Судья: Николаенко Е.С. Дело № 33-3800/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Томск 09 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Синяковой Т.П., судей Худиной М.И., Радикевич М.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Кривошеиной Н.Ю. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы, назначении досрочно пенсии по старости по кассационной жалобе представителя Управления Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области Мамаева А.Е. на решение Советского районного суда г.Томска от 02 ноября 2011 года. Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя истца Ереминой И.М. (ордер от 09.12.2011 № 38/6), полагавшей решение законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Кривошеина Н.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г.Томске (с учетом уточнений) о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения по п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 следующих периодов: с 26.01.2004 по 21.02.2004, с 16.02.2009 по 13.03.2009, суммарной продолжительностью 1 месяц 24 дня - периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы; с 23.11.1992 по 21.04.1998 – период работы в качестве /__/ продолжительностью 4 года 7 месяцев 26 дней (за исключением 7 месяцев 21 дня - административных дней в названном периоде, 1 месяц 12 дней - неполных дней в названном периоде). Просила обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 06.07.2011. В обоснование заявленных требований указала, что по её заявлению от 06.07.2011 решением ГУ-УПФ в г.Томске от 12.08.2011 /__/ было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения: из специального стажа полностью исключен период работы в режиме 4-дневной рабочей недели в должности /__/ с 23.11.1992 по 21.04.1998, продолжительностью 5 лет 4 месяца 29 дней в соответствии с п.4-6 Правил от 11.07.2002, с чем она не согласна. Применив Правила 2002 года, которые приняты 4 года спустя после указанного периода работы, ответчик придал им обратную силу, что противоречит сформулированным Конституционным Судом РФ подходам к оценке пенсионных прав работника, чем ухудшил её положение. С 1992 г. по 1998 г., когда она выполняла соответствующую Спискам работу, что не оспаривалось пенсионным органом, в законодательстве не содержалось правил о том, что из специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости подлежат исключению периоды фактической занятости на работе, дающей право на пенсию за выслугу лет, если она выполнялась в режиме неполного рабочего времени. Она согласна на исключение из спорного периода административных дней и неполных дней, указанных ответчиком в оспариваемом решении, остальное время в этом периоде, по её мнению, подлежит включению в специальный стаж. Также она не согласна с исключением из специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 26.01.2004 по 21.02.2004, с 16.02.2009 по 13.03.2009 суммарной продолжительностью 1 месяц 24 дня. Представитель ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области Мамаев А.Е. (доверенность от 11.01.2011) иск не признал, полагал, что оснований к порядку подсчета специального стажа в виде суммирования дней работы в режиме полного рабочего дня с исключением административных отпусков не имеется. При подсчете стажа по фактически отработанному времени в него не включаются периоды временной нетрудоспособности и учебные отпуска, так как они включаются в специальный стаж в случае его календарного подсчета. В Правилах постановлений Правительства РФ №464, №1066, №781, в Разъяснении №5, в Правилах №516 указан один порядок подсчета стажа — календарный, то есть стаж подсчитывается периодами по датам начала и конца периода. Иной порядок подсчета стажа не предусмотрен, тем более, что работодатель не вел учет рабочего времени. Кроме того, в 1998 году истица работала не полный рабочий день. Подсчет стажа по фактически отработанному времени в связи с сокращением объемов производства в режиме неполной рабочей недели при выполнении в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, в соответствии с законодательством может быть применен только к производственной сфере, к которой здравоохранение не относится. Оспариваемым решением исковые требования Кривошеиной Н.Ю. удовлетворены: на ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области возложена обязанность включить в специальный трудовой стаж Кривошеиной Н.Ю. в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с 26.01.2004 по 21.02.2004 и с 16.02.2009 по 13.03.2009, а также периоды работы с 23.11.1992 по 19.04.1998 в должности /__/, за исключением административных отпусков, и назначить Кривошеиной Н.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 06.07.2011. В кассационной жалобе представитель ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области Мамаев А.Е. (доверенность от 11.01.2011) просит отменить решение в части включения в специальный стаж периодов работы в должности /__/ и возложения обязанности назначить истцу трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 06.07.2011 в связи с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении этих требований. Указывает, что оспариваемый истцом период работы с 23.11.1992 по 21.04.1998 в заводской поликлинике Томского производственною объединения «Контур» (5 лет 4 месяца 29 дней) при рассмотрении вопроса о праве на назначение досрочной трудовой пенсии по старости согласно пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 включен судом ошибочно, поскольку Правила № 464 не содержат возможность включения периодов работы по фактической отработке, связанной с неполной рабочей неделей по производственной необходимости, поэтому применение такого порядка необоснованно. Судом не принято во внимание, что такой порядок подсчета стажа как учет фактически отработанного времени при сокращении объемов производства и переходе на неполную рабочую неделю распространяется только на производственную сферу (п.6 Правил 2002 г.). Законодатель ограничил применение такого порядка подсчета стажа, когда периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выполнялись в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня к тем видам работ, которые не являются производственными, поэтому такие отрасли как здравоохранение, образование не могли переходить на условия неполной рабочей недели, но полного рабочего дня. Однако ПО «Контур» на такой режим работы перевело не только производство, но и заводскую поликлинику. Подсчет специального стажа должен производиться в соответствии с п.5 Разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет». Как ранее действующее законодательство, так и ныне действующие правовые нормы - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516, одинаково подходят к порядку подсчета специального стажа. Тот факт, что Правила №464 не регламентировали такой порядок, не означает, что применение других правовых норм, регулирующих порядок подсчета специального стажа, невозможно. Разъяснения №5 и Правила от 2002 года №516 применяются в части, не противоречащей Правилам постановления №464. В возражениях на кассационную жалобу Кривошеина Н.Ю. просит решение оставить без изменения, а жалобу- без удовлетворения. Судебная коллегия на основании ст.354 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела. Проверив материалы дела, изучив и обсудив в соответствии со ст. 347 ч. 1 ГПК РФ кассационную жалобу в пределах заявленных доводов и возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене исходя из следующего. Основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом РФ от 17.12.2001 № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 названного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Согласно п.2 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые являются специальным подзаконным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы включения в специальный стаж периодов работы, связанной с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья. По общему правилу, установленному в п.5 указанных Правил № 781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением установленных этим пунктом случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы. Но в любом случае льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы. В соответствии с п.п. 3 и 4 указанных Правил, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, независимо от наличия в наименованиях этих учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01 ноября 1999 года, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Как видно по делу, установлено судом и не оспаривалось ответчиком, в спорный период истица работала в должности /__/. Приказом № /__/ от 19.11.1992 ей был установлен режим неполного рабочего времени: неполная рабочая неделя (4 дня) при полном рабочем дне. Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области от 12.08.2011 № 2921 Кривошеиной Н.Ю. было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью с 06.07.2011, а в специальный стаж не включен период работы с 23.11.1992 по 19.04.1998 в должности /__/ в соответствии с п.п.4-6 Правил от 11.07.2002 № 516. Вместе с тем, как установлено в п. 2 ранее упомянутых Правил от 29.10.2002 №781, при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее именуется - стаж работы), Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, применяются только в части, не урегулированной Правилами № 781. Согласно пункту 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, ели иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с п. 6 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19-21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона), а также периоды работ, определяемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, и исчисляются эти периоды по фактически отработанному времени. Анализируя приведенные нормативные положения и установленные по делу фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что установленный в п. 6 Правил от 11.07.2002 № 516 порядок подсчета стажа по фактически отработанному времени работы, выполнявшейся в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня, для настоящего случая не применим, поскольку истица работала в здравоохранении, а не в производственных отраслях, и исчисление ее специального стажа в спорный период возможно только в календарном порядке. В связи с этим довод кассационной жалобы о необоснованном включении судом спорного периода в специальный стаж истицы в фактическом исчислении в порядке п. 6 Правил № 516 судебная коллегия находит безосновательным, противоречащим выводам суда, приведенным в решении. В то же время, разрешая спор и удовлетворяя требования истца о включении спорного периода работы в должности медсестры заводской поликлиники в специальный трудовой стаж в календарном исчислении, суд обоснованно исходил из того, что в данном случае подсчет стажа истицы в спорном периоде и включение этого периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пп.20.п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», должен быть осуществлен в порядке и по правилам, действовавшим в этот период. Судебная коллегия данный вывод суда находит правильным. Согласно п.1 Разъяснений Министерства труда и социального развития Российской Федерации «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 № 4, при исчислении продолжительности страхового стажа (абз.3 статьи 2 Закона от 17.12.2001) и (или) стажа на соответствующих видах работы в целях определения права на трудовую пенсию по старости (специального стажа), в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 закона от 17.12.2001), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). В то же время в данных Разъяснениях указано, что изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, то исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. По делу видно, что Кривошеиной Н.Ю. положенные 30 лет стажа в связи с деятельностью по охране здоровья населения, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии, с учетом спорных периодов выработаны на июль 2011 года. Однако согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение (включая размер пенсии и ее досрочное получение), на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования. При решении вопроса о праве на досрочную трудовую пенсию и зачете некоторых периодов профессиональной деятельности по охране здоровья населения могут рассматриваться нормы ранее действовавшего законодательства. Судом верно установлено, что на тот период времени действовали два Порядка исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, а именно: Правила исчисления выслуги, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, и Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066. Как видно из содержания названных Правил, в них предусматривалось включение всего периода работы, связанной с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, независимо от того, выполнялась ли она в обычном режиме либо в режиме сокращенного, неполного рабочего времени. Более того, как верно указал суд, статья 49 КЗоТ РСФСР, действующая в спорный период, когда выполнялась работа истцом, предусматривала, что такой режим неполного рабочего времени как неполный рабочий день или неполная рабочая неделя мог быть установлен в любой отрасли, а не только связанной с производством, и работа на условиях неполного рабочего времени не влекла для работников каких-либо ограничений исчисления трудового стажа и других трудовых прав. При таких обстоятельствах вывод суда о том, что этот период работы истца может быть включен в календарном исчислении, основан на Законе. Исключение судом из спорного периода административных дней и неполных дней работы было произведено в соответствии с требованиями истца в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ. Однако, по мнению судебной коллегии, это исключение вовсе не значит, что стаж истице был исчислен судом по фактически отработанному времени на основании п. 6 Правил № 516, а не в календарном порядке. Учитывая, что даже без включения в спорный период административных и неполных дней, стаж работы истца составляет 30 лет, а потому суд обоснованно признал право истца на досочную пенсию по старости и обязал ответчика назначить ее со дня обращения истца в пенсионный орган с соответствующим заявлением. Ссылки ответчика в обоснование доводов жалобы на Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку данные разъяснения относятся к подсчету стажа работников, занятых в отраслях производства с особыми условиями труда, и не регулируют вопросы назначение пенсии работникам здравоохранения. В целом доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании ответчиком норм материального закона, а потому они не могут быть приняты во внимание. При рассмотрении указанного спора все имеющие значение для дела обстоятельства судом были установлены, решение суда содержит исчерпывающие выводы, которые соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, исследованными и оцененными судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и основаны на правильно примененных нормах материального права. Решение суда является законным и обоснованным и отмене, по доводам кассационной жалобы не подлежит. Руководствуясь ст. 360, абз.2 ст.361, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Советского районного суда г.Томска от 02 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Управления Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области Мамаева А.Е.- без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: