№ 33-167/2012 от 24.01.2012г.



Судья Петрушенко Ф.З. Дело № 33-167/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 января 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,

судей Ячменевой А.Б., Жолудевой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске

по кассационной жалобе представителя заинтересованного лица – Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. на решение Кривошеинского районного суда Томской области от 27 октября 2011 года

дело по иску прокурора Кривошеинского района Томской области в интересах Мустафиной А. Х. к Администрации Кривошеинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области о возложении обязанности приобрести и предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение.

Заслушав доклад судьи Ячменевой А.Б., объяснения прокурора Селезневой Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в суд с иском в интересах Мустафиной А. Х. к Администрации Кривошеинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области о возложении обязанности приобрести и предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение.

В обоснование иска указал, что Мустафина А.Х., /__/ года рождения, относится к /__/, поскольку мать умерла 03.05.2005, отец - 13.02.1992. С 2005 года Мустафина А.Х. проживает у бабушки Талыповой А.Х., которая была назначена её опекуном и выполняла эти обязанности до достижения Мустафиной А.Х. совершеннолетия. В настоящее время Мустафина А.Х. учится в /__/, общежитие ей не предоставлялось. С 29 августа 2008 года Мустафина А.Х. состоит на учете в Кривошеинском сельском поселении в качестве нуждающейся в жилье, состоит в /__/, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся в его предоставлении. Мустафина А.Х. жильем не обеспечена, проживает в квартире бабушки по адресу: /__/. Жилое помещение для проживания ей не предоставлялось, в собственности жилья не имеет.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кривошеинского района Томской области Беленченко Д.О., а также истица Мустафина А.Х. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Администрации Кривошеинского сельского поселения Гайдученко Н.С. исковые требования признала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - Администрации Томской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В возражениях на исковое заявление представитель Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. (доверенность № 32 от 01.04.2011) возражала против удовлетворения исковых требований по предоставлению жилого помещения. Указала, что к заявлению не приложены документы, свидетельствующие об окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания. Считает, что сообщение об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП от 3.07.2008 не может служить доказательством отсутствия жилого помещения у Мустафиной А.Х., поскольку не представлены сведения из БТИ об отсутствии жилого помещения. Отметила, что Мустафина А.Х. была поставлена на учёт на улучшение жилищных условий, а не на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Суд на основании ст.ст. 35, 40 Конституции РФ, ч. 1 ст. 57. п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст.1, ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.ч. 1 и 4 ст. 6. ч. 7 ст. 6, абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-03 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», ч. 2 ст. 15 Закона Томской области № 28-03 от 19.08.1999 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» иск прокурора удовлетворил, обязал Администрацию Кривошеинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области приобрести и предоставить Мустафиной А.Х. вне очереди по договору социального найма на территории Кривошеинского сельского поселения жилое помещение общей площадью не менее 17 квадратных метров за счет средств бюджета Томской области.

В кассационной жалобе представитель заинтересованного лица Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. просит решение суда отменить и принять новое. Считает, что в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставление жилого помещения по договору социального найма возможно лишь по окончании пребывания Мустафиной А.Х. в образовательном учреждении профессионального образования. Полагает необоснованным вывод суда о возникновении права у истицы на предоставление жилого помещения ввиду прекращения над ней опеки (попечительства).

В возражениях на кассационную жалобу прокурор, Мустафина А.Х. и представитель ответчика Администрации Кривошеинского сельского поселения Гайдученко Н.С. просят решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.

Судебная коллегия на основании ст.354 ГПК РФ полагает возможным рассмот­реть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом изве­щенных о времени и месте рассмотрения дела.

Рассмотрев дело по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не нашла.

При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела, и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Так, меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, опреде­лены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей».

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по оконча­нии службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, испол­няющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 Закона от 21.12.1996 №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жи­лого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и го­родов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.

В соответствии со ст.ст.4 и 5 данного Закона финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Согласно абз.2 ч.1 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 №28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» указанные категории детей однократно обеспечиваются Администрацией Том­ской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми по­мещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан наде­лены администрации поселений и городских округов Томской области (ч.1 ст.1).

На основании ч.ч.1, 3 ст.3 Закона от 11.09.2007 №188-ОЗ в целях реализации пере­данных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных на­стоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение рас­ходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов ме­стного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.

По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения ребенку из числа детей-сирот является обязанностью муниципального образования и должно осуществляться вне очереди на условиях договора социального найма. При этом разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попе­чения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в за­висимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от наличия либо отсутствия у органов местного самоуправления свободного жилья, строящегося жилья, денежных средств на приобретение жилых помещений.

Разрешая дело и удовлетворяя заявленный прокурором в интересах Мустафиной А.Х. иск, суд первой инстанции исходил из того, что последняя обладает статусом /__/, в собственности жилья не имеет, проживает у бабушки в /__/, обучается в /__/, общежитие не предоставлялось по причине его отсутствия. С 29.08.2008 состоит в списке /__/, поставлена на учет в Кривошеинском сельском поселении в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма.

С учетом установленных обстоятельств и требований закона суд пришел к верному выводу о том, что у Мустафиной А.Х. как нуждающейся в жилом помещении возникло право на внеочередное его предоставление по договору социального найма на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. При этом суд первой инстанции обосно­ванно возложил на администрацию Кривошеинского сельского поселения Томской области обязанность приобрести и предоставить сироте жилье по договору социального найма за счет средств бюджета Томской области.

В силу вышеприведенных положений Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приведенные в кассационной жалобе доводы, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

Так, попечительство над Мустафиной А.Х. прекратилось по достижении ею совершеннолетия /__/, в связи с чем у нее возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения. Указанное право не связано с обязательным условием – окончанием /__/ учебного заведения.

Доводы кассатора фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в то время как оснований для таковой не имеется.

Несогласие ответчика с выводами суда является его правом как участника гражданского дела, не свидетельствует о нарушении закона и не является основанием для отмены или изменения судебного решения.

Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, приме­нен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, соблю­дены нормы процессуального законодательства.

На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 366, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Кривошеинского районного суда Томской области от 27 декабря 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя заинтересованного лица – Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: