№ 33-3230/2011 от 21.10.2011г.



Судья: Коскина И.Ю. Дело № 33-3230/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Школяр Л.Г.,

судей Шефер Л.В., Мурованной М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по исковому заявлению прокурора г.Стрежевого в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Центр пожарной безопасности – Стрежевой» о понуждении к выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов

по кассационной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью «Центр пожарной безопасности – Стрежевой» Пученковой Е.В. на решение Стрежевского городского суда Томской области от 02 сентября 2011 года.

Заслушав доклад судьи Мурованной М.В., пояснения представителя ответчика Пученковой Е.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Дашевской О.С., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор города Стрежевого обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Центр пожарной безопасности – Стрежевой» с учетом уточнений требований об обязании выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников. В обоснование указал, что среднесписочная численность работников общества на 01.07.2011 составляет 359 человек. В соответствии со ст.21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ответчик обязан установить квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Согласно Закону Томской области «О социальной поддержке инвалидов в Томской области» квота для приема инвалидов организациям, численность которых составляет более 100 человек, установлена в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников.

В судебном заседании помощник прокурора города Стрежевого Пониматкин С.К. исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Представители ответчика ООО «Центр пожарной безопасности - Стрежевой» Пученкова Е.В. и Кривошеин А.В. исковые требования не признали, указав, что в связи со спецификой деятельности в ООО «Центр пожарной безопасности - Стрежевой» отсутствуют рабочие места, на которые могли бы быть трудоустроены инвалиды. Ответчик никогда не отказывал ОГУ «Центр занятости населения города Стрежевого» в заключении договоров о содействии в трудоустройстве инвалидов, которые с целью трудоустройства к ним не обращались. Деятельность общества по тушению пожаров является лицензируемой, необходимым условием ее осуществления является отсутствие медицинских противопоказаний у работников соискателя лицензии, участвующих в действиях, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Учитывая, что в соответствии со штатным расписанием только 9 должностей инженерно-технических работников не требуют отсутствия медицинских противопоказаний, просили снизить количество квотируемых для трудоустройства инвалидов рабочих мест.

Суд на основании ст.2, ч.1 ст.21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст.13, 24 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032 «О занятости населения в Российской Федерации», ст.21-1 Закона Томской области от 10.09.2003 № 109-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Томской области», ст.103 ГПК РФ исковое заявление прокурора г.Стрежевого в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Центр пожарной безопасности - Стрежевой» о понуждении к совершению действий удовлетворил. Обязал ООО «Центр пожарной безопасности - Стрежевой» в течение 2 месяцев со дня вступления в силу судебного решения выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников. Взыскал с ООО «Центр пожарной безопасности – Стрежевой» в бюджет муниципального образования «Городской округ Стрежевой» государственную пошлину в размере 200 рублей.

В кассационной жалобе представитель ООО «Центр пожарной безопасности - Стрежевой» Пученкова Е.В. просит решение отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что выводы суда о том, что ООО «Центр пожарной безопасности - Стрежевой» отказывается исполнять обязанность по установлению квоты для приема инвалидов, являются необоснованными. Так как ответчик осуществляет специфический вид деятельности по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях, тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, у его работников должны отсутствовать медицинские противопоказания. Основная часть сотрудников общества относится к оперативному персоналу, который принимает личное участие в реагировании на возникающие пожары, аварии, чрезвычайные ситуации, работает вахтовым методом и в любое время может быть привлечен к работе, а потому все оперативные работники должны соответствовать занимаемым должностям по медицинским показаниям. В настоящее время рабочие места, которые при наличии определенных условий могли бы занимать инвалиды, заняты другими работниками, и ООО «Центр пожарной безопасности - Стрежевой» не вправе уволить их по своей инициативе. Полагает, что судом при вынесении решения дано неправильное толкование ст.21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.21-1 Закона Томской области «О социальной поддержке инвалидов в Томской области». Указывает на неисполнимость судебного решения. Иные доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в обоснование возражений относительно исковых требований.

Проверив материалы дела, изучив и обсудив доводы жалобы по правилам ч.1 ст.347 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст.6, 7 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются гарантии социальной защиты.

В силу ст.13 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст.20 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Статьей 21 указанного Федерального закона предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно ст.21-1 Закона Томской области от 10.09.2003 №109-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Томской области» для организаций, численность которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников.

При этом в силу ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Судом установлено и подтверждается штатным расписанием ООО «Центр пожарной безопасности – Стрежевой» (л.д.83-87), что списочная численность работников общества на 01.01.2011 составляет 359 человек, при этом согласно предоставляемой в ОГУ «Центр занятости населения г.Стрежевого» информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов (л.д.61-70) в указанной организации инвалиды не трудоустроены.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о понуждении ООО «Центр пожарной безопасности – Стрежевой» выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников общества.

Доводы кассационной жалобы не содержат предусмотренных ст.362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Так, действующим законодательством от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (ст.21 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995, ст.21-1 Закона Томской области от 10.09.2003 №109-ОЗ). Возможность освобождения от квотирования рабочих мест для инвалидов или снижения установленной законом субъекта Российской Федерации квоты для организаций, деятельность которых связана с тяжелыми или опасными условиями труда, указанными нормативно-правовыми актами не предусмотрена.

При этом закон не связывает обязанность работодателей по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в пределах установленных законом квот с фактом их направления органами занятости населения или самостоятельного обращения инвалидов для трудоустройства.

Ссылку кассатора не исполнимость решения суда в связи с отсутствием в организации вакантных рабочих мест, которые могли бы занимать инвалиды, судебная коллегия также признает несостоятельной, поскольку в соответствии со ст.24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ответчик как работодатель может не только выделить, но и создать рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы суда, доводы кассационной жалобы не содержат. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого решения по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь абз.2 ст.361, ст.ст.360, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Стрежевского городского суда Томской области от 02 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Центр пожарной безопасности – Стрежевой» Пученковой Е.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: