№ 33-120/2012 от 20.01.2012г.



Судья: Уварова В.В. Дело № 33-120/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 января 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Худиной М.И.,

судей Радикевич М.А., Небера Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске

по кассационной жалобе Шалаева Г. А. на решение Северского городского суда Томской области от 22 декабря 2011 года

дело по исковому заявлению Шалаева Г. А. к ОАО «Сибирский химический комбинат» о признании права на получение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения в соответствии Указом Президента РФ № 1563 от 23.08.2000 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ», возложении обязанности выдать справку о страховом стаже работы в организации ядерного оружейного комплекса.

Заслушав доклад председательствующего, пояснения представителя ОАО «СХК» Перминовой Л.В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Шалаев Г.А. обратился в суд с указанным иском к открытому акционерному обществу «Сибирский химический комбинат», ссылаясь на то, что в период с 24.10.1967 по 01.04.2011 он работал на предприятии ядерного оружейного комплекса «Сибирский химический комбинат», при этом с 01.02.1979 по 06.02.1987 – /__/. Полагал, что в соответствии с Перечнем видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, имеет право на получение дополнительного материального обеспечения. Аналитическая лаборатория, в которой он работал в качестве /__/, является частью Химико-металлургического завода СХК и расположена в зданиях 901 и 903, в которых согласно лицензии Госатомнадзора от 09.01.2002 ФГУП СХК разрешено осуществлять химико-металлургическую переработку плутония, урана и пр. Данная лаборатория расположена в том же месте, где непосредственно осуществляется технологический процесс по производству делящихся материалов, /__/ обеспечивают ведение этого технологического процесса. В перечень его обязанностей входил ремонт технологического оборудования, задействованного в технологическом процессе по производству делящихся материалов для ядерных зарядов. Просил признать наличие у него фактически отработанного стажа 6 лет 5 месяцев 6 дней на работах, дающих право на получение ежемесячного пожизненного дополнительного материального обеспечения в соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ» и возложить на ОАО «Сибирский химический комбинат» обязанность выдать справку, подтверждающую страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса по его фактической занятости 6 лет 05 месяцев на работах, дающих право на ежемесячное пожизненное дополнительное материальное обеспечение, в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 года №1563.

В судебном заседании Шалаев Г.А. требования поддержал по заявленным основаниям.

Представитель ответчика ОАО «СХК» Перминова Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что основанием для получения ДМО является непосредственное участие в видах деятельности, предусмотренных Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563. Работа в /__/ относится к вспомогательным и обслуживающим работам, не относится непосредственно к технологическому процессу, не включена в Перечень, а потому оснований для назначения ДМО истцу не имеется.

Суд на основании п. 2 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ», п.п. 2, 5 Положения о порядке определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренных перечнем, утвержденных указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 в удовлетворении заявленных исковых требований Шалаеву Г.А. отказал.

В кассационной жалобе Шалаев Г.А. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым его исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 ДМО назначается за выполнение работ, предусмотренных этим Указом, а не за занимаемую должность, указанную в Перечне. Суд установил факт его работы по обслуживанию и ремонту оборудования, включенного в технологическую линию основного производства урана и плутония для ядерных зарядов, однако пришел к противоречащему данному факту выводу, что /__/ не занят в основном технологическом производстве. Согласно разъяснениям председателя Центральной комиссии Министерства, руководителя Департамента ядерно-топливного цикла В.В. Шидловского №6-10/Х-493 от 11.04.2001, Химико-металлургический завод (аналитическая лаборатория) отнесен к заводам, осуществляющим виды деятельности, утвержденные Указом Президента РФ № 1563. Согласно данных разъяснений, под Указ Президента РФ № 1563 от 23.08.2000 не подпадают работы по монтажу, демонтажу и ремонту оборудования аналитической лаборатории, не являющегося основным технологическим оборудованием по производству делящихся материалов. Учитывая, что судом установлен факт производства им ремонтных работ на оборудовании, участвующем в основном технологическом производстве, оснований для отказа в назначении ему ДМО не имелось. В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств того, что он не был занят полный рабочий день в цехах, осуществляющих основной технологический процесс.

В возражениях на кассационную жалобу представитель ОАО «СХК» Перминова Л.В. полагала решение суда законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела жалобу в отсутствие Шалаева Г.А., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 (ред. от 25.03.2010) «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» право на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение устанавливается при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем.

Согласно п. 18 «Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 549 (ред. от 13.05.2010) «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» предоставляется право устанавливать порядок определения производств, работ и профессий, которые соответствуют предусмотренным перечнем видам деятельности и с учетом которых устанавливается дополнительное обеспечение, а также по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации давать разъяснения в установленном порядке по вопросам финансирования, установления, выплаты, перерасчета и индексации дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса.

Согласно п. 5 «Положения о порядке определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563», утвержденного приказом Росатом от 05.08.2009 № 552, производства, работы и профессии, соответствующие видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом, определяются в каждой организации ядерного оружейного комплекса Российской Федерации самостоятельно в соответствии с настоящим Положением, их перечни утверждаются руководителями организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации после рассмотрения и одобрения Комиссией.

В соответствии с п. 2 указанного Положения основным критерием при определении производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563, является требование Указа о предоставлении социальной поддержки только гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом. В число указанных производств, работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении.

Во исполнение п. 5 «Положения о порядке определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563» генеральным директором ФГУП «СХК» утвержден «Перечень производств, работ и профессий «Сибирского химического комбината», соответствующих видам деятельности, определенным перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563» № 39-10/4378 от 05.12.2003.

Разрешая заявленные требования о признании права истца на ДМО с учетом периода работы с 01.02.1979 по 06.02.1987 /__/ и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанная работа не относится к видам деятельности, определенным перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563.

При этом суд принял во внимание, что должность /__/ не включена в «Перечень производств, работ и профессий «Сибирского химического комбината», соответствующих видам деятельности, определенным перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563», а также то обстоятельство, что оборудование аналитической лаборатории ХМЗ, которое ремонтировал Шалаев Г.А., непосредственно не относится к основному технологическому процессу по производству делящихся материалов для ядерных зарядов.

Данные выводы суда основаны на представленных сторонами доказательствах, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Так, из пункта 1.9 Положения об аналитической лаборатории (по работе с радиоактивными веществами) № /__/ от 20.01.2010 следует, что основным видом деятельности лаборатории является проведение аналитических работ. В аналитической лаборатории проводятся измерения характеристик качества химических реактивов, реагентов, сырья, технологических продуктов и готовой продукции ХМЗ - урана, плутония и их соединений (л.д. 101).

Согласно п.1.1 Инструкции /__/ (л.д. 22 – 30), /__/ постоянно занят ремонтом лабораторного оборудования и механизмов, загрязненных радиоактивными веществами в производстве радиоактивных веществ и производстве плутония химико-металлургическим способом. Пунктом 1.4 указанной инструкции установлено, что рабочим местом /__/ являются производственные помещения аналитической лаборатории в ремонтной и операторских зонах зд. 903, 901 с расположенным в них технологическим оборудованием (автоматы съемки спектров, лабораторные экстракторы, технологические линии передачи растворов, содержащих уран и плутоний, коммуникации газов и воды), ремонт которого проводится /__/.

Судом первой инстанции верно указано на то, что следует различать работу во вредных условиях труда и работу в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, дающих право на получение ДМО. Выполнение должностных обязанностей в условиях радиационной вредности не является основанием для назначения дополнительного материального обеспечения, а подтверждает право на досрочное назначение пенсии по Спискам № 1, №2.

Из содержания «Перечня производств, работ и профессий «Сибирского химического комбината», соответствующих видам деятельности, определенным перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563» № 39-10/4378 от 05.12.2003 можно сделать вывод, что ремонтом оборудования, относящегося к основному технологическому процессу, занимались /__/.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что деятельность Шалаева Г.А. относится к вспомогательным и обслуживающим видам деятельности, а не к основному технологическому процессу, а потому обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку выводов суда, судебной коллегией не принимаются, так как не основаны ни на действующем законодательстве, ни на установленных обстоятельствах дела.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, оно является законным, обоснованным, подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст.360, 366, абз.2 ст.361 ГПК РФ судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Северского городского суда Томской области от 22 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шалаева Г. А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи