от 28 октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Брагиной Л.А., судей Марисова А.М., Залевской Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску прокурора Первомайского района Томской области в интересах Бухаревой С. Н. к Администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по кассационной жалобе Администрации Томской области на решение Первомайского районного суда Томской области от 05 сентября 2011 года. Заслушав доклад судьи Марисова А.М., прокурора Дашевскую О.С., представителя материального истца по доверенности от 22.08.2011 Захарова А.В., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Первомайского района в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Бухаревой С.Н. обратился с иском к Администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указал, что в силу ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ, ст.2 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» от 19.08.1999 №28-ОЗ Бухарева С.Н. относится к /__/. Согласно ч.1 ст.8 указанного Федерального закона, ст.15 названного Закона Томской области дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Решением Первомайского районного суда Томской области от 26.03.1985 мать Бухаревой С.Н. Бухарева Н.С. лишена родительских прав в отношении своей дочери. 25.04.1985 опекуном Бухаревой С.Л. назначена ее бабушка Бухарева Г.Ф., умершая 23.03.1993. Постановлением Администрации Первомайского района Томской области от 05.04.1993 №149 Бухарева С.Н. определена в Областное государственное образовательное учреждение – /__/, где она находилась в период с 1993 по 2001 годы. Вышеуказанным постановлением за Бухаревой С.Н. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: /__/. В настоящее время квартиры по указанному адресу не существует, квартира уничтожена в результате пожара в 1993 году, на регистрационном учете по указанному адресу никто не состоит. Бухарева С.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в очереди с 13.07.2004 за №/__/, до настоящего времени жильем не обеспечена; проживает в съемной квартире вместе с малолетним ребёнком, имеет временную регистрацию. Поскольку неисполнение ответчиком обязанности по предоставлению жилого помещения Бухаревой С.Н. в течение длительного периода времени нарушает конституционные права материального истца на жилище, со ссылкой на ч.2 ст.50 ЖК РФ, Закон Томской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» от 11.09.2007 №188-О3, ст.5 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» просит обязать ответчика предоставить Бухаревой С.Н. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не менее 27,5 кв.м общей площади, на семью из двух человек за счет средств областного бюджета. Решением Первомайского районного суда Томской области от 05 сентября 2011 года на основании ч.3 ст.40 Конституции РФ, ч.2 ст.50, ч.ч.1, 2 ст.57 ЖК РФ, абз.4 ст.1, ч.ч.1, 2 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ, ч.2 ст.15 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» от 19.08.1999 №28-О3 иск прокурора удовлетворен. На Администрацию муниципального образования «Первомайское сельское поселение Томской области» возложена обязанность представить Бухаревой С. Н., /__/г.р., вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не менее 27,5 кв.м общей площади на семью из двух человек. В кассационной жалобе Администрация Томской области просит решение Первомайского районного суда Томской области от 05.09.2011 отменить, принять по делу новое решение, указывая на то, что согласно п.4 ст.15 ЖК РФ, п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, признание соответствующего помещения непригодным для проживания осуществляется межведомственной комиссией. Документов, подтверждающих отсутствие закрепленного жилого помещения за Бухаревой С.Н., в деле не имеется. Ссылается на то, что норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа установлена решением Первомайского сельского поселения от 22.12.2006 в размере 17 кв.м, а не 27,5 кв.м, как указал суд в своем решении. Законодательством РФ не предусмотрено предоставление жилого помещения детям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, поэтому принятие решения об удовлетворении заявленных требований прокурора неправомерно. В суд кассационной инстанции истец, представитель ответчика Администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» и представитель третьего лица Администрации Томской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, дело рассмотрено в их отсутствие на основании ч.2 ст.354 ГПК РФ. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абз.4 ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В силу ч.2 ст.15 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» от 19.08.1999 №28-О3 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. На основании ч.ч.1, 2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Судом первой инстанции установлено, что постановлением Администрации Первомайского района Томской области от 05.04.1993 №149 за несовершеннолетней Бухаревой С.Н. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: /__/. В период нахождения Бухаревой С.Н. в /__/ с 1993 по 2000г.г. закрепленное жилое помещение утрачено в результате пожара в 1995г., что подтверждено сообщением Главы Администрации МО «Первомайское сельское поселение» от 07.07.2011 (л.д.21). Несмотря на то, что Бухарева С.Н. отнесена к /__/, она постановлена Администрацией Первомайского района Томской области в очередь на улучшение жилищных условий на общих основаниях без учета ее статуса. Исходя из приведенных обстоятельств дела, суд на законных основаниях возложил на ответчика обязанность по внеочередному предоставлению Бухаревой С.Н. жилого помещения. Доводы кассатора о том, что в деле отсутствуют документы, составленные межведомственной комиссией, подтверждающие отсутствие у Бухаревой С.Н. закрепленного жилого помещения, подлежат отклонению, поскольку в данном случае, исходя из характера спорных отношений, решение межведомственной комиссии о признании помещения непригодным для проживания граждан в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, не требуется. Поэтому доказательством отсутствия у Бухаревой С.Н. жилья могли служить другие письменные доказательства, на которые сослался суд первой инстанции в своем решении. Вместе с тем кассационная коллегия с учетом приведенных выше норм материального права находит обоснованными доводы кассационной жалобы относительно того, что правом внеочередного предоставления жилого помещения обладают только лица, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Поэтому, исходя из установленной решением Первомайского сельского поселения от 22.12.2006 нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма на одного человека 17 кв.м, Бухаревой С.Н. подлежит предоставлению жилое помещение не менее указанной площади В связи с чем решение суда в части указания площади предоставляемого жилого помещения подлежит изменению. Руководствуясь ст.360, абз.4 ст.361, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Первомайского районного суда Томской области от 05 сентября 2011 года изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции: Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «Первомайское сельское поселение» предоставить Бухаревой С. Н., /__/г.р., вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не менее 17 кв.м общей площади. Председательствующий Судьи: . . . . . . . . . . . . .Судья: Литвинович С.Н. Дело №33-3380/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
.