Судья: Миркина Е.И. Дело № 33-204/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 27 января 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Ахвердиевой И.Ю., судей Жолудевой М.В., Ячменевой А.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по кассационной жалобе представителя ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области Драчевой С. Б. на решение Советского районного суда г. Томска от 20 декабря 2011 года дело по иску Киселева А. Н. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочно пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, назначении пенсии. Заслушав доклад судьи Жолудевой М.В., объяснения Киселева А.Н., возражавшего против жалобы, представителя Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области Драчевой С.Б., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия у с т а н о в и л а : Киселев А.Н. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочно пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, назначении пенсии. В обоснование требований указал, что 24.12.2009 обратился в ПФ за назначением досрочно пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако ему было отказано в назначении данной пенсии, в его специальный стаж не были включены периоды: с 01.08.1976 по 22.12.1986 - прохождение военной службы в Вооруженных силах СССР по контракту; с 02.02.1991 по 01.09.1991 - в должности /__/ в учебном центре допризывной подготовки в средней школе № 29; с 01.09.2000 по 31.07.2002 - в должности /__/ в МОУ школа-интернат № 33 для слабовидящих детей г. Томска; с 01.09.2007 по 06.07.2008 - в должности /__/ в ОГОУ кадетская школа-интернат «Томский кадетский корпус» и по совместительству в должности /__/ в областном государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Областной центр дополнительного образования детей»; с 11.01.2009 по 10.07.2009 - в должности /__/ в муниципальном учреждении дополнительного образования детей детском оздоровительно-образовательном (профильном) центре «Ермак»; с 10.08.2009 по 24.12.2009 - в должности /__/ в муниципальном учреждении дополнительного образования детей в детском оздоровительно-образовательном (профильном) центре «Ермак». Полагал, что представленными документами подтверждается его работа на полную ставку в периоды: с 02.02.1991 по 01.09.1991, с 01.09.2000 по 31.07.2002, с 01.09.2007 по 06.07.2008, с 11.01.2009 по 10.07.2009, с 10.08.2009 по 24.12.2009. С учетом включения в специальный стаж службы в ВС СССР, на 01.01.2001 у него имелся необходимый стаж работы 16 лет 8 месяцев, а также период работы с 01.11.1999 по 31.12.2000 в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименования учреждений» Списков от 22.09.1999 и от 29.10.2002. С учетом изложенного, просил суд обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области включить в его педагогический стаж указанные выше периоды работы, назначить пенсию с даты обращения, т.е. с 24.12.2009. В судебном заседании Киселев А.Н. иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Томск Томской области Драчева С.Б. иск не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск. Обжалуемым решением на основании ст.ст. 18, 19 Конституции РФ, ст. 80 Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», ст. 19, подп. 19 п. 1, п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подп. «г» п. 1, п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, п.п. 6, 8, 9 Постановления Совмина СССР от 29.04.1968 № 289 «О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи», п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», п.п. 4, 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 № 191, требования удовлетворены частично, включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующие периоды работы: с 01.08.1976 по 22.12.1986 - прохождение военной службы в Вооруженных силах СССР по контракту; с 02.02.1991 по 01.09.1991 - в должности /__/ в учебном центре допризывной подготовки в средней школе № 29; с 01.09.2007 по 06.07.2008 в должности /__/ в ОГОУ кадетская школа-интернат «Томский кадетский корпус» и по совместительству в должности /__/ в областном государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Областной центр дополнительного образования детей»; с 11.01.2009 по 10.07.2009 - в должности /__/ в муниципальном учреждении дополнительного образования детей детском оздоровительно-образовательном (профильном) центре «Ермак»; с 10.08.2009 по 24.12.2009 - в должности /__/ в муниципальном учреждении дополнительного образования детей в детском оздоровительно-образовательном (профильном) центре «Ермак». В удовлетворении остальной части требований отказано. В кассационной жалобе представитель ответчика Драчева С.Б. просит решение отменить в части включения в специальный трудовой стаж в связи с педагогической деятельностью следующих периодов: с 01.08.1976 по 22.12.1986 (10 лет 4 месяца 21 день в календарном исчислении) – прохождение военной службы в Вооруженных силах СССР; с 01.09.2007 по 06.07.2008 (10 месяцев 6 дней) - работа в должности /__/ в ОГОУ Кадетская школа-интернат «Томский кадетский корпус» и в должности /__/ в ОГОУ «Областной центр дополнительного образования детей»; с 11.01.2009 по 10.07.2009 (6 месяцев) - в должности /__/ в МУ ДОД Детском оздоровительно-образовательном центре «Ермак» с педагогической нагрузкой от 0,5 до 0,66 ставки; с 10.08.2009 по 24.12.2009 (4 месяца 15 дней) - в должности /__/ в МУ ДОД Детском оздоровительно-образовательном центре «Ермак». Кроме того, представитель ответчика не согласна с назначением истцу досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 24.12.2009. Считает, что наличие 2/3 стажа воинской службы является обязательным условием для включения данного периода в педагогический стаж. По состоянию на 01.01.2001 у истца должно быть не менее 16 лет и 8 месяцев специального стажа в должностях учителя, воспитателя, преподавателя либо и иной должности, указанной в разделе «Наименование должностей» Списка постановления от 2002 года для того, чтобы в дальнейшем учитывать периоды работы после 01.01.2001, то есть спорные периоды с 01.09.2007 по 06.07.2008 (10 месяцев 6 дней) работа в должности /__/, с 11.01.2009 по 10.07.2009 (6 месяцев) и с 10.08.2009 по 24.12.2009 (4 месяца 15 дней) работа в должности /__/ в учреждениях дополнительного образования. Полагает, что включать в данный стаж военную службу оснований не имеется, так как в пункте 12 Правил от 2002 года указано о стаже работы в должностях и учреждениях образования. Военная служба не может быть отождествлена с работой в педагогических должностях. Ссылаясь на Определение Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 № 512-О, считает, что право на досрочное назначение трудовой пенсии связано не с любой работой в сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда. Согласно Определению Верховного Суда РФ от 03.02.2004 № КАС 03-658 в стаж работы, дававшей право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, включалась работа в должности педагога дополнительного образования только за период после 01.11.1999. С учетом изложенного, полагает, что поскольку на 01.01.2001 имеющийся у истца специальный педагогический стаж составляет только 9 лет 1 месяц 13 дней, то периоды его работы после 01.01.2001 не подлежат учету для назначения педагогической пенсии. Рассмотрев дело по правилам ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит. Из материалов дела следует, что истец просил зачесть в педагогический стаж периоды его службы в Вооруженных силах и работы в учебных заведениях, ссылаясь на необходимость применения действовавшего в указанные периоды пенсионного законодательства. Суд пришел к выводу об обоснованности доводов истца в данной части и о наличии правовых оснований для зачета указанных периодов в его специальный педагогический стаж. Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции правильным и не подлежащим переоценке. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии. Согласно п. 2 ст. 27 вышеуказанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, Правила исчисления периодов работы при необходимости утверждаются Правительством РФ. Как следует из материалов дела, в период с 01.08.1976 по 22.12.1986 истец проходил военную службу в Вооруженных силах СССР по контракту, в период с 19.01.1987 по 01.02.1991 работал /__/ в средней школе № 47 г. Томска. С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 18-П от 15.06.1998, в постановлении № 2-П от 29.01.2004, в определении № 320-О от 05.11.2002, определении №107-О от 06.03.2003, применение судом первой инстанции правовых норм пенсионного законодательства, утративших силу, но действовавших в спорные периоды, судебная коллегия находит правильным. К периодам работы до 01.01.2001 суд первой инстанции применил нормы и правила, действующие до введения нового правового регулирования: до 01.11.1999 - Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которым предоставляется право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, а после 01.11.1999 - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающий право на выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья от 22.09.1999 № 1066. Оценивая возможность включения спорных периодов в стаж, суд правомерно руководствовался указанными нормативными правовыми актами. В период прохождения Киселева А.Н. службы в рядах Вооруженных сил СССР действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым было утверждено Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" (далее по тексту - Положение). Согласно подпункту "г" пункта 1 Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР. Согласно п. 4 Положения, время работы, указанной в п.п. 1, 2, 3 Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Однако Советом Министров СССР 29.04.1968 было утверждено Постановление № 289 «О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи», в связи с чем в штаты средних образовательных школ, средних специальных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования вводилась должность военного руководителя (п. 6 Постановления), определялся порядок исчисления размера их должностного оклада ( п. 7 Постановления). Судебная коллегия считает, что Постановление Совета Министров СССР от 29.04.1968 № 289 являлось специальным нормативным актом, которым регламентировались не только вопросы порядка введения начальной военной подготовки молодежи в общеобразовательных учреждениях, но также гарантировались льготы военным руководителям, в том числе в области пенсионного обеспечения. Так, пунктом 8 указанного Постановления предусматривалось, что на военных руководителей школ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования распространяется порядок пенсионного обеспечения, а также льготы, преимущества и продолжительность очередных отпусков, установленные соответственно для учителей и преподавателей школ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования. Согласно п. 2.5 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» также предусматривалось, что военным руководителям средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования пенсии за выслугу лет назначаются как преподавателям. Пунктом п. 9 Постановления от 29.04.1968 конкретно предусматривалось, что в педагогический стаж военных руководителей, учителей (преподавателей) начальной военной подготовки школ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования и инспекторов начальной военной подготовки засчитывается время службы в Вооруженных Силах СССР на должностях офицерского, сержантского и старшинского состава. Следовательно, Постановлением Совмина СССР от 29.04.1968 № 289 военным руководителям, учителям (преподавателям) начальной военной подготовки гарантировался зачет в педагогический стаж в полном объеме период службы в Вооруженных силах СССР путем его суммирования, а также сохранение льгот и преимуществ, установленных для преподавательского состава школ и иных учебных заведений. Указаний на то, что служба в Вооруженных силах СССР засчитывается пропорционально стажу, требуемого для назначения пенсии, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, Постановление Совета Министров СССР от 29.04.1968, не содержит. Следовательно, указанные постановления не противоречат, а дополняют друг друга с учетом специфики занимаемой должности Киселева А.Н. как /__/ в общеобразовательном учреждении. Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что Киселев А.Н. имеет право на зачет периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в специальный, педагогический стаж, является правомерным, а доводы кассационной жалобы в указанной части не могут быть приняты во внимание и подлежит отклонению. Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781), предусматривающего зачет в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности, после 1 января 2001 года работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" данного Списка, только при наличии факта работы в указанных должностях и учреждениях в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года, а также стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев на 1 января 2001 года. Установив, что период службы Киселева А.Н. в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, а также приняв во внимание период его педагогической деятельности с 19.01.1987, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на 01.01.2001 у истца имелось необходимое количество педагогического стажа - 16 лет 8 месяцев в должностях и учреждениях, указанных в Списке, а также имеется факт работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списков от 22.09.1999 и от 29.10.2002, следовательно, периоды работы истца с 01.09.2007 по 06.07.2008, с 11.01.2009 по 10.07.2009, с 10.08.2009 по 24.12.2009 подлежат зачету в специальный стаж истца. Таким образом, суд законно и обоснованно принял решение о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов работы Киселева А.Н. в должности /__/ в ОГОУ Кадетская школа-интернат «Томский кадетский корпус» и по совместительству в должности /__/ в ОГОУ «Областной центр дополнительного образования детей» с 01.09.2007 по 06.07.2008, в должности /__/ в МУ ДОД Детском оздоровительно-образовательном центре «Ермак» с 11.01.2009 по 10.07.2009, в должности /__/ в МУ ДОД Детском оздоровительно-образовательном центре «Ермак» с 10.08.2009 по 24.12.2009. Выводы суда о необходимости включения в специальный стаж периода работы Киселева А.Н. с 01.09.2007 по 06.07.2008, исходя из его суммарной нагрузки по основному и дополнительным местам работы, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и основаны на правильном толковании норм материального закона, регулирующего спорные правоотношения. Довод кассационной жалобы о том, что военная служба не может быть отождествлена с работой в педагогических должностях не может послужить поводом к отмене решения, поскольку данный вопрос в процессе рассмотрения спора судом первой инстанции исследован с достаточной полнотой, ему дана надлежащая правовая оценка в совокупности с другими доказательствами по делу. Кроме того, пунктом 9 Постановления № 25 Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (п. 1 ст. 27 и п. п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Довод кассатора о том, что решением суда от 20.12.2011 истцу назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью с 24.12.2009, не может быть принят во внимание, поскольку противоречит содержанию обжалуемого решения. Ссылки представителя ответчика на Определение Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 № 512-О не могут приняты во внимание, т.к. судом первой инстанции установлен факт работы истца в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком (педагога дополнительного образования в муниципальном учреждении дополнительного образования), то есть условия, содержащиеся в новых Правилах исчисления специального трудового стажа (п.12), выполнены. Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19, и ч. 1 ст.55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих обстоятельства дела, которым соответствуют выводы суда, постановленные при правильном применении норм материального и процессуального права. На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не усматривается. Руководствуясь ст.ст. 360, 366, абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : решение Советского районного суда г. Томска от 20 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области Драчевой С. Б. - без удовлетворения. Председательствующий - Судьи: