№ 33-3579/2011 от 22.11.2011г.



Судья: Черемисин Е.В. Дело № 33-3579/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Школяр Л.Г.,

судей Ахвердиевой И.Ю., Мурованной М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по кассационной жалобе истца Потрясова В. И. на решение Советского районного суда г.Томска от 20 октября 2011 года

по иску Потрясова В. И. к Военному комиссариату Томской области о возложении обязанности по перерасчету и назначению к выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление, внесению в списки граждан, имеющих право на получение денежной компенсации, по индексации ежемесячной денежной компенсации.

Заслушав доклад судьи Ахвердиевой И.Ю., объяснения истца Потрясова В.П., поддержавшего кассационную жалобу, представителя ответчика Семененко И.Г., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Потрясов В.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Томской области, в котором просил возложить на ответчика обязанность по перерасчету и назначению с 01.10.2011 к выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере /__/ руб., ежегодной денежной компенсации на оздоровление в размере /__/ руб.; обязанность по включению его (Потрясова В.И.) в списки граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, начиная с 01.10.2011, в размере /__/ руб., взыскать задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с индексацией за период с 01.01.2008 по 30.09.2011 в размере /__/ руб., ежегодной денежной компенсации на оздоровление с 01.10.2011 в размере /__/ руб., задолженность по ежегодной денежной компенсации на оздоровление с индексацией за период с 01.08.2008 по 30.09.2011 в размере /__/ руб.; обязанность осуществлять по индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление.

В обоснование заявленных требований указал, что решением Советского районного суда города Томска от 27.09.2007 на Военный комиссариат Томской области возложена обязанность по перерасчету и назначению с 01.09.2007 к выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере /__/ рубля и ежегодной денежной компенсации на оздоровление в размере /__/ рублей. Указанные компенсации с 01.07.2007 получает в размере, установленном решением суда. Считает, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 № 914 получаемые компенсации должны ежегодно индексироваться с учетом коэффициентов инфляции.

В судебном заседании истец Потрясов В.И. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Семененко И.Г. (доверенность от 05.10.2011 № 76) иск не признала, пояснив, что исковые требования об индексации выплат удовлетворению не подлежат, поскольку компенсационные выплаты были проиндексированы с учетом прожиточного минимума в РФ. В случае удовлетворения требований, это приведет к индексации на основании двух различных критериев одних и тех же выплат за тот же период. В настоящее время индексация производится с учетом постановлений Правительства РФ и в настоящее время истец получает денежные компенсации в большем размере, чем это установлено постановлениями Правительства РФ.

Руководствуясь ч.3 ст.5, ст.ст. 15, 40 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев»; постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 № 326 «О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм»; постановлением Правительства РФ от 07.05.2005 № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», постановлением Правительства РФ от 25.04.2006 № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 № 914 «Об индексации в 2009 году размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», постановлением Правительства РФ от 21.12.2010 № 1079 «Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», суд в удовлетворении исковых требований Потрясова В.И. отказал.

В кассационной жалобе истец Потрясов В.И. просит решение Советского районного суда г.Томска от 20.10.2011 отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Указывает на соответствие законодательству вывода суда о том, что обязанность ответчика производить индексацию определенных судом размеров компенсаций не предусмотрена законом.

В возражениях относительно кассационной жалобы Потрясова В.И. представитель военного комиссара Томской области Семененко И.Г. просит решение Советского районного суда г.Томска от 20.10.2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно её, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч.1 ст.347 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая исковые требования Потрясова В.И. и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством у Военного комиссариата Томской области отсутствует обязанность производить ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление, выплачиваемых истцу на основании решения Советского районного суда г.Томска от 27.09.2007.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он основан на законе и не противоречит материалам дела.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом, решением Советского районного суда г.Томска от 27.09.2007 постановлено:

«Возложить на Военный комиссариат Томской области обязанность по перерасчету и назначению к выплате Потрясову В.И. ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.09.2007 в размере /__/ руб. и ежегодной денежной компенсации на оздоровление с 2008 года в размере /__/ руб.

Возложить на Военный комиссариат Томской области обязанность по включению Потрясова В.И. в списки граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, начиная с 01.09.2008 в размере /__/ руб., задолженности по ежемесячной денежной компенсации с индексацией на приобретение продовольственных товаров с 01.07.2000 по 31.08.2007 в размере /__/ руб., ежегодной денежной компенсации на оздоровление с 2008 года в размере /__/ руб., задолженности по ежегодной денежной компенсации на оздоровление с индексацией за 2000-2007 г.г. в размере /__/ руб.

Взыскать с Военного комиссариата Томской области в пользу Потрясова В.И. задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере /__/ руб. за период с 01.07.2000 по 31.08.2007 и задолженность по выплате ежегодной компенсации на оздоровление в размере /__/ руб. за период с 2000 года по 2007 год» (л.д.8).

В соответствии с указанным решением суда Потрясову В.И. назначена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме /__/ руб. с 01.09.2007 с последующей индексацией и ежегодная денежная компенсация на оздоровление в сумме /__/ руб. с 2008 года без последующей индексации. В период с 01.01.2008 по 31.12.2008 производилась выплата ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере /__/ руб. (/__/ х 12 мес.), ежегодная компенсация на оздоровление – в размере /__/ руб.; в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 – ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере /__/ руб. (/__/ х 12 мес.), ежегодная компенсация на оздоровление - в размере /__/ руб.; с 01.01.2010 по 31.12.2010 – ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере /__/ руб. (/__/ х 12 мес.), ежегодная компенсация на оздоровление - в размере /__/ руб.; с 01.01.20011 по 30.09.2011 – ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере /__/ руб. (/__/ х 12 мес.). Факт выплаты компенсаций в указанных размерах подтверждается представленной в материалы дела справкой от 16.09.2011 № /__/ (л.д.7).

Как следует из положений ст.ст. 1, 2, 7 Конституции РФ во взаимосвязи с положением ст.ст. 42 и 53, признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - это конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 01.12.1997 «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п.22 ст.14 и ч.1 ст.39 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Частью 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно п.3 ст.4 ФЗ от 07.08.2000 № 122-ФЗ в ст.ст. 14 и 39 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 ч.1 ст.13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей, инвалидам 3 группы - 400 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18.06.1992 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими постановлениями от 27.12.2004 № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 07.05.2005 № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 25.04.2006 № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и от 21.03.2007 №171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, законом предусмотрена система мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежегодную компенсацию за вред здоровью и денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. В соответствии с установленными федеральным законодателем нормам истцу выплачивались ежемесячные и ежегодные суммы, которые индексировались в установленном порядке.

Разрешая заявленные требования, суд, согласившись с позицией ответчика о том, что выплачиваемые истцу на основании решения Советского районного суда г.Томска от 27.09.2007 суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление в настоящее время значительно превышают установленные на законодательном уровне размеры соответствующих компенсаций, пришел к правильному выводу об отсутствии факта недоплаты истцу указанных компенсаций.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы кассационной жалобы Потрясова В.И. не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной истцом при подаче иска в суд первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, а потому они не принимаются судебной коллегией во внимание.

Судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба также не содержит доводов, опровергающих обстоятельства дела, которым соответствуют выводы суда, постановленные при правильном определении значимых для разрешения спора обстоятельств и правильном применении норм материального права.

При таком положении обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, абз.2 ст.361, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Советского районного суда г.Томска от 20 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца Потрясова В. И. – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи: