КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 30 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Петровского М.В., судей Мурованной М.В., Худиной М.И. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по кассационной жалобе Прошуниной Л. В. на решение Северского городского суда Томской области от 21 ноября 2011 года дело по исковому заявлению Прошуниной Л. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения без учета общего страхового стажа в организации ядерного оружейного комплекса РФ; признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области № /__/ от 02.09.2011 об отказе в перерасчете размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения; возложении обязанности по назначению дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ и перерасчету размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ со дня установления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения. Заслушав доклад судьи Худиной М.И., пояснения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области Громовик О.А., возражавшей против жалобы, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Прошунина Л.В. обратилась в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области (ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области), ссылаясь на то, что с 28.09.1973 по 29.09.1975, с 04.03.1985 по 21.10.1991, с 27.12.1999 по 28.02.2011 работала в ОАО «СХК», с 22.10.1991 по 30.11.1999 работала в 1452 военном представительстве Министерства обороны РФ, осуществляющим свою деятельность на СХК. С 01.03.2011 получает дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение. При назначении ей ДМО был учтен только стаж работы в видах деятельности, предусмотренных перечнем, – период работы в военном представительстве 8 лет 1 месяц, при этом не учтен общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса всего 27 лет 10 месяцев. Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области № /__/ от 02.09.2011 в перерасчете ДМО с учетом общего стажа ее работы в организациях ядерного оружейного комплекса отказано. Данный отказ считает незаконным, противоречащим подп. «б» п.3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 №1563, п.п. 9, 10 Положения «Об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях при выходе их на трудовую пенсию». Просила суд признать незаконным назначение ДМО, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, без учета общего страхового стажа в организации ядерного оружейного комплекса РФ (на СХК и в военном представительстве); признать незаконным решение Государственного учреждения -Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области № /__/ от 02.09.2011 об отказе в перерасчете размера ДМО; обязать назначить ДМО в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ на Сибирском химическом комбинате и в 1452 военном представительстве Министерства обороны РФ и пересчитать размер ДМО с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ со дня установления ДМО. Судебное заседание проведено в отсутствие Прошуниной Л.В. Представитель истца Новикова М.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Представитель ответчика Громовик О.А. исковые требования не признала, пояснив, что оснований для перерасчета ДМО не имеется, так как страхового стажа работы на ОАО «СХК» в видах деятельности, предусмотренной перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, у истца нет, в то время как суммированию подлежит стаж работы только в видах деятельности, предусмотренных Перечнем. В судебном заседании представитель третьего лица ОАО «СХК» Перминова Л.В. пояснила, что нет оснований для суммирования стажа, так как Прошунина Л.В. не имеет страхового стажа работы на ОАО «СХК» в видах деятельности, предусмотренных перечнем, утвержденном Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563. Суд на основании ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», п. 2 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ», п. 5 «Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 549, в удовлетворении исковых требований Прошуниной Л.В. отказал. В кассационной жалобе Прошунина Л.В. просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым ее исковые требования удовлетворить. Считает, что суд неправильно истолковал закон - п. 5 «Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам…» и не применил закон, подлежащей применению. В соответствии со ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела жалобу в отсутствие Прошуниной Л.В., представителя третьего лица ОАО «СХК», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда. Из материалов дела следует, что с 23.04.1999 Прошуниной Л.В. назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 12 «а» Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (л.д. 17). На основании распоряжения УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 09.08.2011 Прошуниной Л.В. назначена доплата как работнику ядерного оружейного комплекса с 01.03.2011из расчета стажа по перечню 8 лет 1 месяц (л.д. 35, 36). При этом установлено наличие стажа по перечню 8 лет 1 месяц, наличие стажа по ст. 27.1.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» – 8 лет 1 месяц, по ст. 27.1.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» – 0 лет 0 мес. Согласно справке ОАО «СХК» №/__/ от 30.08.2011 страховой стаж истца в организации ядерного оружейного комплекса составляет 19 лет 09 месяцев, из них страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», - 00 лет 00 мсяцев (л.д. 10). Заявляя требования о перерасчете дополнительного материального обеспечения, истец ссылалась на то, что его размер должен быть увеличен с учетом общего страхового стажа в организациях ядерного оружейного комплекса. Судебная коллегия полагает, что данная позиция истца основана на ошибочном толковании норм законодательства, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции истцу обоснованно отказано. Так, Указом Президента РФ от 23.08.2000 №1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ» (п.2) установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при условии прекращения трудовой деятельности в организациях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по проведению государственной политики в сфере развития и безопасного функционирования ядерного оружейного комплекса РФ, входящих в состав ядерного оружейного комплекса РФ и (или) в военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, определенным категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных утвержденным данным указом перечнем. Согласно подп. «б» п.3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 №1563 суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при назначении дополнительного обеспечения должен в зависимости от страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, страхового стажа на соответствующих работах, выполнение которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наличия государственных наград Российской Федерации и (или) СССР (РСФСР) составлять от 55 до 75 процентов среднемесячного заработка за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, предшествовавших одному из следующих событий: дню выхода на пенсию; дню выработки стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; дню прекращения работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях. Таким образом, данным пунктом Указа Президента РФ от 23.08.2000 №1563 предусмотрена возможность увеличения суммарного размера дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости от 55% до 75% среднемесячного заработка. Положения подп. «б» п.3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 №1563 воспроизведены в п.9 Положения об установлении выплат, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию (утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 №549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ»), согласно которому минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, предшествовавших одному из следующих событий: дню выхода на пенсию; дню выработки страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса или в военном представительстве. Условия такого увеличения установлены в п.10 Положения, в соответствии с которым суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается: на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения (абз.2); на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения (абз.3). Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа (абз.4): сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях; сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Подпунктом «а» п.2 Положения предусмотрены граждане, награжденные орденами Российской Федерации и (или) СССР, удостоенные звания лауреата Ленинской премии, лауреата государственных премий СССР, лауреата государственных премий Российской Федерации (РСФСР), лауреата премии Президента Российской Федерации, лауреата премии Совета Министров СССР и (или) РСФСР, лауреата премии Правительства Российской Федерации в период осуществления ими предусмотренных перечнем видов деятельности, имеющие страховой стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах не менее 15 лет. Доказательств того, что Прошунина Л.В. относится к данной категории граждан, материалы дела не содержат, следовательно, абз.2 п.10 Положения к ней не применим. Подпунктом «б» п.2 Положения предусмотрены граждане, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при осуществлении ими предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, а также граждане, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях. В соответствии с п.3 Положения дополнительное обеспечение при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения, устанавливается также гражданам, осуществлявшим предусмотренные перечнем виды деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, вышедшим на пенсию до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563, которым пенсия назначалась в связи с особыми условиями труда на основании пунктов "а" и "б" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" или на основании действовавших до вступления в силу указанного Закона нормативных правовых актов, регулирующих аналогичный порядок выхода на пенсию в связи с особыми условиями труда. Однако указанным категориям граждан, к которым относится и Прошунина Л.В., в соответствии с абз. 3 п.10 Положения суммарный размер дополнительного обеспечения увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно справке ОАО «СХК» №/__/ от 30.08.2011 при работе в ОАО «СХК» у Прошуниной Л.В. специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», не имеется, следовательно, и оснований для увеличения ей суммарного размера дополнительного обеспечения также нет. Что касается абз.4 п.10 Положения, к истцу он неприменим, так как в видах деятельности, установленных в перечне, при работе в ОАО «СХК» Прошунина Л.В. не участвовала, что не оспаривала в судебном заседании. Таким образом, оснований для увеличения Прошуниной Л.В. суммарного размера дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости, а так же для перерасчета ДМО с учетом общего страхового стажа в организациях ядерного оружейного комплекса у Пенсионного фонда не имелось, отказ в перерасчете ДМО является законным, к чему верно пришел и суд первой инстанции. С учетом изложенного решение суда является законным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст.ст.360, 366, абз.2 ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : решение Северского городского суда Томской области от 21 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Прошуниной Л. В. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи