№ 33-3720/2011 от 06.12.2011г.



Судья Карелина Е.Г. Дело № 33-3720/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Синяковой Т.П.,

судей: Троценко В.А., Радикевич М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 06 декабря 2011 года в г.Томске дело по иску Ярославцева Д. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области о признании незаконным решения об исключении из специального стажа периода прохождения военной службы по призыву в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, восстановлении прежнего размера страховой части пенсии

по кассационной жалобе истца Ярославцева Д. А. на решение Советского районного суда г. Томска от 28 октября 2011 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Троценко В.А., рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения истца Ярославцева Д.А., его представителя Акст М.А. (по доверенности от 29.08.2011, поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика Драчеву С.Б. (по доверенности от 11.01.2011), возражавшей против жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Ярославцев Д.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области о признании незаконным решения ответчика об исключении из его специального стажа периода прохождения военной службы по призыву с 18.05.1958 по 22.07.1961 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, восстановлении прежнего размера страховой части трудовой пенсии с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ с 01.02.2011. Пояснил, что трудовая пенсия по старости была назначена ему 31.03.1994 за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В подсчет «северного» стажа в соответствии с действующими на момент назначения пенсии правилами был включен период службы в Советской Армии по призыву в /__/ с 18.05.1958 по 22.07.1961. С учетом этого был определен коэффициент величины соотношения заработков. Ответчик письмом от 18.01.2011 сообщил ему, что период военной службы не подлежит включению в специальный стаж при установлении пенсии за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с чем с 01.02.2011 размер его пенсии определен с учетом отношения заработков не свыше 1,2, а фиксированный базовый размер установлен в сумме /__/ руб. /__/ коп. Считает, что на основании ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФЗ «О статусе военнослужащих», Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» лица, проходящие военную службу по призыву, имеют статус военнослужащих, реализуют право на труд посредством прохождения военной службы, имеют право на гарантии и компенсации в области пенсионного обеспечения в связи с прохождением военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях наравне с работающими в указанных районах и местностях.

Истец Ярославцев Д.А. в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель истца Ярославцева Д.А. Акст М.А. иск поддержала.

Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Томске Томской области Мамаев А.Е. иск не признал. Пояснил, что при назначении истцу пенсии 31.03.1994 при подсчете специального «северного» стажа необоснованно был включен период прохождения истцом военной службы по призыву с 18.05.1958 по 22.07.1961, который мог быть включен только в общий трудовой стаж. «Северный» стаж истцу был определен продолжительностью 16 лет, вместо 12 лет 11 мес. и ошибочно был определен размер страховой части трудовой пенсии по старости с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 1,7 вместо 1,2. Ошибку обнаружили в январе 2011 года, которую устранили путем приведения размера пенсии в соответствии с законом с 01.02.2011.

Суд на основании ст. 39 Конституции РФ, ч.ч. 1, 3 ст. 29, п.п. 6 п.1 ст. 28,

ст. 28.1 п.п. 2, 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 14 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», п. 10 ст. 37 Федерального Закона РФ

№ 213 – ФЗ от 24.07.2009 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», ст.ст. 1-4 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ст.ст. 2, 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в удовлетворении исковых требований Ярославцева Д. А. к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области о признании незаконным решения об исключении из специального стажа периода прохождения военной службы по призыву в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, восстановлении прежнего размера страховой части трудовой пенсии истца отказал.

В кассационной жалобе истец Ярославцев Д.А. просит решение суда отменить. В жалобе приводит те же доводы, что и в исковом заявлении и в судебном заседании.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение постановлено судом правильно, в соответствии с законом. Кассационная жалоба истца Ярославцева Д.А. удовлетворению не подлежит по следующему основанию.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пересчитываются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (ч. 3).

Согласно ст. 30 данного закона отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8.

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Статьей 14 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действующего на день назначения истцу пенсии предусматривалось, что пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

К работе на Крайнем Севере также приравнивалась трудовая деятельность в связи с работой в особых условиях труда, указанная в статье 12 Закона, в перечне которой отсутствует военная служба по призыву.

В силу ст.90 данного Закона РФ военная служба и другая, приравненная к ней, включалась в общий трудовой стаж.

Пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», предусмотрено, что решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом I статьи 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7-9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Суд установил, что с 31.03.1994 по нормам действовавшего на тот период времени Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» истцу Ярославцеву Д.А. назначена пенсия по старости за работу на Крайнем Севере (при неполном «северном» стаже 13 лет). В связи с представлением дополнительных документов с 01.01.1998 «северный» стаж истца с учетом периода военной службы по призыву составил 16 лет 1 мес. 26 дней, общий трудовой стаж составил 53 года 6 месяцев 11 дней.

При подсчете коэффициента соотношения среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в «северный» стаж истца был ошибочно учтен период прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с 18.05.1958 по 22.07.1961 в /__/, относящегося к районам Крайнего Севера (Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года

№ 1029), в связи с чем был неправильно исчислен коэффициент.

Материалами дела подтверждено, что Ярославцев Д.А. на 01.01.2002 не проживал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. С 01.01.2002 ему, как относящемуся к категории лиц, указанных в абзаце 1 п.п. 6 п. 1 ст.28 Закона, ответчиком произведен перерасчет пенсии с применением при исчислении ее размера (страховой части) повышенного соотношения заработков - 1,7 с учетом наличия необходимо льготного и страхового стажа, размер пенсии составил /__/ руб.

Распоряжением ГУ УПФ в г. Томск Томской области от 13.01.2011 размер пенсии Ярославцева Д.А. с 01.01.2002 пересчитан без учета повышенного отношения заработков в связи с исключением из «северного» стажа» периода прохождения истцом военной службы по призыву.

Решением комиссии ГУ УПФ в г. Томск Томской области по рассмотрению вопросов, связанных с переплатами пенсии, № 270 от 26.01.2011 в связи с необоснованным включением в специальный стаж Ярославцева Д.А. за работу в «северных» регионах периода военной службы по призыву и неправомерным исчислением размера пенсии и с учетом повышенного соотношения заработков (1,7 вместо 1,2) и фиксированного базового размера пенсии, установлена переплата трудовой пенсии за период с 01.01.2002 по 31.01.2011 в размере /__/ рублей не по вине истца.

В связи с исключением периода прохождения военной службы из «северного» стажа истца продолжительность стажа работы истца в районах Крайнего Севера составила 12 лет 11 месяцев 21 день, размер пенсии истца с 01.02.2011 определен с учетом отношения заработков в размере не свыше 1,2, и фиксированного базового размера в сумме /__/ руб. и составил /__/ руб.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что период военной службы по призыву в районах Крайнего Севера неправомерно был учтен в подсчет «северного» стажа работы истца, в связи с чем распоряжение ГУ-Управление ПФ РФ в г. Томск от 18.01.2011 является законным.

Истцу назначалась трудовая пенсия по старости, а не в связи с прохождением военной службы, поэтому к нему не может применяться законодательство о пенсионном обеспечении военнослужащих.

Решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда не имеется, поэтому кассационная жалоба истца Ярославцева Д.А. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.360, абз.2 ст.361, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Советского районного суда г. Томска от 28 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца Ярославцева Д. А. – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи: