Судья: Лапа А.А. Дело №33-344/2012 от07 февраля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Марисова А.М., судей Кущ Н.Г., Уваровой В.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске делопо иску прокурора Шегарского района Томской области в интересах Бондарюк О. П. к администрации Баткатского сельского поселения о понуждении к внеочередному предоставлению жилого помещения покассационной жалобе представителя муниципального учреждения «Администрация Шегарского района» Вязова Е.Л. на решениеШегарского районного суда Томской области от 07 декабря 2011 года. Заслушав доклад судьи Кущ Н.Г., объяснения представителя администрации Шегарского района Вязова Е.Л., действующего на основании доверенности №2 от 10.12.2011, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Кофман Е.Г., полагавшую решение суда законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы – несостоятельными, судебная коллегия установила: Прокурор Шегарского района Томской области обратился в суд с иском в интересах Бондарюк О.П. к администрации Баткатского сельского поселения о понуждении к внеочередному предоставлению жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Бондарюк (Плотникова) О.П., /__/ года рождения, имеет статус /__/. Постановлением администрации Шегарского района от 29.12.2000 № 1030 Бондарюк (Плотниковой) О.П. назначен опекун. Жилого помещения за ней не закреплялось. В июне 2010 года Бондарюк (Плотникова) О.П. закончила обучение в /__/. 09.07.2010 Плотникова О.П. заключила брак с Бондарюк В.В., после чего ей была присвоена фамилия Бондарюк. С 20.07.2011 Бондарюк О.П. состоит на учете как нуждающаяся в предоставлении жилья, однако жилое помещение ей до сих пор не выделено. В настоящее время она проживает по /__/ в квартире брата. Просил обязать администрацию Баткатского сельского поселения Шегарского района Томской области предоставить Бондарюк О.П. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления не менее 17, 0 кв.м общей площади. Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации Томской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представившего заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В судебном заседании помощник прокурора Шегарского района Евдокимова Н.В., Бондарюк О.П. поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в иске. Бондарюк О.П. пояснила, что после смерти матери в 2000 году она стала проживать в квартире брата М. по /__/, так как отец отказался ее воспитывать и содержать. Брата назначили ее опекуном. С родителями она проживала по /__/, но в 2009 году дом сгорел. В 2006 году ее отец умер, а она продолжает проживать у брата, так как жилье ей не предлагалось. Представитель ответчика Глава Баткатского сельского поселения Панферов Н.Г. иск не признал, ссылаясь на отсутствие в бюджете поселения денежных средств для выделения Бондарюк О.П. жилья. Представитель третьего лица администрации Шегарского района Вязов Е.Л., действующий на основании доверенности от 12.08.2011, исковые требования не признал. Указал, что прокурор Шегарского района является ненадлежащим истцом по делу. Иск подан в отношении ненадлежащего ответчика – МУ «Администрация Баткатского сельского поселения», так как администрация как учреждение не имеет права приобретать в собственность жилые помещения, они могут быть приобретены в собственность поселением, то есть МО «Баткатское сельское поселение». Финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в данном случае осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов из областного бюджета. Однако в иске не ставится требование о предоставлении жилья за счет средств областного бюджета. Также истцом не указано на территории какого населенного пункта должно быть предоставлено жилое помещение. Обжалуемым решением на основаниист. 72Конституции РФ,ст.ст. 49, 50, 57, 62 ЖК РФ, ст. 45 ГПК РФ, ч.1 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», ст.ст. 8, 28 Устава Баткатского сельского поселения, решения Совета Баткатского сельского поселения от 30.09.2008 № 55 исковые требованияпрокурора Шегарского района удовлетворены. На администрацию Баткатского сельского поселения Шегарского района Томской области возложена обязанность предоставить Бондарюк О.П. вне очереди по договору социального найма жилое помещение исходя из нормы предоставления не менее 17 кв.м общей площади. В кассационной жалобе представитель муниципального учреждения «Администрация Шегарского района» Вязов Е.Л. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе прокурору в иске. Указывает, что суд первой инстанции при разрешении дела неправильно применил нормы материального и процессуального права. Не дано должной оценки доводам о том, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику. Администрация как учреждение не имеет права приобретать в собственность жилые помещения, жилищный фонд социального использования может находиться только в собственности поселения. Отказав в удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве соответчика администрации Томской области, суд не учел, что для реализации делегированных государственных полномочий, в частности по обеспечению нуждающихся жильем, требуется выделение материальных и финансовых ресурсов из областного бюджета. Неисполнение администрацией Томской области обязанности по выделению субвенций лишает возможности исполнить переданные государственные полномочия. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели финансовых средств и не обязаны в случае их отсутствия выполнять делегированные государственные полномочия за счет собственных средств. Бондарюк О.П. в списке лиц из числа /__/, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Баткатском сельском поселении находится под порядковым номером /__/. Имеющиеся денежные средства планируется потратить на улучшение жилищных условий впереди стоящих в очереди лиц. Кроме того, суд неправомерно признал несостоятельным довод третьего лица о том, что прокурор Шегарского района является по делу ненадлежащим истцом. В решении суда не отражено, на территории какого населенного пункта должно быть предоставлено жилое помещение, не конкретизировано, за счет каких средств Бондарюк О.П. должна быть обеспечена вне очереди жильем. Таким образом, судом первой инстанции не были исследованы все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к вынесению неправомерного и необоснованного решения по делу. В возражениях на кассационную жалобу представитель администрации Томской области не соглашается с доводами кассационной жалобы, считая ее необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Вместе с тем указывает, что решение принято с нарушением норм материального права, так как в материалах дела имеются сведения о закреплении за Бондарюк О.П. жилого помещения по адресу: /__/. Также согласно постановлению администрации Шегарского района Томской области за Бондарюк О.П. закреплена жилая площадь по адресу: /__/. Документы, подтверждающие отмену закрепления жилого помещения, как и сведения о его непригодности для проживания, в материалах дела отсутствуют. Полагает, что оснований для внеочередного предоставления жилья Бондарюк О.П. не имелось. В соответствии с п.3 ст.354 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в суд Бондарюк О.П., представителей администрации Баткатского сельского поселения Шегарского района Томской области, администрации Томской области. Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.347 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для его отмены не находит. В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ. Поскольку родители Бондарюк (Плотниковой) О.П., /__/ года рождения, умерли, что подтверждается свидетельствами о смерти, в силу ст.1 указанного Федерального закона она является /__/. Из материалов дела следует, что Бондарюк О.П. состоит на жилищном учете в администрации Баткатского сельского поселения как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, и включена в список /__/, нуждающихся в получении жилого помещения. Судом установлено, подтверждается материалами дела, что закрепленное за ней жилое помещение утрачено, сгорело в результате пожара в 2009 году. В 2010 году Бондарюк О.П. закончила обучение в /__/. Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Бондарюк О.П. как /__/, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, так как иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении /__/. Выводы суда являются обоснованными и мотивированными. Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения. В соответствии со ст.ст. 4, 5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст. 1 Закона). В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.3 ст. 3 Закона). Статьей 6 указанного Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов - на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями; бюджетам муниципальных районов - на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Указанные в части 1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. С учетом приведенных норм суд верно указал на то, что жилое помещение должно предоставляться истцу администрацией Баткатского сельского поселения, где истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ч.2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, администрация Баткатского сельского поселения является надлежащим ответчиком по делу и, действуя от имени собственника, в свою собственность администрация ничего не приобретает. В силу чего довод кассатора об обратном несостоятелен. Поскольку суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на администрацию Баткатского сельского поселения, довод кассатора о неправомерном непривлечении Администрации Томской области в качестве соответчика по заявленным требованиям не состоятелен. Действительно, в силу приведенных норм дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по предоставлению жилья относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Вместе с тем это не исключает возможности реализации ответчиком переданных государственных полномочий в указанной части. Таким образом, не может быть принят во внимание довод кассатора со ссылкой на ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающую ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, поскольку в данном случае разрешается не вопрос об ответственности органа местного самоуправления, а вопрос о понуждении к исполнению обязанности, возложенной законом. Довод кассаторов о том, что при отсутствии фактического финансирования органы местного самоуправления не могут нести обязанность по предоставлению истцу жилья, не может быть принят во внимание, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, во внеочередном порядке, независимо от наличия или отсутствия в бюджете Томской области на это денежных средств. При этом суд первой инстанции верно указал, что гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем право Бондарюк О.П. на предоставление ей вне очереди жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». Довод жалобы о том, что Бондарюк О.П. в настоящее время находится в /__/, нуждающихся в улучшении жилищных условий под порядковым номером /__/, не влияет на законность и обоснованность принятого судом решения. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия либо отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом (ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Не может быть принят во внимание довод кассатора о том, что прокурор не вправе обратиться в суд с настоящим иском. Как верно указал суд в решении, таким правом прокурор наделен в силу закона. Так, часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривает, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Федеральным законом, предусматривающим порядок обращения в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, является Гражданский процессуальный кодекс РФ. В силу ст.ст. 3, 4 ГПК РФ заинтересованные лица обращаются в суд в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве (ГПК РФ). Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, когда гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, предусмотрено ст. 45 ГПК РФ. В то же время, как указано в этой же норме, названное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Как следует из материалов дела, Бондарюк О.П. 19.10.2011обратилась к прокурору Шегарского района с заявлением, в котором просила обратиться в ее интересах в суд с иском о предоставлении жилого помещения для проживания, ссылаясь на наличие льгот, предусмотренных для /__/. Таким образом, обращение прокурора с соответствующим иском в суд основано на процессуальном законе, а довод кассатора со ссылкой на положения иных федеральных законов основан на ошибочном толковании закона. Не состоятелен довод кассатора о необходимости указания в решении источника средств, за счет которого подлежит исполнению решение, поскольку основанием к его отмене не является, учитывая, что реализация осуществления переданных государственных полномочий установлена законом. Не является основанием для отмены решения довод кассатора о том, что суд не указал населенный пункт, на территории которого должно быть представлено жилое помещение, поскольку данный вопрос подлежит разрешению в порядке исполнения судебного решения. Поскольку судом правильно определены и оценены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, соблюдены нормы процессуального законодательства, решение суда является законным и отмене не подлежит. Руководствуясь ст.360,абз.2ст.361,ст.366ГПКРФ,судебная коллегия определила: решение Шегарского районного суда Томской области от 07 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя муниципального учреждения «Администрация Шегарского района» - без удовлетворения. Председательствующий Судьи: