Судья: Клименко А.А. Дело № 33-3969/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 23 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего: Школяр Л.Г., судей: Ахвердиевой И.Ю., Руди О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» (далее – ФКУ ЛИУ-1) об установлении административного надзора в отношении Телембекова А. С. по кассационному представлению прокурора Октябрьского района г. Томска на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 28 октября 2011 года. Заслушав доклад председательствующего, прокурора Кофман Е.Г., поддержавшую доводы кассационного представления, судебная коллегия у с т а н о в и л а: ФКУ ЛИУ-1 обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Телембекова А.С., /__/ г.р., предлагая установить административный надзор сроком на 6 лет со следующими административными ограничениями: запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период с 20-00 час. до 08-00 час.; запрещение выезда за пределы муниципального района; обязательная явка четыре раза в месяц, каждый понедельник, в районный орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. В обоснование требований заявитель указал, что Телембеков А.С. осужден приговором Кировского районного суда г. Омска от 24.11.2009 с учетом постановления Октябрьского районного суда г. Томска от 22.06.2011 к 2 годам 4 месяцам лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, относящегося к категории тяжких. Телембеков А.С. ранее судим, отягчающим обстоятельством судом признан опасный рецидив преступления. В период отбывания наказания Телембеков А.С. допустил одно нарушение установленного порядка отбывания наказания, характеризуется отрицательно. В судебном заседании представитель ФКУ ЛИУ-1 Лапин Д.В. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям. Заинтересованное лицо – осужденный Телембеков А.С. возражал против установления в отношении него административного надзора сроком на 6 лет. Пояснил, что не согласен заявленными требованиями в части запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий, а также запрещения нахождения вне места проживания с 20-00 час. до 08-00 час., поскольку ему необходимо работать. Указал, что после освобождения планирует проживать по адресу: /__/. Прокурор полагал заявление подлежащим удовлетворению в части. Обжалуемым решением на основании ст. 2, ч.ч. 1, 2 ст. 3, ч. 1 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ст. 18, ст. 86, ч. 1 ст. 111, ч. 2 ст. 158 УК РФ требования ФКУ ЛИУ-1 удовлетворены частично: в отношении Телембекова А.С. установлен административный надзор сроком на 6 лет; установлены административные ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства с 22-00 час. до 06-00 час., если это не связано с официальной трудовой деятельностью; запрещения выезда за пределы муниципального района, если это не связано с официальной трудовой деятельностью; обязательной явки четыре раза в месяц в районный орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. В кассационном представлении прокурор Октябрьского района г. Томска просит решение суда изменить, указав вместо запрета выезжать за пределы муниципального района, если это не связано с официальной трудовой деятельностью - запрет выезжать за пределы муниципального образования «город Омск», если это не связано с официальной трудовой деятельностью. Указал, что в судебном заседании Телембеков А.С. подтвердил свое намерение проживать в /__/, вместе с тем указание в резолютивной части решения на запрещение выезда за пределы муниципального района приведет к невозможности исполнения решения суда. Более того, г. Омск является не муниципальным районом, а муниципальным образованием. Представитель заявителя ФКУ ЛИУ-1, заинтересованное лицо Телембеков А.С. извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд кассационной инстанции не явились, судебная коллегия в силу ч. 2 ст. 354 ГПК РФ считает возможным рассмотреть кассационное представление в отсутствие неявившихся лиц. Проверив материалы дела, изучив и обсудив кассационное представление в пределах заявленных доводов, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит изменению. В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» № 64-ФЗ от 06.04.2011 административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» № 64-ФЗ от 06.04.2011 административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (ч. 2 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»). В силу п. «б» ч. 2 ст. 18 УК РФ рецидив преступлений признается опасным при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы. Судом первой инстанции на основании исследованных в судебном заседании доказательств установлено, что Телембеков А.С., в отношении которого ставится вопрос об установлении административного надзора осужден приговором Кировского районного суда г. Омска от 24.11.2009 с учетом постановления Октябрьского районного суда г.Томска от 22.06.2011 к 2 годам 4 месяцам лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ. Ранее Телембеков А.С. судим, отбывал наказание в местах лишения свободы по приговору Кировского районного суда г. Омска от 29.01.2002 за совершение преступления, предусмотренного п.п « а, в» ст. 70 УК РФ, которое законодателем отнесено к категории тяжких. Следовательно, преступление по ч. 1 ст. 111 УК РФ, т.е. при опасном рецидиве преступлений. При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости установления административного надзора в отношении Телембекова А.С. в силу требований ч. 2 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Виды административных ограничений установлены судом первой инстанции обоснованно, с учетом личности осужденного, характера совершенных им преступлений, в целях предупреждения совершения Телембековым А.С. преступлений и других правонарушений, оказания на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с формулировкой установленного в отношении заинтересованного лица административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы муниципального района. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Из материалов дела, пояснений Телембекова А.С. следует, что после освобождения последний намерен проживать в /__/. Указание в резолютивной части решения на запрещение выезда заинтересованному лицу за пределы муниципального района без конкретизации населенного пункта приведет к невозможности исполнения решения суда. Более того, из положений указанного выше Закона следует, что «Город Омск» является муниципальным образованием. Таким образом, решение суда в части установления в отношении заинтересованного лица административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы муниципального района подлежит изменению, с указанием на запрещение выезда за пределы муниципального образования «Город Омск». На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, абз. 4 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : решение Октябрьского районного суда г. Томска от 28 октября 2011 года изменить, указать в резолютивной части решения суда на запрещение Телембекову А. С. выезда за пределы муниципального образования «Город Омск», если это не связано с официальной трудовой деятельностью. В остальной части оставить решение суда без изменения. Председательствующий: Судьи: