№ 33-4111/2011 от 30.12.2011г.



Судья: Воротников С.А. Дело № 33-4111/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,

судей Руди О.В., Радикевич М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по заявлению прокурора Зырянского района Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Зырянского сельского поселения по непринятию мер к обеспечению запаса топлива на котельной «Калинина»

по кассационной жалобе администрации Зырянского сельского поселения на решение Зырянского районного суда Томской области от 21 октября 2011 года.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Дашевской О.С., полагавшей решение законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

установила:

Прокурор Зырянского района Томской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Зырянского сельского поселения по непринятию в установленном законом порядке мер к созданию запаса твердого топлива в котельной «Калинина» /__/ на отопительный сезон 2011-2012 гг.

В обоснование заявленных требований указал, что на основании распоряжения Главы Зырянского района от 31.05.2006 № 311-р и передаточного акта от 01.06.2006 МО «Зырянское сельское поселение» передана в собственность котельная «Калинина», расположенная на /__/. По настоящее время МО «Зырянское сельское поселение» является собственником указанной котельной. Для котельной «Калинина» необходимо на весь отопительный сезон 2011-2012 гг. количество угля в объеме 504,55 тонн. По состоянию на 21.09.2011 в котельной «Калинина» запас твердого топлива составлял 102,600 тонн. Оснований, свидетельствующих о том, что в ближайшее время в этой котельной будет обеспечен запас твердого топлива, не имеется.

Отметил, что в соответствии с п. 2.6.10 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норма технической эксплуатации жилищного фонда» готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности твердым топливом котельных до начала отопительного сезона не ниже 70 % потребности отопительного сезона. Согласно п. 2.6.13 вышеуказанного постановления Госстроя № 170 в летний период должен быть произведен завоз твердого топлива в расчете 70 % потребности в отопительном сезоне, то есть на начало отопительного сезона 2011-2012 гг. в котельной «Калинина» запас должен быть не менее 353,185 тонн угля.

Отопительный сезон 2011-2012 гг. на территории Зырянского сельского поселения начался 15.09.2011. Полагает, что котельная «Калинина» не обеспечена на начало отопительного сезона 2011-2012 гг. твердым топливом (углём) в необходимом количестве.

Согласно п.1.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 №115, ответственность за эксплуатацию тепловых котельных несет руководитель организации, являющейся её собственником, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки.

В соответствии с п.2.6.3 постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» контроль за ходом работ по подготовке к зиме котельных осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.

В соответствии с Конституцией РФ, ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования относится к вопросам местного значения.

В силу ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом возложены на органы местного самоуправления поселений.

Согласно ст.25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

В соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, топливо и другие материальные ресурсы.

Считал, что необеспечение запаса топлива в котельной «Калинина» может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Указал, что в силу ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.1 Федерального закона от 30.03.199 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вреднее воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Теплоснабжение относится к социальным факторам среды обитания человека, отсутствие которого, с учетом климатических условий в Томской области, создает угрозу их жизни и здоровью.

Согласно п.9 Правил предоставление коммунальных услуг граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Бездействие администрации Зырянского сельского поселения является незаконным, поскольку эксплуатация котельной «Калинина» без создания запаса топлива ставит под угрозу теплоснабжение населения в случае аварийной ситуации, чем нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Зырянского сельского поселения, на безопасность их жизни и здоровья.

Просил признать незаконным бездействие администрации Зырянского сельского поселения по непринятию мер по организации создания запаса твердого топлива в котельной «Калинина» в установленном законом порядке на отопительный сезон 2011-2012г.г. и обязать организовать создание запаса твердого топлива на котельной «Калинина» в срок до 01.11.2011.

Представитель Администрации Зырянского сельского поселения Мещеряков С.И. требования прокурора не признал.

Обжалуемым решением на основании ст.56 ГПК РФ, ст.2, п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 №115, п.2.6.3, п.2.6.10 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» п.1.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, ст.25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.2 постановления Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.ст.41, 42 Конституции РФ, ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.9 Правил предоставления коммунальный услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, суд заявление удовлетворил, признал незаконным бездействие администрации Зырянского сельского поселения по непринятию мер по организации создания запаса твердого топлива на котельной «Калинина» в соответствии с установленным законом порядке, возложил на администрацию Зырянского сельского поселения обязанность организовать создание запаса твердого топлива на котельной «Калинина» в соответствии с установленными требованиями в срок до 01.12.2011.

В кассационной жалобе Глава администрации Зырянского сельского поселения Осадчий А.А. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, дело направить на новое рассмотрение.

Указывает, что дело подлежало рассмотрению в ином судебном порядке, поскольку правоотношения являются публичными, однако суд фактически рассмотрел дело в исковом порядке, о чем свидетельствует срок рассмотрения дела. Дела, вытекающие из публичных правоотношений, подлежат рассмотрению в 10-дневный срок. Само судебное заседание проводилось по правилам искового производства.

Полагает, что суд вышел за пределы заявленных требований, признав незаконным бездействие администрации Зырянского сельского поселения по непринятию мер по организации создания запаса твердого топлива котельной в соответствии с установленным законом порядке, тогда как прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Зырянского сельского поселения по непринятию мер к созданию запаса твердого топлива на котельной. Суд обязал администрацию Зырянского сельского поселения организовать создание запаса твердого топлива на котельной в срок до 01.12.2011, тогда как прокурор заявил требование обязать администрацию Зырянского сельского поселения к созданию в котельной «Калинина» запас твердого топлива, в соответствии с установленными требованиями до 01.11.2011.

Отмечает, что в судебном заседании не исследовался вопрос, о каких аварийных ситуациях идет речь и чем поможет запас топлива в случае возникновения аварийной ситуации (выхода из строя котлов, иных механизмов и др.). Указывает, что в данном случае эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки возложена на организацию, которая предоставляет коммунальные услуги населению, эксплуатируя данную котельную на основании договора, заключенного по итогам проведенного администрацией Зырянского сельского поселения аукциона; вопрос о том, на ком лежит эксплуатационная ответственность за тепловые электроустановки котельной «Калинина», в судебном заседании не выяснялся, хотя это фактическое обстоятельство имело значение для правильного разрешения дела; вывод суда о том, что ответственность за эксплуатацию котельной «Калинина» лежит на администрации Зырянского сельского поселения, является ошибочным. Согласно п.11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115) именно энергоснабжающие организации, эксплуатирующие котельные, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива, а не собственник тепловой котельной. Пункт 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170) не устанавливает нормативов обеспеченности котельной топливом, а является условием, позволяющим определить готовность объектов ЖКХ к эксплуатации в зимних условиях.

Считает, что обязанность по созданию запаса топлива для котельной можно возложить и на собственников жилищного фонда, и на государственных жилищных инспекторов. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307) не регулируют правоотношения в сфере непосредственного оказания коммунальных услуг населению. Положения Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановление Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не подлежат применению к спорным отношениям, поскольку речь идет о создании запасов топлива на текущий период, а не создание резерва запасов топлива на случай возникновения чрезвычайной ситуации.

В возражениях на кассационную жалобу помощник прокурора Зырянского района Томской области Клинов С.А. полагал жалобу не подлежащей удовлетворению.

Судебная коллегия на основании ст.354 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Рассмотрев дело по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не нашла.

При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела, и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правого акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным и муниципальным служащим обязанности, возложенными на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Разрешая дело, суд верно пришел к выводу, что в нарушение п.п.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Администрация Зырянского сельского поселения не принимала мер по организации снабжения населения топливом.

Так, судом установлено и следует из материалов дела, что собственником котельной «Калинина» с оборудованием, расположенной на /__/, является Зырянское сельское поселение, которое в соответствии с п.2 Устава является муниципальным образованием и в соответствии с Законом Томской области от 10.09.2004 № 200-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Зырянского района» наделено статусом сельского поселения.

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Исходя из указанной нормы обязанность обеспечения теплоснабжения населения, в пределах границ сельского поселения, возложена на администрацию Зырянского сельского поселения.

В соответствии с п.1.7 Правил технической эксплуатации тепловых электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115, ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.

Готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого – не ниже 70% потребности отопительного сезона (п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).

В соответствии с п. 2.6.13 указанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в летний период должны быть проведены следующие работы: осуществлен завоз топлива: твердого – в расчете 70% потребности в отопительном сезоне. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами.

Распоряжением Губернатора Томской области от 16.02.2011 № 40-р «О подготовке хозяйственного комплекса Томской области к работе в осенне-зимний период 2011-2012 годов» рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Томкой области обеспечить качественную подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы муниципальных образований Томской области к работе в осенне-зимний период 2011 - 2012 годов в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», и Организационно-методическими рекомендациями по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя России от 06.09.2000 № 203 «Об утверждении Организационно-методических рекомендаций по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации"; организовать выполнение на территории муниципальных образований Томской области Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной Приказом Минэнерго России от 04.09.2008 № 66; создать комиссии для контроля за ходом подготовки хозяйственного комплекса муниципальных образований к работе в осенне-зимний период 2011 - 2012 годов; завершить подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к работе в осенне-зимний период 2011 - 2012 годов в населенных пунктах Томской области: по муниципальным образованиям Томской области, расположенным в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - к 1 сентября 2011 года; по иным муниципальным образованиям Томской области - к 10 сентября 2011 года.

Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что на администрацию Зырянского сельского поселения законом возложена обязанность по обеспечению нормативного запаса топлива, не менее 70% от общей потребности на отопительный сезон и что надлежащим образом данная обязанность не исполнена.

Ссылки кассатора на то, что эксплуатационная ответственность за тепловые электроустановки возложена на организацию, которая предоставляет коммунальные услуги населению, эксплуатирует данную котельную на основании договора аренды, не могут быть приняты во внимание, исходя из следующего.

Закон относит к вопросам местного значения поселения организацию теплоснабжения населения, в части непосредственного обеспечения граждан теплом. При этом закон не указывает, каким образом данная обязанность будет исполняться органом местного самоуправления.

В материалы дела договор аренды котельной с организацией, осуществляющей теплоснабжение населения, не представлен. Также не представлены доказательства тому, что в обязанности теплоснабжающей организации входит обеспечение нормативного запаса топлива к началу отопительного сезона и что в силу заключенного договора на теплоснабжающую организацию возложена обязанность иметь в наличии запас топлива и осуществлять его подвоз.

Распоряжением Главы Администрации Зырянского района Томской области от 31.05.2006 № 311-р котельная «Калинина» передана в собственность МО «Зырянское сельское поселение» для осуществления полномочий по тепло-, водоснабжению, водоотведению, снабжению населения топливом.

Таким образом, заключение администрацией Зырянского сельского поселения договора аренды котельной не может расцениваться как возложение на теплоснабжающую организацию обязанностей муниципального образования по обеспечению субабонентов тепловой энергией.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 06.10.2009 № 131-ФЗ, согласно которой вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования относятся к вопросам местного значения, не могут быть делегированы хозяйствующим субъектам.

Суд правильно установил, что приоритетное применение к вопросу о размерах нормативных запасов топлива, необходимого и достаточного для бесперебойного обеспечения теплом объектов ЖКХ и социальной сферы, имеют Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170. Настоящий акт определяет правила по эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Довод жалобы относительно того, что суд вышел за пределы заявленных требований, является несостоятельным, поскольку опровергается заявлением прокурора, протоколом судебного заседания от 21.10.2011 и содержанием решения, из которых следует обратное (л.д. 4-7, 52-53, 56-60).

Доводы кассатора о нарушении судом норм процессуального права, по мнению судебной коллегии, основаны на неправильном толковании норм права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.

При рассмотрении данного спора все имеющие значение для дела обстоятельства определены правильно, решение суда содержит исчерпывающие выводы, которые соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, исследованными и оцененными судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Оснований считать выводы суда ошибочными не усматривается.

Несогласие кассатора с выводами суда является его правом как участника гражданского дела, не свидетельствует о нарушении закона и не является основанием для отмены или изменения судебного решения.

На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 360, абз.2 ст.361, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Зырянского районного суда Томской области от 21 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Зырянского сельского поселения - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: