Судья: Кузнецова Е.А. Дело № 33-4017/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 27 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Ахвердиевой И.Ю., судей Руди О.В., Радикевич М.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Колпашевского городского прокурора в интересах Непомнящих С. В. к Администрации Колпашевского городского поселения Томской области о понуждении обеспечить жилым помещением вне очереди по кассационной жалобе представителя Администрации Колпашевского городского поселения Томской области Смыченко А.М. (доверенность № 819\11 от 07.06.2011) на решение Колпашевского городского суда Томской области от 18 ноября 2011 года. Заслушав доклад судьи Ахвердиевой И.Ю., объяснения прокурора Дашевской О.С., полагавшей решение законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия установила: Колпашевский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Непомнящих С.В. к Администрации Колпашевского городского поселения о возложении обязанности обеспечить Непомнящих С.В., /__/ года рождения, вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. В обоснование заявленных требований со ссылками на положения п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», абз.2 ч.1 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (в ред. от 12.03.2008) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», Закона Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», указал, что Непомнящих С.В. имеет статус /__/; мать Непомнящих С.В. умерла 13.09.2001, его отец решением Колпашевского городского суда от 31.01.2003 лишен родительских прав; на основании постановления Главы Администрации Колпашевского района Томской области от 25.05.2003 № 145 Непомнящих С.В. с 2003 года находился под опекой; жилое помещение за Непомнящих С.В. не закреплялось; в июне 2011 года Непомнящих С.В. окончил обучение в /__/, с получением начального профессионального образования; с 2003 года Непомнящих С.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в администрации Колпашевского городского поселения, не имеет закрепленного жилого помещения; до настоящего времени Непомнящих С.В. жильем не обеспечен, вынужден проживать у бывшего опекуна; на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления (в 2003 году), относился к /__/. Орган местного самоуправления до настоящего времени обязанность по предоставлению Непомнящих С.В. жилого помещения не выполнил. В судебном заседании помощник Колпашевского городского прокурора Герасина О.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнила, что поскольку Непомнящих С.В. не является участником бюджетных правоотношений, порядок распределения средств на приобретение жилья, как и отсутствие жилых помещений и денежных средств на их приобретение у ответчика, не может отражаться на праве истца на предоставление жилого помещения. Истец Непомнящих С.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель ответчика Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко A.M. (доверенности от 07.06.2011 № 819/11) иск не признал. Представитель третьего лица Администрации Томской области Романенко А.Н. в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором полагала невозможным удовлетворение заявленных требований. Обжалуемым решением на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ, ч.3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», абз.2 ч.1 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (в ред. от 12.03.2008) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», ч.1 ст.1, ч.ч.1-3 ст.3, ч.1, ч.2 ст.6, ст.8 Закона Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», абз.5 ч.1 ст.85, ст.ст.1, 152 БК РФ, ч.3 ст.3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» суд исковые требования удовлетворил, возложил на Администрацию Колпашевского городского поселения обязанность предоставить Непомнящих С.В., /__/ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления. В кассационной жалобе представитель Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко A.M. (доверенности от 07.06.2011 № 819/11) просит решение отменить, направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей. Полагает, что суд необоснованно не применил положения абз.3 ч.1 ст.8, ст.5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительной гарантии и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, т.е. Администрации Томской области. Указывает, что в силу ч.2 ст.2 и ч.1 ст.6 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» Администрация Томской области обязана обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа путем предоставления из областного бюджета субвенций муниципальным районам, а те, в свою очередь, - в поселения. Считает, что суд неверно возложил на Администрацию Колпашевского городского поселения обязанность по предоставлению жилья Непомнящих С.В., не указал из каких источников необходимо ее осуществить и в какой разумный срок решение суда должно быть исполнено. В возражениях на кассационную жалобу старший помощник Колпашевского городского прокурора Герасина О.В. и истец Непомнящих С.В. просят решение оставить без изменения, а жалобу- без удовлетворения. В возражениях на кассационную жалобу представитель Администрации Томской области Романенко А.Н. (доверенность от 02.08.2011 № 58) полагала решение законным и обоснованным, жалобу - не подлежащей удовлетворению. Судебная коллегия на основании ст.354 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела. Рассмотрев дело по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не нашла. При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела, и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований. Так, меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 упомянутого Закона от 21.12.1996 №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ. В соответствии со ст.ст.4 и 5 данного Закона финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Согласно абз.2 ч.1 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 №28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» указанные категории детей однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств областного бюджета. Законом Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан наделены администрации поселений и городских округов Томской области (ч.1 ст.1). На основании ч.ч.1, 3 ст.3 Закона от 11.09.2007 №188-ОЗ в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации. По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения ребенку из числа детей-сирот является обязанностью муниципального образования и должно осуществляться вне очереди на условиях договора социального найма. При этом разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от наличия либо отсутствия у органов местного самоуправления свободного жилья, строящегося жилья, денежных средств на приобретение жилых помещений. Разрешая дело и удовлетворяя заявленный прокурором в интересах Непомнящих С.В. иск, суд первой инстанции исходил из того, что последний обладает /__/, в собственности жилья не имеет, зарегистрирован по месту пребывания в /__/, в 2011 году окончил обучение в /__/, на основании решения жилищной комиссии, утвержденного распоряжением Главы Колпашевского района Томской области 04.12.2003 № 725, Непомнящих С.В. с 04.12.2003 поставлен на учет на улучшение жилищных условий в качестве ребенка, находящегося под опекой, и нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. С учетом установленных обстоятельств и требований закона суд пришел к верному выводу о том, что у Непомнящих С.В., как нуждающегося в жилом помещении, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. При этом суд первой инстанции обоснованно признал надлежащим ответчиком по делу администрацию Колпашевского городского поселения, которая обязана приобрести в муниципальную собственность жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма сироте. В силу вышеприведенных положений Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом Непомнящих С.В. не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем его право на предоставление вне очереди жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». По этим же основаниям не имеет правового значения довод жалобы о невозможности приобретения органами местного самоуправления за счет бюджетных средств жилья для Непомнящих С.В. Приведенные в кассационной жалобе доводы, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Доводы кассатора фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в то время как оснований для таковой не имеется. Несогласие ответчика с выводами суда является его правом как участника гражданского дела, не свидетельствует о нарушении закона и не является основанием для отмены или изменения судебного решения. Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, соблюдены нормы процессуального законодательства. На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. 360, абз.2 ст.361, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Колпашевского городского суда Томской области от 18 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации Колпашевского городского поселения Томской области Смыченко А.М. - без удовлетворения. Председательствующий - Судьи: