№ 33-3381/2011 от 28.10.2011г.



Судья: Жолудева М.В. Дело № 33-3381/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Синяковой Т.П.,

судей: Троценко В.А., Тищенко Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 28 октября 2011 года в г. Томске дело по иску прокурора Томского района Томской области в интересах Красниковой Н. А., о понуждении Администрации Воронинского сельского поселения предоставить Красниковой Н.А. жилое помещение в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 12 кв.м. общей площади

по кассационной жалобе ответчика Главы Администрации Воронинского сельского поселения Пинус А.В. на решение Томского районного суда Томской области от 31 августа 2011 года, которым иск прокурора удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Троценко В.А., рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя процессуального истца прокурора Дашевской О.С., материального истца Красниковой Н.А., ее представителя Шиманской Е.А. (по доверенности от 08.07.2011), представителя третьего лица Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Романенко А.Н. (по доверенности от 05.10.2011), возражавших против жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Томского района Томской области в интересах Красниковой Н.А. обратился в суд с иском к Администрации Воронинского сельского поселения о понуждении Администрации Воронинского сельского поселения предоставить Красниковой Н.А. жилое помещение в соответствии с нормой предоставления по договору социального найма не менее 12 кв. м общей площади. Данная норма предоставления установлена решением Совета Воронинского сельского поселения

№ 4 от 25.02.2011. Указал, что Красникова Н.А. относится к /__/. Ее мать Красникова В.И. решением Томского районного суда от 06.12.2002 была лишена родительских прав, отец ребенка в свидетельстве о его рождении записан со слов матери. Постановлением Главы Администрации Томского района от 06.02.2003 № 27-к за Красниковой Н.А. была закреплена жилая площадь по адресу: /__/

/__/, однако по сведениям Администрации Воронинского сельского поселения от 18.02.2011 и 31.05.2011 эта квартира на балансе ответчика не числится и была закреплена за Красниковой Н.А. ошибочно. В настоящее время Красникова Н.А. не имеет закрепленного за ней жилого помещения, как /__/, имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления. Прокурор сослался на ст. 40 Конституции РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закон Томской области № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», Закон Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», ч.1 ст. 49, ч.2, ч.5 ст. 57 ЖК РФ, Решение Думы Томского района от 28.09.2005 №516, Решение Совета Воронинского сельского поселения от 25.02.2011 № 4, ст. 45 ГПК РФ, п. 4

ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Материальный истец Красникова Н.А. и ее представитель Шиманская Е.А. в судебном заседании исковые требования прокурора Томского района поддержали.

Представитель ответчика Администрации Воронинского сельского поселения Асеев В.А. иск не признал. Пояснил, что Администрация Воронинского сельского поселения не располагает свободным жилым помещением для предоставления его Красниковой Н.А., отсутствуют для этого и финансовые средства в бюджете. На баланс Администрации поселения квартира № /__/ по /__/ в

/__/ не передавалась, поэтому обязанность по сохранению жилого помещения лежит на Администрации Томского района. Считает, что предоставление Красниковой Н.А. жилого помещения должно осуществляться за счет субвенций из бюджета субъекта РФ. Для приобретения жилья Красниковой Н.А. Администрации Воронинского сельского поселения субвенция не предоставлялась, поэтому ответчик не обязан обеспечивать ее жильем.

Представители третьего лица Администрации Томского района Тараева Ю.С. (по доверенности от 25.03.2011), Гачкайло Г.И. (по доверенности от 11.05.2011) в судебном заседании указали, что возложение на ответчика обязанности по приобретению жилого помещения для Красниковой Н.А. возможно при условии установления обязанности соответствующего органа государственной власти Томской области по предоставлению средств областного бюджета на приобретение жилого помещения.

Представитель третьего лица Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Татаренко Л.Ю. (по доверенности от 08.07.2011) возражала против удовлетворения иска, указала, что на основании постановления Главы Томского района от 06.02.2003 № 27-К за Красниковой Н.А. было закреплено жилое помещение по адресу: /__/. Это постановление не оспорено. Довод истца о признании указанного жилья непригодным для проживания необоснован, т.к. сведений о признании межведомственной комиссией в установленном порядке вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания не имеется. Сведений, подтверждающих правомерность и постановку Красниковой Н.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, также не имеется.

Представитель третьего лица Департамента финансов Томской области Манчул Н.А. (по доверенности от 01.08.2011) в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Департамента. В письменном отзыве указала, что бюджету Томского района на осуществление переданных отдельных государственных полномочий предусмотрены денежные средства в объеме /__/ руб. Департамент финансов Томской области в части доведения бюджетных ассигнований до главного распорядителя средств областного бюджета надлежащим образом исполняет свои обязанности, согласно утвержденной методике и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.

Суд на основании ч. 1, ч. 3 ст. 40, ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, п.1 ст. 148, п.1 ст.155.3 СК РФ, ст. 1, ст. 2, ст. 4, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.3, ч.4 ст. 49, п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, п. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3, п. 1, п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 1, ч. 1, ч.2. ч.3 ст.3,

ст. 5, ч.1 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», ст. 140, ст. 1, ст. 152 БК РФ, ст. 56, ст. 67 ГПК РФ исковые требования прокурора Томского района Томской области удовлетворил. Обязал Администрацию Воронинского сельского поселения предоставить Красниковой Н. А., родившейся /__/ в /__/, жилое помещение в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 12 кв. м общей площади.

В кассационной жалобе ответчик Глава Администрации Воронинского сельского поселения Пинус А.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает решение суда незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права. Решение суда неисполнимо без разрешения вопроса о финансировании расходов по приобретению жилья. Администрация Томской области обязана выделить необходимые финансовые средства на приобретение жилого помещения, а Администрация Томского района обязана осуществить расчет и предоставить бюджетам поселений субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а Администрация Воронинского сельского поселения обязана за счет субвенции приобрести жилые помещения по норме предоставления в собственность муниципального образования и по договору социального найма предоставить указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Нарушение права Красниковой Н.А. на получение жилого помещения произошло не по вине ответчика, а по причине того, что механизм реализации этого права не исполняется. Суд не принял во внимание доводы ответчика о невозможности исполнить данную обязанность.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Департамента по вопросам семьи и детей Романенко А.Н. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия в силу ч. 2 ст. 354 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Администрации Воронинского поселения, представителей третьих лиц Администрации Томского района, Департамента финансов Томской области, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ исходя из доводов кассационной жалобы, приходит к выводу о том, что решение суда постановлено правильно, в соответствии с законом. Кассационная жалоба ответчика Главы Администрации Воронинского сельского поселения Пинус А.В. удовлетворению не подлежит по следующему основанию.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Согласно п.1 ст. 8 данного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 (в ред. от 05.08.2011) № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения указанным в пункте 2 настоящей статьи категориям лиц предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» Администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1). В силу ч.1 ст. 3 этого Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенций, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно ч. 1 ст. 6 данного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

В соответствии со ст. 5 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.

Суд установил, что Красникова Н.А. родилась /__/ года (л.д. 7). Решением Томского районного суда Томской области от 06.12.2002 мать Красниковой Н.А. Красникова В.И. лишена родительских прав (л.д. 8-9). Свидетельством о смерти /__//__/ от 04.07.2011 подтверждено, что Красникова В.И. умерла 01.07.2011 (л.д. 24). Отец Красниковой Н.А. записан на основании заявления матери ребенка, что подтверждается справкой о рождении № /__/ от 27.12.2004 (л.д. 11). Постановлением Главы района Муниципалитета Томской области № 27-К от 06.02.2003 Красникова Н.А. была /__/, за ней была закреплена жилая площадь по адресу: /__/ (л.д.10). Материалами дела подтверждено и не оспаривается ответчиком, что указанное жилое помещение не пригодно для проживания (л.д. 14-16, 32-34, 199-201, 208-213). Ответчик указал, что

ввиду ветхости данное жилое помещение на баланс поселения не передавалось.

В судебном заседании подтверждено, что данная квартира на балансе Админи -страции Воронинского сельского поселения не числится. ( л.д. 22,135-142). Пункт 3 постановления Главы Томского района от 06.02.2003 № 27-К о закреплении за Красниковой Н.А. вышеуказанной жилой площади утратил силу в связи с принятием постановления Главы Томского района от 28.02.2011 № 68-К (л.д.149).

По сообщению Управления Росреестра по Томской области от 03.08.2011

/__/ сведения о зарегистрированных правах на квартиру по адресу: /__/ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д.111). Согласно сообщению ОГУП «ТОЦТИ» № /__/ от 01.08.2011 архив Томского отделения ОГУП «ТОЦТИ» не располагает сведениями о зарегистрированных правах в период до 03.09.1998 на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: /__/

/__/ (л.д.173).

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Томской области от 16.08.2011 №/__/ Красникова Н.A. недвижимого имущества в собственности не имеет (л.д.182).

Из материалов дела также следует, что Красникова Н.А. с 16.06.2007 была зарегистрирована по адресу: /__/, однако, 03.02.2011 снята с регистрационного учета в связи с переездом в /__/ для обучения в /__/, где обучалась до 30.06.2011, по окончании обучения ей выдано свидетельство об уровне квалификации. Зарегистрироваться ей негде из-за отсутствия у неё пригодного для проживания жилья.

По сведениям Администрации Воронинского сельского поселения Красникова Н.А. с 01.08.2008 состоит на льготной очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий №/__/, в основной очереди под № /__/.

Согласно ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Суд пришел к верному выводу о том, что Красникова Н.А. является /__/, она не имеет закрепленного жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма пригодного для проживания, она состоит на очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, следовательно ей ответчиком должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение.

В соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 25.07.2011) разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Доводы жалобы о том, что в настоящий момент размеры финансирования местного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не соответствуют необходимым, не могут быть приняты во внимание, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Вопросы финансирования на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений, и разрешаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу ст. ст. 1 и 152 БК РФ не является субъектом бюджетных отношений. Законом Томской области от 28.12.2010 №327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» /__/ на осуществление переданных отдельных государственных полномочий предусмотрено предоставление /__/ рублей.

Суд обоснованно удовлетворил иск прокурора и возложил обязанность на ответчика Администрацию Воронинского сельского поселения предоставить Красниковой Н.А. жилое помещение по договору социального найма не менее 12,0 кв.м общей площади.

Обстоятельства дела судом определены правильно, представленным сторонами доказательствам дана верная оценка, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального и материального права судом не допущено. Решение суда постановлено в соответствии с законом. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.360, абз.2 ст.361, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Томского районного суда Томской области от 31 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Главы Администрации Воронинского сельского поселения Пинус А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи: