№ 33-3873/2011 от 16.12.2011г.



Судья: Карелина Е.Г. Дело № 33-3873/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,

судей Петровского М.В., Мурованной М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по кассационной жалобе Администрации Томской области на решение Советского районного суда г.Томска от 10 ноября 2011 года

по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Томска, действующего в интересах Гайбовича Д.С., к муниципальному образованию «город Томск» в лице Администрации г.Томска о предоставлении жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Ахвердиевой И.Ю., объяснения представителя Администрации Томской области Романенко А.Н. (доверенность от 02.08.2011), поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Косюг А.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а кассационную жалобу – не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Ленинского района г.Томска обратился в суд с иском в интересах Гайбовича Д.С. к муниципальному образованию «город Томск» в лице Администрации г.Томска о возложении обязанности по предоставлению Гайбовичу Д.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения не менее /__/ кв.м в черте населенного пункта /__/.

В обоснование заявленных требований указал, что Гайбович Д.С., /__/ года рождения, является /__/, в связи с чем на основании ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением. С 18.10.2001 Гайбович Д.С. находился под опекой Бикмухаметовой С.В., в настоящее время обучается в /__/.

Решением жилищной комиссии объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов от 16.07.2008 Гайбович Д.С. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, в собственности объектов недвижимого имущества не имеет.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Томска Заплатина Е.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации Томской области Романенко А.Н. считала иск необоснованным. Пояснила, что Гайбович Д.С. обучается в /__/, обучение не закончил, в связи с чем права на обеспечение жилым помещением не имеет. Полагает, что истцом не доказано, что Гайбович Д.С. по состоянию на 2011 год состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

Рассмотрев дело в отсутствие материального истца Гайбович Д.С., представителя ответчика Администрации г.Томска, руководствуясь ст.57 ЖК РФ, ст.ст.1,8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.15 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», ст.ст.1,3 Закона Томской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», ст.56 ГПК РФ, суд исковые требования прокурора Ленинского района г.Томска удовлетворил, обязал Администрацию г.Томска предоставить Гайбовичу Д.С. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее /__/ кв.м в черте населенного пункта /__/.

В кассационной жалобе представитель третьего лица Администрации Томской области Романенко А.Н. просит решение Советского районного суда г.Томска от 10.11.2011 отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указала, что суд неправомерно принял решение об удовлетворении исковых требований, так как в настоящее время Гайбович Д.С. продолжает проходить обучение в /__/, в то время как согласно действующему законодательству жилыми помещениями обеспечиваются дети – сироты после окончания пребывания их в образовательном учреждении. Также выражает несогласие с удовлетворением требования в части предоставления Гайбовичу Д.С. благоустроенного жилого помещения, поскольку законом не предусмотрено предоставление по договору социального найма благоустроенного помещения.

В соответствии со ст.354 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и неявившихся истца Гайбовича Д.С., представителя ответчика Администрации г.Томска.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.347 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не нашла.

При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии со статьёй 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно статье 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со статьями 4, 5 данного Закона финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 1 статьи 1).

В силу части 1 статьи 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенций, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (часть 2 статьи 3 Закона).

В соответствии с постановлением Администрации города Томска № 323 от 08.04.2011 «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «Город Томск» во исполнение указанного закона Томской области установлено, что на территории муниципального образования «Город Томск» отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; от имени Администрации Города Томска осуществляет управление социальной политики администрации Города Томска и администрации районов Города Томска.

Управлению социальной политики администрации Города Томска поручено в целях реализации переданных государственных полномочий приобретать за счёт средств субвенции, предоставляемой в соответствии с Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность муниципального образования «Город Томск».

Таким образом, суд обоснованно возложил обязанность по внеочередному предоставлению Гайбовичу Д.С. жилого помещения по договору социального найма на Администрацию г. Томска, поскольку она обязана приобрести в муниципальную собственность жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма сироте.

Довод кассатора об отсутствии у Гайбовича Д.С. права на обеспечение жилым помещением в связи с тем, что в настоящее время он продолжает проходить обучение в /__/, несостоятелен.

Как следует из материалов дела, в обоснование иска прокурор Ленинского района г.Томска ссылался не только на нормы ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, но и на нормы ст.57 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом первой инстанции установлено, что Гайбович Д.С., /__/ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.10,11); постановлением заместителя главы объединенной Администрации Ленинского и Октябрьского округов Администрации г.Томска от 18.10.2001 над Гайбовичем Д.С. установлена опека (л.д.12); в настоящее время Гайбович Д.С. обучается в /__/ (л.д.13).

Из сообщения главы администрации Ленинского района г.Томска от 17.07.2008 № 115/559, от 23.07.2009 № 521 следует, что Гайбович Д.С. на основании постановления главы администрации от 16.07.2008 № 425ж включен в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения (л.д. 16,18).

По состоянию на 2011 г. Гайбович Д.С. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, номер очереди - 12, что следует из сообщения главы Администрации Ленинского района г.Томска от 03.11.2011 № 654 (л.д.43).

Также в ходе судебного заседания установлено, что Гайбович Д.С. не имеет закрепленного за ним жилого помещения, иных прав на жилые помещения (л.д.19, 22).

Следовательно, у Гайбовича Д.С., как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения в силу ст.40 ГК РФ над ним опеки в 2008 г. в связи с достижением восемнадцатилетнего возраста возникло в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Установив приведенные выше обстоятельства, суд, правильно применив положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и, установив, что Гайбович Д.С. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, пришел к обоснованному выводу о том, что требование прокурора Ленинского района г.Томска о предоставлении Гайбовичу Д.С. жилого помещения вне очереди по договору социального найма подлежит удовлетворению.

Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции и верно оставлены без удовлетворения. Указанные доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку направлены на иное толкование норм материального права.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 360, абз.2 ст.361, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л е л и л а :

решение Советского районного суда г.Томска от 10 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Томской области – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи: