№ 33-431/2012 от 17.02.2012г.



Судья: Забияка Н.И. Дело №33-431/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 февраля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Худиной М.И.,

судей Радикевич М.А., Небера Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Иванова Н. В. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Стрежевской» Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области о понуждении произвести зачет в выслугу лет в льготном исчислении периода исполнения задач в зоне вооруженного конфликта, взыскании морального вреда

по кассационной жалобе Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Стрежевской» Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области на решение Стрежевского городского суда Томской области от 14 декабря 2011 года.

Заслушав доклад судьи Радикевич М.А., рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Иванов Н.В. обратился в суд с указанным иском к МО МВД России «Стрежевской» УМВД России по Томской области. Свои требования мотивировал тем, что в период с 17 июня 1995 года по 03 октября 1996 года проходил военную службу, в том числе с 01 декабря 1995 года по 03 октября 1996 года выполнял задачи в условиях вооружённого конфликта на территории /__/. В настоящее время проходит службу в МО МВД России «Стрежевской» УМВД России по Томской области. 28 июля 2011 года им подан рапорт об увольнении из органов внутренних дел по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, однако ответчиком было отказано в зачёте в выслугу лет в льготном исчислении периода исполнения задач в зоне вооруженного конфликта.

Истец просил обязать ответчика произвести зачёт периода исполнения задач в зоне вооружённого конфликта на территории /__/ в период с 01.12.1995 по 03.10.1996 в выслугу лет в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за три и произвести общий расчёт выслуги с применением льготного исчисления, взыскать в возмещение морального вреда /__/ рублей.

В судебном заседании истец Иванов Н.В. подтвердил изложенные в исковом заявлении обстоятельства, просил удовлетворить исковые требования в полном объёме.

Представитель ответчика Гейдаров А.Я. возражал против удовлетворения исковых требований. Полагал, что иск предъявлен к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Стрежевской» УМВД России по Томской области необоснованно, поскольку начальник МО МВД РФ «Стрежевской» заключает контракты и назначает на должности сотрудников рядового и младшего начальствующего состава, а сотрудников среднего и старшего начальствующего состава, к которым относится Иванов Н.В., назначает на должность и заключает контракты начальник УМВД России по Томской области. Назначение пенсии сотрудникам МО МВД России «Стрежевской» производит отдел пенсионного обеспечения УМВД России по Томской области. Кроме того, представитель ответчика, ссылаясь на п. 5 постановления Правительства от 22.09.1993 № 941, считал, что период срочной службы Иванова Н.В. с 17.06.1995 по 03.10.1996 подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.

Обжалуемым решением на основании ст.13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», п. 5 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 26.12.2001 № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» исковые требования Иванова Н. В. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Стрежевской» УМВД России по Томской области о понуждении произвести зачёт в выслугу лет периода исполнения задач в зоне вооруженного конфликта в льготном исчислении, взыскании морального вреда удовлетворены частично.

Суд обязал зачесть Иванову Н. В. период прохождения им военной службы в зоне вооруженного конфликта на территории /__/ в период с 01.12.1995 по 03.10.1996 в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца.

В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда отказал.

В кассационной жалобе представитель ответчика МО МВД РФ «Стрежевской» УМВД РФ по Томской области Гейдаров А.Я. просит решение Стрежевского городского суда Томской области от 14.12.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Кассатор указывает, что Положением о МО МВД РФ «Стрежевской» УМВД РФ по Томской области закреплены полномочия ответчика. Однако полномочия по исчислению выслуги лет для назначения пенсии, а также прав (обязанностей) на осуществление расчетов, связанных с периодами деятельности, входящими в выслугу лет, указанным актом за ответчиком не закреплены. Следовательно, заявленные в исковом заявлении Иванова Н.В. требования не могли быть удовлетворены, так как данные требования выходят за рамки полномочий ответчика. Указанному обстоятельству судом не была дана должная правовая оценка.

Кроме того, судом не были приняты во внимание положения постановления Правительства РФ от 31.03.1994 №280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления дополнительных гарантий и компенсаций», согласно которому для предоставления военнослужащим дополнительных гарантий и компенсаций необходимо соблюдение некоторых условий. К таким условиям, в том числе относятся: выполнение военнослужащим задач определенного вида (по нормализации обстановки, восстановление законности и правопорядка на указанной территории) и наличие приказа с указанием конкретного периода выполнения военнослужащим задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. При этом в исковом заявлении Иванова Н.В. отсутствуют сведения о том, что он действительно выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на указанной территории. Отсутствуют выписки из приказов о включении воинской части, в которой истец проходил службу, в перечень воинских частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Также отсутствуют выписки из приказа о периоде выполнения Ивановым Н.В. задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Считает, что судом не был принят во внимание пункт 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 №941, согласно которому военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В возражениях на кассационную жалобу истец Иванов Н.В. считает решение суда законным и обоснованным, кассационную жалобу ответчика МО МВД РФ «Стрежевской» УМВД РФ по Томской области – не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела жалобу в отсутствие истца Иванова Н.В. и представителя ответчика МО МВД РФ «Стрежевской» УМВД РФ по Томской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не находит.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца (часть 1).

Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (часть 2).

Федеральным законом Российской Федерации №146 от 19.11.1997 в статью 5 указанного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, наряду с гарантиями и компенсациями, предусмотренными настоящим Законом, предоставляются следующие права и льготы: засчитывается время выполнения задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, в срок прохождения указанными военнослужащими военной службы в воинском звании на льготных условиях - один месяц военной службы за три месяца.

Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым предусмотрено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона (часть 2 статьи 18 Закона).

Между тем статья 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 не содержит указания на распространение действия данного Закона на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.

Вместе с тем порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, где предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении (пункт 5).

Следовательно, всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях и к которым, по смыслу части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1, относится период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения.

Федеральным законом от 16 мая 1995 г. N 75-ФЗ "О распространении действия Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" распространено действие данного закона и на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике". Правительству Российской Федерации поручено определить зону вооруженного конфликта в Чеченской Республике, время выполнения военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации задач в этой зоне, и порядок предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций.

Зоны, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года и Федерального закона от 19 ноября 1997 года N 146-ФЗ, установлены постановлением Правительства Российской Федерации "О зонах вооруженных конфликтов" от 26 декабря 2001 г. N 896. В частности, выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. отнесено к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.

Как следует из дела, в военном билете военнослужащего Иванова Н.В. произведена запись о прохождении военной службы по призыву в воинской части /__/, а также о том, что в период с 01.12.1995 по 03.10.1996 он принимал участие в боевых действиях на территории /__/ (л.д.7-16). Указанные сведения, а также то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.02.2001 №139-5 указанный период подлежит зачету в выслугу лет ( трудовой стаж) Иванова Н.В. из расчета 1 месяц военной службы за 3 месяца, содержатся в справках войсковой части /__/ от 06.01.2011 и Объединенного военного комиссариата г.Стрежевого от 20.02.2003 ( л.д.17, 18).

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно, в соответствии с вышеприведенными положениями закона, произвел зачет в выслугу лет Иванова Н.В. период с 01.12.1995 по 03.10.1996 в льготном порядке из расчета 1 месяц военной службы за 3 месяца. В этой связи довод кассационной жалобы о зачете спорного периода в календарном исчислении подлежит отклонению.

Также судебная коллегия отклоняет довод кассационной жалобы о том, что в полномочия МО МВД РФ «Стрежевской» УМВД РФ по Томской не входит исчисление выслуги лет для назначения пенсии.

В соответствии с Приказом МВД от 27.05.2005 №418 (ред. от 04.04.2011) «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел РФ» документы для назначения пенсий лицам, уволенным с военной службы (службы) оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту военной службы (службы). Кадровым подразделением по последнему месту военной службы (службы) военнослужащего, сотрудника проверяются данные о прохождении военной службы ( службы), уточняются и подтверждаются периоды военной службы (службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись ( пп.7,8).

Судом первой инстанции установлено, что 23.10.2000 между Министерством внутренних дел в лице начальника Стрежевского ГОВД С. и гражданином /__/ Ивановым Н.В. заключен контракт в органах Стрежевского ГОВД, местом службы указан /__/.

Приказом №213 от 27.07.2011 утверждено «Положение о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел РФ «Стрежевской» Управления внутренних дел РФ по Томской области, в соответствии с которым Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел РФ «Стрежевской» Управления внутренних дел РФ по Томской области входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации по Томской области и осуществляет свою служебную деятельность на территории города Стрежевой и Александровского района Томской области. Начальник Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел РФ «Стрежевской» Управления внутренних дел РФ по Томской области реализует в пределах компетенции меры по обеспечению социальной и правовой защиты сотрудников, государственных служащих и работников (л.д.35-49).

По результатам рассмотрения рапорта Иванова Н.В. от 28.07.2011 об увольнении из органов внутренних дел начальником МО МВД России «Стрежевской» Х. в выслугу лет для назначения пенсии спорный период зачтен в календарном исчислении.

Таким образом, исковые требования к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Стрежевской» Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области о понуждении произвести зачет в выслугу лет в льготном исчислении периода исполнения задач в зоне вооруженного конфликта не выходят за рамки полномочий ответчика.

Руководствуясь статьёй 360, абзацем 2 статьи 361, статьёй 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Стрежевского городского суда Томской области от 14 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Стрежевской» Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: