., /__/ года рождения, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным, техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 17,0 кв.м.

В кассационной жалобе представитель третьего лица Администрации Томской области Романенко А.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, и принять новое решение. Приводит те же доводы, что и в судебном заседании.

Судебная коллегия в силу ч.2 ст. 354 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации г. Томска, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ исходя из доводов кассационной жалобы, приходит к выводу о том, что решение суда постановлено правильно, в соответствии с законом. Кассационная жалоба представителя третьего лица Администрации Томской области Романенко А.Н. удовлетворению не подлежит по следующему основанию.

В соответствии с ч. 2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 (в ред. от 05.08.2011) № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения указанным в пункте 2 настоящей статьи категориям лиц предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» Администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1).

В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенций, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.2 ст.3 Закона).

Дума г. Томска решением от 25.12.2007 № 740 «Об осуществлении администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания… осуществляются администрацией г. Томска.

Суд установил, что Аёшина Р. И. родилась /__/ года. Согласно свидетельству о смерти от 11.04.1995 мать Аёшиной Р.И. Аёшина Н.И. умерла 09.04.1995 (л.д.27). Отца у Аёшиной Р.И. нет. Постановлением Главы Администрации Кировского района от 28.03.1996 опекуном Аёшиной Р.И. назначена Аёшина В.В. (л.д.11). Решением жилищной комиссии от 09.12.2008 № 28, Аёшина Р.И. поставлена на учёт граждан, нуждающихся в жилом помещении, и включена в список /__/, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения (л.д.24). До настоящего времени Аёшина Р.И. не обеспечена жилым помещением. Закрепленного за Аёшиной Р.И. жилого помещения либо находящегося у нее в собственности жилого помещения не имеется.

В рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, суд правомерно признал надлежащим ответчиком администрацию г. Томска.

Судебная коллегия отклоняет довод кассатора относительно того, что поскольку Аёшина Р.И. зарегистрирована в квартире своего опекуна Аёшиной В.В., то она не нуждается в жилом помещении и у неё отсутствует право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Суд установил, что Аёшина Р.И. 30.10.2007 зарегистрирована по адресу:

/__/, нанимателем которой является Аешина В.В. Квартира имеет общую площадь /__/ кв. м, в ней зарегистрировано 9 человек, т.е. на каждого приходится по /__/ кв. м, что менее учетной нормы для постановки на очередь (л.д.9, 29). Доказательств тому, что Аёшина Р.И. была вселена в качестве члена семьи нанимателя для постоянного проживания и приобрела право пользования данным жилым помещением, не имеется, в связи с чем вывод суда о возникновении у Аёшиной Р.И. права на обеспечение её жилым помещением судебная коллегия считает правильным.

В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил иск прокурора и возложил обязанность на ответчика администрацию г. Томска предоставить Аёшиной Р.И. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным, техническим правилам и нормам общей площадью не менее 17,0 кв. м за счет средств бюджета Томской области.

Обстоятельства дела судом определены правильно, представленным сторонами доказательствам дана верная оценка, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального и материального права судом не допущено. Решение суда постановлено в соответствии с законом. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.360, абз.2 ст.361, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Советского районного суда г. Томска от 20 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя третьего лица Администрации Томской области Романенко А.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи: