Судья Музафарова Г.Г. Дело № 33-7/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 10 января 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Руди О.В., судей Бондаревой Н.А., Миркиной Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске по кассационной жалобе представителя администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А. М. на решение Колпашевского городского суда Томской области от 29 ноября 2011 г. дело по иску Колпашевского городского прокурора в интересах Полосухиной Н. Г. к администрации Колпашевского городского поселения о понуждении обеспечить жилым помещением вне очереди, заслушав доклад судьи Руди О.В., прокурора Селезневу Е.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, установила: Колпашевский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Полосухиной Н.Г. к администрации Колпашевского городского поселения, в котором просил обязать ответчика обеспечить Полосухину Н.Г. вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. В обоснование требований указал, что Полосухина Н.Г. является /__/, ее мама умерла 08.03.1997, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери. Полосухина Н.Г. с 1997 года находилась под опекой. В июне 2006 года окончила образовательное учреждение (/__/), с 2005 года поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в администрации Колпашевского городского поселения по категории /__/. Жилья в собственности или найме не имеет; проживает временно у знакомых. Поскольку органы местного самоуправления не выполнили перед Полосухиной Н.Г. обязанность по представлению жилого помещения, право на его получение она не утратила. Полосухина Н.Г., старший помощник Колпашевского городского прокурора Герасина О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали, дополнив, что, поскольку Полосухина Н.Г. не является участником бюджетных правоотношений, порядок распределения средств на приобретение жилья, как и отсутствие жилых помещений и денежных средств на их приобретение у ответчика, не может отражаться на ее праве на предоставление жилого помещения. Представитель администрации Колпашевского городского поселения Смыченко A.M. в судебном заседании иск не признал, поддержав доводы письменных возражений, согласно которым, исходя из положений ч.2 ст.2 и ч.1 ст.6 Закона Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» и ст.5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обязанность по финансовому обеспечению государственных полномочий в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на орган субъекта Российской Федерации, в данном случае - Администрацию Томской области. Учитывая, что бюджетных субвенций, выделенных для Колпашевского городского поселения в 2011 году из областного бюджета Томской области для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно, самостоятельно выполнить обязанности по обеспечению жильем Полосухиной Н.Г. не представляется возможным. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Администрации Томской области Романенко А.Н. Обжалуемым решением суд на основании ст.40, п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ, ч.1 ст.45 ГПК РФ, п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», абз.3 ч.1 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 №28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», ч.1 ст.1, ч.1 ст.3, ч.1, ч.2 ст.6, ст.8 Закона Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», ст.1, абз.5 ч.1 ст.85, ст.152 БК РФ, ч.3 ст.3 Закона Томской области от 09.10.2003 №131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» иск удовлетворил. В кассационной жалобе представитель администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А.М. просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение. Суд не применил нормы, подлежащие применению (ст.5, абз.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159, ч.2 ст.2, ч.1 ст.6 Закона Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ), в связи с чем необоснованно признал ответчиком по делу только администрацию Колпашевского городского поселения, а также пришел к неправомерному выводу о возложении обязанности на администрацию Колпашевского городского поселения, как на дотационный орган местного самоуправления, у которого отсутствуют бюджетные средства, обеспечить истца муниципальным жильем по установленным социальным нормам. При этом суд в своем решении не отразил, из каких источников необходимо это осуществить, а также в какой разумный срок должно быть исполнено решение суда. В возражениях на кассационную жалобу истец Полосухина Н.Г. и старший помощник Колпашевского городского прокурора Герасина О.В. просят решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Поскольку о дне рассмотрения кассационной жалобы Полосухина Н.Г., администрация Колпашевского городского поселения, администрация Томской области уведомлены надлежащим образом (л.д.82,83,84,92), судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие на основании ст. 354 ГПК РФ. Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены. При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела, и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений, приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований. Так, меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 упомянутого Закона от 21.12.1996 №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ. В соответствии со ст.ст.4 и 5 данного Закона финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Согласно абз.2 ч.1 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 №28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» указанные категории детей однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств областного бюджета. Законом Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан наделены администрации поселений и городских округов Томской области (ч.1 ст.1). На основании ч.ч.1, 3 ст.3 Закона от 11.09.2007 №188-ОЗ в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации. По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения ребенку из числа детей-сирот является обязанностью муниципального образования и должно осуществляться вне очереди на условиях договора социального найма. При этом разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от наличия либо отсутствия у органов местного самоуправления свободного жилья, строящегося жилья, денежных средств на приобретение жилых помещений. Разрешая дело и удовлетворяя заявленный прокурором в интересах Полосухиной Н.Г. иск, суд первой инстанции исходил из того, что последняя обладает статусом /__/, в собственности жилья не имеет, в 2006 году окончила обучение в /__/ в /__/, на основании решения жилищной комиссии, утвержденного распоряжением Главы Колпашевского района Томской области 17.05.2005 №236, Полосухина Н.Г. поставлена на учет на улучшение жилищных условий в качестве /__/, и нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. С учетом установленных обстоятельств и требований закона суд пришел к верному выводу о том, что у Полосухиной Н.Г., как нуждающейся в жилом помещении, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. При этом суд первой инстанции обоснованно признал надлежащим ответчиком по делу только администрацию Колпашевского городского поселения, которая обязана приобрести в муниципальную собственность жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма /__/. В силу вышеприведенных положений Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом Полосухина Н.Г. не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем ее право на предоставление вне очереди жилого помещения как /__/, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». По этим же основаниям не имеет правового значения довод жалобы о невозможности приобретения органами местного самоуправления за счет бюджетных средств жилья для Полосухиной Н.Г. Судебная коллегия полагает несостоятельным и довод кассатора о необходимости указания в решении суда срока его исполнения исходя из следующего. В силу ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ч.1). В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок (ч.2). Таким образом, положения приведенной нормы применяются тогда, когда действия ответчика не связаны с передачей и возвратом имущества или взысканием денежных сумм. Поскольку решением суд обязывает администрацию Колпашевского сельского поселения совершить действия, связанные с передачей имущества, положения ст.206 ГПК РФ не могут быть применены. А потому указание в резолютивной части решения суда на срок исполнения администрацией Колпашевского сельского поселения обязанности по предоставлению Полосухиной Н.Г. жилого помещения не будет являться правильным. Приведенные в кассационной жалобе доводы, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Доводы кассатора фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в то время как оснований для таковой не имеется. Таким образом, поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и отмене не подлежит. Кассационная жалоба не содержит ссылки на доводы и обстоятельства, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены решения суда. Руководствуясь абз.2 ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Колпашевского городского суда Томской области от 29 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А. М. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи: