№ 33-3776/2011 от 09.12.2011г.



Судья Музафарова Г.Г. Дело № 33-3776/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 09 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Синяковой Т.П.,

судей       Радикевич М.А., Худиной М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Колпашевского городского прокурора в интересах Иткумовой А. С. к Администрации Колпашевского городского поселения Томской области о понуждении обеспечить жилым помещением вне очереди

по кассационной жалобе Администрации Колпашевского городского поселения Томской области на решение Колпашевского городского суда Томской области от 21 октября 2011 года.

Заслушав доклад судьи Радикевич М.А., объяснения прокурора Дашевской О.С., считавшей решение законным и обоснованным, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

установила:

Колпашевский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Иткумовой А.С. к Администрации Колпашевского городского поселения, в котором просил обязать ответчика обеспечить Иткумову А.С. вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. В обоснование иска указал, что Иткумова А.С., /__/ года рождения, имеет /__/, поскольку мать решением Колпашевского городского суда Томской области от 23.10.1995 была лишена родительских прав, а отец умер 15.06.2005. Иткумова А.С. с 1995 года на основании постановления главы Администрации Колпашевского района Томской области от 26.12.1995 №1001 находилась под опекой. Жилое помещение за Иткумовой А.С. не закреплялось. В июне 2011 года Иткумова А.С. окончила образовательное учреждение - /__/. С 2003 года Иткумова А.С. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в Администрации Колпашевского городского поселения в /__/, не имеет закрепленного жилого помещения. До настоящего времени Иткумова А.С. жильем не обеспечена.

В судебном заседании помощник Колпашевского городского прокурора Герасина О.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Иткумова А.С. иск прокурора поддержала. Пояснила, что с 1995 года она проживала в доме опекуна Марасановой (Иткумовой) О.В., обучается в /__/ по специальности «/__/». Средств для приобретения жилья у нее нет.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Администрации Колпашевского городского поселения.

Обжалуемым решением на основании ст.ст.40, 72 Конституции РФ, ст.57 ЖК РФ, п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.1 ст.15 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», ст.ст.1,3,6 Закона Томской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», ст.1, ч.1 ст.85, ст.152 Бюджетного кодекса РФ, ст.3 Закона Томской области «О жилищном фонде социального использования в Томской области» исковые требования Колпашевского городского прокурора удовлетворены.

В кассационной жалобе представитель Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А.М. просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Выражает несогласие с выводом суда о том, что Администрация Колпашеского городского поселения Томской области является надлежащим ответчиком по делу. Полагает, что суд обязан был привлечь к участию в деле в качестве третьего лица Администрацию Томской области, так как в силу статей 2 и 6 Закона Томской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» на Администрации Томской области лежит обязанность по обеспечению передачи органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий по предоставлению жилых помещений. При этом суд не применил нормы ст.5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в которой указывается, что гарантии для детей-сирот являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, в данном случае - Администрации Томской области.

Указал, что судом не исследовались обстоятельства о финансовых возможностях Колпашевского городского поселения выполнить возложенные на него полномочия по обеспечению жильем Иткумовой А.С.

Полагает, что возложение судом на ответчика обязанности по обеспечению истца жильем без указания источника финансовых обязательств противоречит закону.

В возражениях на кассационную жалобу Колпашевский городской прокурор, Иткумова А. С. просят решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со ст.354 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в суд лиц, участвующих в деле.

Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.347 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не нашла.

При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Колпашевского городского прокурора, действующего в интересах Иткумовой А.С.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст.1 данного Федерального закона к лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или один родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ч.2 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1).

В силу ч.1 ст.3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.3 ст.3 Закона).

Судом правильно установлено и не оспаривается сторонами, что Иткумова А.С., /__/ года рождения, имеет /__/ (л.д.10, 11, 12 16). В июне 2011 года Иткумова А.С. окончила образовательное учреждение – /__/ по профессии «/__/» (л.д.13 14) и в настоящее время не имеет закрепленного за ней жилого помещения (л.д. 16, 21).

Решением жилищной комиссии Колпашевского района Томской области от 04.12.2003 Иткумова А.С. включена в списки очередников на получение жилья в /__/ (л.д. 17-20).

Постановлением Главы Колпашевского района № 1001 от 26.12.1995 над Иткумовой А.С., /__/ года рождения, установлена опека (л.д.9).

Данные обстоятельства кассатором не оспариваются и свидетельствуют о том, что у Иткумовой А.С. как нуждающейся в жилом помещении возникло в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

На основании изложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Администрация Колпашевского городского поселения является надлежащим ответчиком, поскольку наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и других лиц, указанных в Законе Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ.

При этом, анализ приведенных правовых норм федерального и областного законодательства, не предусматривает обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. Вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст.140). Гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем, субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы в указанной части являются необоснованными.

Довод кассатора о том, что судом не исследовались обстоятельства финансовой возможности Колпашевского городского поселения исполнить возложенные на него полномочия по обеспечению жильем Иткумовой А.С., также отклоняется судебной коллегией как не основанный на нормах действующего законодательства.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не подтвердились, направлены на переоценку обстоятельств дела, оснований для такой переоценки нет. В кассационной жалобе не содержится доводов, опровергающих выводы суда.

Решение суда следует признать законным и обоснованным, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в соответствии с требованиями части 2 статьи 364 ГПК РФ, не установлено.

Руководствуясь абз.2 ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Колпашевского городского суда Томской области от 21 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Колпашевского городского поселения Томской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: