КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 22 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Брагиной ЛА, судей Залевской ЕА, Марисова АМ рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора Кировского района г.Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к областному государственному учреждению здравоохранения «Областная детская туберкулезная больница», Департаменту здравоохранения Томской области о понуждении к совершению определенных действий по устранению нарушений правил пожарной безопасности по кассационной жалобе ответчика Департамента здравоохранения Томской области на решение Кировского районного суда г.Томска от 16 июня 2011 года. Заслушав доклад судьи Брагиной ЛА, прокурора Кофман ЕГ, возражавшую против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия у с т а н о в и л а : Прокурор Кировского района г.Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к областному государственному учреждению здравоохранения «Областная детская туберкулезная больница», Департаменту здравоохранения Томской области, с учетом изменения требований, о понуждении к совершению действий по устранению нарушений правил пожарной безопасности. Так, в ОГУЗ "Областная детская туберкулезная больница": главный корпус, стр. 2 - в нарушение требований п.6.18* СнИП 21-01-97* отсутствуют противодымные двери с уплотнителями и доводчиками в притворах, в нарушение п.8.11 СНиП 21-0197* на здании отсутствует ограждение кровли, в нарушение п.57 ППБ 01-03 в РФ участки электроцепи соединены при помощи механических скруток; школа стр.2/4 – в нарушение п.53 ППБ 01-03 в РФ полы на путях эвакуации второго этажа покрыты горючими материалами, в нарушение требований п. 53 ППБ 01-03 в РФ двери запасного эвакуационного выхода не соответствуют требованиям (высота менее 1,9 м); склад – в нарушение требований п.3 ППБ 01-03 в РФ в помещениях отсутствует АПС в соответствии с НПБ 110-03; слесарка, столярка – в нарушение п.108 ППБ 01-03 в РФ эксплуатируются первичные средства пожаротушения, не прошедшие своевременную перезарядку; баня, прачечная – в нарушение п.36 ПП 01-03 в РФ отсутствуют акты на испытания огнезащитной обработки чердачных помещений; спальный корпус (отделение № 1) стр.2/16 – в нарушение п.6.18* СНиП 21-01-97* отсутствуют противодымные двери с уплотнителями-доводчиками в притворах на этажах, в нарушение п.53 ППБ 01-03 в РФ, п.6.25* СНиП 21-01-97* стены на путях эвакуации покрыты горючими материалами, в нарушение п. 40 ППБ 01-03 в РФ в подвале хранятся горючие материалы (устроены склады по хранению мебели и др.вещей), в нарушение п.4.3* СНиП 21-01-97* оконные проемы в подвале в нескольких складских помещенях заложены кирпичной кладкой, в нарушение п.40 ППБ 01-03 в РФ подвальные помещения используются под складские помещения, в нарушение п.4.3* СНиП 21-01-97* подвальные помещения используются не по функциональному назначению (из административных переведены в складские, гардеробные и т.д.), в нарушение п.36 ППБ 01-03 в РФ в подвале не обработаны деревянные стеллажи для хранения горючих материалов; спальный корпус (отделение №2) стр.2/16 – в нарушение п.6.18* СНиП 21-01-97* отсутствуют противодымные двери с уплотнителями и доводчиками в притворах на этажах, в нарушение п. 53 ППБ 01-03 в РФ, п.6.25* СНиП 21-01-97* стены на путях эвакуации покрыты горючими материалами, в нарушение п.40 ППБ 01-03 в РФ подвальные помещения используются под складские помещения, в нарушение п.4.3* СНиП 21-01-97* подвальные помещения используются не по функциональному назначению (из административных переведены в складские, гардеробные и т.д.), в нарушение п.40 ППБ 01-03 в РФ в подвале хранятся горючие материалы (устроены 4 склада по хранению мебели, красок и др. вещей), в нарушение п.4.3* СНиП 21-01-97* оконные проемы в подвале в нескольких из складских помещений заложены кирпичной кладкой, в нарушение п.40 ППБ 01-03 в РФ на путях эвакуации в коридоре на втором этаже установлены дополнительные металлические двери с механическими замками, ухудшающие условия эвакуации, в нарушение п.53 ППБ 01-03 в РФ стены на путях эвакуации в подвале покрыты горючими материалами; игровая (склад) – в нарушение п.27 ППБ 01-03 в РФ отсутствует индивидуальное наружное освещение входов-выходов из здания; общие нарушения – в нарушение п.36 ППБ 01-03 в РФ отсутствуют акты на испытания огнезащитной обработки чердачных помещений. Просил обязать ОГУЗ «Томская детская туберкулезная больница» устранить указанные нарушения, а Департамент здравоохранения Томской области - профинансировать мероприятия по устранению указанных нарушений. В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г.Томска Игловская ЕИ уточненные исковые требования поддержала в полном объеме. Представители ответчика ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница» Карпов СА, Катаргина КА, Юринский ВВ в судебном заседании признали требования прокурора, однако пояснили, что для исполнения требований прокурора у ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница» не имеется денежных средств. С момента поступления денежных средств нарушения будут устранены. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Департамента здравоохранения Томской области, представителя третьего лица Администрации Томской области. Обжалуемым решением на основании ст. 47 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ», ст. ст. 34, 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, ст. ст. 120, 210 ГК РФ, ст. ст. 38.1, 158 БК РФ, ч. 2 ст. 206 ГПК РФ иск прокурора удовлетворен. Суд обязал ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница»: в главном корпусе установить противодымные двери с уплотнителями и доводчиками в притворах, установить ограждение кровли, провести ремонт электропроводки с целью исключения соединений участков электроцепи при помощи механических скруток; в школе (стр.2/4) освободить стены на путях эвакуации от горючих материалов, убрать на путях эвакуации из помещений второго этажа с полов горючие материалы; в спальном корпусе (отделение №1) стр.2/16 установить противодымные двери с уплотнителями и доводчиками в притворах, освободить стены на путях эвакуации от горючей краски, прекратить в подвале хранение горючих материалов, освободить оконные проемы в подвале складских помещений от кирпичной кладки, исключить использование подвальных помещений не по функциональному назначению, обработать расположенные в подвале деревянные стеллажи для хранения горючих материалов; в спальном корпусе (отделение №2) стр.2/16 установить противодымные двери с уплотнителями и доводчиками в притворах на этажах, освободить стены на путях эвакуации от горючих материалов, исключить использование подвальных помещений не по функциональному назначению под складские помещения, гардеробные и т.д., провести ремонт электропроводки с целью исключения соединений участков электроцепи при помощи механических скруток в подвале, освободить оконные проемы в подвале от кирпичной кладки, демонтировать с путей эвакуации в коридоре на втором этаже дополнительные металлические двери с механическими замками, ухудшающие условия эвакуации, освободить стены на путях эвакуации в подвале от горючих материалов, в игровой (складе) установить индивидуальное наружное освещение входов-выходов из здания; разработать график ТО и ПНР в журнале по обслуживанию АПС, провести проверку на водоотдачу внутренних пожарных кранов по адресу: /__/ в трехмесячный срок с момента поступления финансирования. Обязал Департамент здравоохранения Томской области обеспечить финансирование за счет средств областного бюджета расходов областного государственного учреждения здравоохранения «Областная детская туберкулезная больница» по устранению нарушений правил пожарной безопасности в главном корпусе (стр.2), в школе (стр.2/4), в спальном корпусе отделение № 1 (стр.2/16), в спальном корпусе отделение № 2 (стр.2/16), в игровой (складе) по адресу: /__/ и общих нарушений. В кассационной жалобе Департамент здравоохранения Томской области просит решение суда в части возложения на Департамент здравоохранения Томской области обязанности обеспечить финансирование указанных мероприятий за счет средств областного бюджета отменить и вынести новое решение об отказе в иске в данной части. Считает, что Департамент здравоохранения Томской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в данном случае бремя содержания имущества учреждения несет Томская область как самостоятельный субъект гражданского права. Ссылается на то, что у Департамента здравоохранения Томской области отсутствуют полномочия собственника по содержанию имущества, следовательно, отсутствуют полномочия по финансированию обязательств областных учреждений. Полагает, что требование об обязании Департамента здравоохранения Томской области обеспечить финансирование расходов учреждения по проведению действий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности не имеет под собой правового обоснования и выходит за рамки материально-правового требования о понуждении учреждения к совершению указанных действий. Считает, что единственно возможным ответчиком по данному делу может быть только учреждение, а вопросы исполнения предписаний должностных лиц пожарной охраны и связанные с этим финансовые вопросы относятся к стадии исполнения решения суда и регулируются статьей 242.4 БК РФ. В соответствии со ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в суд представителей ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница», Департамента здравоохранения Томской области и Администрации Томской области. Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы в пределах ст. 347 ч. 1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему. Установив факт нарушения администрацией Томского областного государственного учреждения здравоохранения «Областная детская туберкулезная больница» нарушения правил пожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью пациентов больницы, суд первой инстанции обязал ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница» устранить установленные судом нарушения. В данной части решение суда не оспорено и судебная коллегия не дает ему в этой части правовой оценки. Возлагая на Департамент здравоохранения Томской области обязанность по финансированию из средств областного бюджета необходимых мероприятий для устранения нарушений пожарной безопасности ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница», суд первой инстанции указал, что в соответствии со ст. 120 п. 2 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества. Имущество ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница» является государственной собственностью Томской области. Департамент здравоохранения Томской области как главный распорядитель бюджетных средств обязан принимать все необходимые организационные, финансовые и иные меры, обеспечивающие надлежащее содержание ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница», тогда как сметой расходов на 2011 год на противопожарные мероприятия предусмотрено /__/ руб., хотя средств необходимо намного больше. Вместе с тем с 01.01.2011 в пункт 2 статьи 120 ГК РФ введен новый абзац (Федеральный закон № 83-ФЗ от 08.05.2010), согласно которому бюджетное учреждение, к которым в силу закона (в частности, Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» с последующими изменениями и дополнениями) относится ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница), отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Кроме того, доказательств отсутствия у больницы имущества, а также доходов, полученных в соответствии с п.п. 1.6, 3.2, 4.1 Устава ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница», ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» (с последующими дополнениями и изменениями), которые могли бы быть использованы на устранение выявленных нарушений, ни прокурором Кировского района г. Томска, ни ОГУЗ «Областная детская туберкулезная больница» суду не представлено. При указанных обстоятельствах решение суда в части возложения на Департамент здравоохранения Томской области обязанности финансирования необходимых мероприятий нельзя признать законным и обоснованным, в данной части оно подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены по имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия находит возможным, отменяя решение суда в данной части, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе прокурору Кировского района г. Томска в удовлетворении требований, заявленных к Департаменту здравоохранения Томской области. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 абз. 4 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Решение Кировского районного суда г. Томска от 16 июня 2011 года в части возложения на Департамент здравоохранения Томской области обязанности обеспечить финансирование за счет средств областного бюджета расходов областного государственного учреждения здравоохранения «Областная детская туберкулезная больница» по устранению нарушений правил пожарной безопасности в главном корпусе (стр.2), в школе (стр. 2/4), в спальном корпусе (отделение № 1), стр. 2/16, в спальном корпусе (отделение № 2) стр. 2/16, в игровой (складе) по адресу: /__/ и общих нарушений отменить, в указанной части в удовлетворении требований прокурору Кировского района г. Томска отказать. Исключить из первого абзаца резолютивной части решения указание на то, что Областное государственное учреждение здравоохранения «Областная детская туберкулезная больница» обязано устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности с момента поступления финансирования. В остальной части решение Кировского районного суда г. Томска от 16 июня 2011 оставить без изменения. Председательствующий Судьи: