Судья Петрушенко Ф.З. Дело № 33-167/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 24 января 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Ахвердиевой И.Ю., судей Ячменевой А.Б., Жолудевой М.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске по кассационной жалобе представителя заинтересованного лица – Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. на решение Кривошеинского районного суда Томской области от 27 октября 2011 года дело по иску прокурора Кривошеинского района Томской области в интересах Мустафиной А. Х. к Администрации Кривошеинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области о возложении обязанности приобрести и предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение. Заслушав доклад судьи Ячменевой А.Б., объяснения прокурора Селезневой Е.А., судебная коллегия у с т а н о в и л а: прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в суд с иском в интересах Мустафиной А. Х. к Администрации Кривошеинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области о возложении обязанности приобрести и предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение. В обоснование иска указал, что Мустафина А.Х., /__/ года рождения, относится к /__/, поскольку мать умерла 03.05.2005, отец - 13.02.1992. С 2005 года Мустафина А.Х. проживает у бабушки Талыповой А.Х., которая была назначена её опекуном и выполняла эти обязанности до достижения Мустафиной А.Х. совершеннолетия. В настоящее время Мустафина А.Х. учится в /__/, общежитие ей не предоставлялось. С 29 августа 2008 года Мустафина А.Х. состоит на учете в Кривошеинском сельском поселении в качестве нуждающейся в жилье, состоит в /__/, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся в его предоставлении. Мустафина А.Х. жильем не обеспечена, проживает в квартире бабушки по адресу: /__/. Жилое помещение для проживания ей не предоставлялось, в собственности жилья не имеет. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кривошеинского района Томской области Беленченко Д.О., а также истица Мустафина А.Х. исковые требования поддержали. Представитель ответчика Администрации Кривошеинского сельского поселения Гайдученко Н.С. исковые требования признала в полном объеме. Представитель заинтересованного лица - Администрации Томской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В возражениях на исковое заявление представитель Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. (доверенность № 32 от 01.04.2011) возражала против удовлетворения исковых требований по предоставлению жилого помещения. Указала, что к заявлению не приложены документы, свидетельствующие об окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания. Считает, что сообщение об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП от 3.07.2008 не может служить доказательством отсутствия жилого помещения у Мустафиной А.Х., поскольку не представлены сведения из БТИ об отсутствии жилого помещения. Отметила, что Мустафина А.Х. была поставлена на учёт на улучшение жилищных условий, а не на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Суд на основании ст.ст. 35, 40 Конституции РФ, ч. 1 ст. 57. п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст.1, ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.ч. 1 и 4 ст. 6. ч. 7 ст. 6, абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-03 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», ч. 2 ст. 15 Закона Томской области № 28-03 от 19.08.1999 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» иск прокурора удовлетворил, обязал Администрацию Кривошеинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области приобрести и предоставить Мустафиной А.Х. вне очереди по договору социального найма на территории Кривошеинского сельского поселения жилое помещение общей площадью не менее 17 квадратных метров за счет средств бюджета Томской области. В кассационной жалобе представитель заинтересованного лица Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. просит решение суда отменить и принять новое. Считает, что в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставление жилого помещения по договору социального найма возможно лишь по окончании пребывания Мустафиной А.Х. в образовательном учреждении профессионального образования. Полагает необоснованным вывод суда о возникновении права у истицы на предоставление жилого помещения ввиду прекращения над ней опеки (попечительства). В возражениях на кассационную жалобу прокурор, Мустафина А.Х. и представитель ответчика Администрации Кривошеинского сельского поселения Гайдученко Н.С. просят решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения. Судебная коллегия на основании ст.354 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела. Рассмотрев дело по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не нашла. При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела, и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований. Так, меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 Закона от 21.12.1996 №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ. В соответствии со ст.ст.4 и 5 данного Закона финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Согласно абз.2 ч.1 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 №28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» указанные категории детей однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств областного бюджета. Законом Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан наделены администрации поселений и городских округов Томской области (ч.1 ст.1). На основании ч.ч.1, 3 ст.3 Закона от 11.09.2007 №188-ОЗ в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации. По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения ребенку из числа детей-сирот является обязанностью муниципального образования и должно осуществляться вне очереди на условиях договора социального найма. При этом разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от наличия либо отсутствия у органов местного самоуправления свободного жилья, строящегося жилья, денежных средств на приобретение жилых помещений. Разрешая дело и удовлетворяя заявленный прокурором в интересах Мустафиной А.Х. иск, суд первой инстанции исходил из того, что последняя обладает статусом /__/, в собственности жилья не имеет, проживает у бабушки в /__/, обучается в /__/, общежитие не предоставлялось по причине его отсутствия. С 29.08.2008 состоит в списке /__/, поставлена на учет в Кривошеинском сельском поселении в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма. С учетом установленных обстоятельств и требований закона суд пришел к верному выводу о том, что у Мустафиной А.Х. как нуждающейся в жилом помещении возникло право на внеочередное его предоставление по договору социального найма на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. При этом суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию Кривошеинского сельского поселения Томской области обязанность приобрести и предоставить сироте жилье по договору социального найма за счет средств бюджета Томской области. В силу вышеприведенных положений Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приведенные в кассационной жалобе доводы, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Так, попечительство над Мустафиной А.Х. прекратилось по достижении ею совершеннолетия /__/, в связи с чем у нее возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения. Указанное право не связано с обязательным условием – окончанием /__/ учебного заведения. Доводы кассатора фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в то время как оснований для таковой не имеется. Несогласие ответчика с выводами суда является его правом как участника гражданского дела, не свидетельствует о нарушении закона и не является основанием для отмены или изменения судебного решения. Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, соблюдены нормы процессуального законодательства. На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 366, 361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : решение Кривошеинского районного суда Томской области от 27 декабря 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя заинтересованного лица – Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: