АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 17 февраля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Марисова А.М., судей Кущ Н.Г., Уваровой В.В., при секретаре Степановой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Колпашевского городского прокурора в интересах Волкова В. В. к администрации Колпашевского городского поселения об обеспечении вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм по апелляционной жалобе представителя администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А.М. на решение Колпашевского городского суда Томской области от 27 декабря 2011 года. Заслушав доклад судьи Кущ Н.Г., объяснения представителя администрации Колпашевского городского поселения Лаптева П.В., действующего на основании доверенности №221/12 от 07.02.2012, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Селезневу Е.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы – несостоятельными, судебная коллегия установила: Колпашевский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Волкова В.В. к администрации Колпашевского городского поселения, в котором просил обязать ответчика обеспечить Волкова В.В. вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. В обоснование заявленных требований указал, что Волков В.В., /__/ года рождения, имеет /__/, поскольку мать и отец воспитанием сына не занимались, в связи с чем решением Колпашевского городского суда от 12.11.1999 года были лишены родительских прав. Волков В.В. на основании Постановления Главы администрации Колпашевского района Томской области от 17.11.1999 года № 1256 находился под опекой. Жилое помещение за Волковым В.В. не закреплялось. В июне 2011 года Волков В.В. окончил образовательное учреждение - /__/, с получением /__/ образования. С 2006 года Волков В.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в администрации Колпашевского городского поселения в /__/, не имеет закрепленного жилого помещения. До настоящего времени Волков В.В. жильем не обеспечен, вынужден проживать у друзей. На момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления (в 2006 году) Волков В.В. относился к /__/, в силу ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ и ст. 2 Закона Томской области № 28-03. Поскольку органы местного самоуправления не выполнили перед Волковым В.В. обязанность по предоставлению жилого помещения, право на его получение он не теряет. Дело рассмотрено в отсутствие истца Волкова В.В., представителя администрации Томской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В судебном заседании помощник Колпашевского городского прокурора Герасина О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. С учетом уточнений исковых требований просила обеспечить Волкова В.В. жилым помещением по договору социального найма общей площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не ниже 17 кв.м. Представитель администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А.М., действующий на основании доверенности №2051/1 от 14.12.2011, исковые требования не признал. Указал, что исполнительные органы власти Томской области в целях осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями /__/, обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств в соответствующем размере путем выделения из областного бюджета субвенций муниципальным районам. В силу того, что выделенных Колпашевскому городскому поселению финансовых средств на эти цели недостаточно, а собственными средствами они не располагают, выполнить обязательства перед Волковым В.В. не представляется возможным. Кроме того, обеспечение детей-сирот жильем относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, то есть администрации Томской области. Решением Колпашевского городского суда Томской области от 27 декабря 2011 года на основании ст.40, 72 Конституции РФ, ч.1 ст.45 ГПК РФ, ст.1, абз.5 ч.1 ст.85, ст.152 БК РФ, п.2 ч. 2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», ст.ст. 1, 3, 6 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», ст.3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» исковые требованияКолпашевского городского прокурора удовлетворены. На администрацию Колпашевского городского поселения возложена обязанность предоставить Волкову В.В. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не ниже установленных социальных норм, а именно не менее 17 кв.м. В апелляционной жалобе представитель администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А.М. просит решение Колпашевского городского суда Томской области от 27.12.2011 отменить и принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. Указывает, что суд неправомерно отклонил возражения ответчика об отсутствии у него обязанности обеспечить Волкова В.В. жильем в отсутствие финансирования на эти цели, выделяемые субъектом Федерации, в данном случае – администрацией Томской области. Суд проигнорировал, по мнению кассатора, положения абз.3 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 «О дополнительной гарантии и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилье устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ, не применена норма ст.5 указанного Федерального закона. Суд не учел, что для осуществления государственных полномочий по предоставлению льготной категории граждан жилья исполнительные органы власти Томской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств путем предоставления из областного бюджета субвенций. Суд первой инстанции необоснованно и незаконно признал единственным ответчиком по делу только администрацию Колпашевского городского поселения, оставив без внимания тот факт, что администрация Колпашевского городского поселения является дотационным органом местного самоуправления. В решении не указано, из каких источников, и в какой срок должны быть выполнены обязательства перед Волковым В.В. по предоставлению жилья. В дополнении к апелляционной жалобе указано, что решение принято с нарушением требований федерального и регионального законодательства о пределах ответственности органов местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий - ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.6 ст.6 Закона Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник Колпашевского городского прокурора Герасина О.В., Волков В.В., представитель администрации Томской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В соответствии с ч.1 ст.327, ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в суд истца Волкова В.В., представителя администрации Томской области. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для его отмены не находит. В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ. Поскольку родители Волкова В.В., /__/ года рождения, согласно решению Колпашевского городского суда Томской области от 12 ноября 1999 года лишены родительских прав, в силу ст.1 указанного Федерального закона он /__/. Из материалов дела следует, что Волков В.В. состоит на жилищном учете в администрации Колпашевского городского поселения, включен в /__/, нуждающихся в получении жилого помещения. Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Волков В.В. не имеет закрепленного за ним жилья, иного жилья, принадлежащего ему на праве собственности. В июне 2011 года Волков В.В. закончил обучение в /__/. Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Волков В.В. как /__/, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, так как иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении /__/. Выводы суда являются обоснованными и мотивированными. Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения. В соответствии со ст.ст. 4, 5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст. 1 Закона). В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.3 ст. 3 Закона). Статьей 6 указанного Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов - на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями; бюджетам муниципальных районов - на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Указанные в части 1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. С учетом приведенных норм суд верно указал на то, что жилое помещение должно предоставляться истцу администрацией Колпашевского городского поселения, где истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ч.2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Поскольку суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на администрацию Колпашевского городского поселения, довод кассатора о необоснованности признания ответчиком только администрации Колпашевского городского поселения не состоятелен. Действительно, в силу приведенных норм дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по предоставлению жилья относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Вместе с тем это не исключает возможности реализации ответчиком переданных государственных полномочий в указанной части. Таким образом, не может быть принят во внимание довод кассатора со ссылкой на ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающую ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, поскольку в данном случае разрешается не вопрос об ответственности органа местного самоуправления, а вопрос о понуждении к исполнению обязанности, возложенной законом. Довод кассатора о том, что при отсутствии фактического финансирования органы местного самоуправления не могут нести обязанность по предоставлению истцу жилья, не может быть принят во внимание, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений /__/, во внеочередном порядке, независимо от наличия или отсутствия в бюджете Томской области на это денежных средств. При этом суд первой инстанции верно указал, что гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем право Волкова В.В. на предоставление ему вне очереди жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». Не состоятелен довод кассатора о необходимости указания в решении источника средств, за счет которого подлежит исполнению решение, поскольку основанием к его отмене не является, учитывая, что реализация осуществления переданных государственных полномочий установлена законом. Не является основанием для отмены обжалуемого решения довод кассатора о том, что суд не указал, в какой разумный срок должно быть выполнено решение суда, поскольку суд пришел к выводу о праве Волкова В.В. на предоставление ему жилого помещения вне очереди, а согласно ст.210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления в законную силу. Поскольку судом правильно определены и оценены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, соблюдены нормы процессуального законодательства, решение суда является законным и отмене не подлежит. Руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Колпашевского городского суда Томской области от 27 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А.М. - без удовлетворения. Председательствующий Судьи