Судья: Пойда А.Н. Дело №33-291/12 от17 февраля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Марисова А.М., судей Кущ Н.Г., Уваровой В.В., при секретаре Степановой А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Колпашевского городского прокурора в интересах Пивоварова Н. О. к администрации Колпашевского городского поселения об обеспечении вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, поапелляционной жалобе ответчика Администрации Колпашевского городского поселения на решение Колпашевского городского суда от 28 декабря 2011 года. Заслушав доклад судьи Уваровой В.В., объяснения представителя Администрации Колпашевского городского поселения Лаптева П. В., действующего на основании доверенности № 221/12 от 07.02.2012, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя третьего лица Администрации Томской области Романенко А.Н., действующей на основании доверенности № 58 от 02.08.2011, прокурора Селезневой Е.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными, судебная коллегия установила: Колпашевский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Пивоварова Н.О. к Администрации Колпашевского городского поселения о возложении обязанности обеспечить Пивоварова Н.О. вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. В обоснование исковых требований указал, что Пивоваров Н.О., /__/ года рождения, имеет /__/, поскольку его мать умерла 09.01.1998, а отец – 13.02.1997. С 1998 года Пивоваров Н.О. на основании постановления Главы Администрации Колпашевского района Томской области от 15.01.1998 № 30 находился под опекой З. Жилое помещение за ним не закреплялось. В 2009 году Пивоваров Н.О. окончил образовательное учреждение /__/, получив /__/ образование по специальности «/__/». В настоящее время получает второе образование в том же учебном заведении. С 2006 года Пивоваров Н.О. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, но до сих пор жильем не обеспечен и вынужденно проживает у опекуна. Поскольку органы местного самоуправления не выполнили перед Пивоваровым Н.О. обязанность по предоставлению жилого помещения и право на получение жилья вне очереди им не утрачено, просил обязать Администрацию Колпашевского городского поселения обеспечить Пивоварова Н.О. вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм. В судебном заседании помощник Колпашевского городского прокурора Герасина О.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнений исковых требований просила обеспечить Пивоварова Н.О. жилым помещением по договору социального найма общей площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не ниже 17 кв.м. Пивоваров Н.О. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил обеспечить его жилым помещением, так как он вынужденно проживает с сестрой, у которой имеется собственная семья: муж и двое детей. Своим проживанием он стесняет сестру и членов ее семьи, приносит беспокойства, связанные с проживанием. Представитель Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, поддерживая доводы своих письменных возражений. Представитель третьего лица – Администрации Томской области Романенко А.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила отзыв, в котором полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Обжалуемым решением на основаниист.ст.40, 72Конституции РФ,ст. 57 ЖК РФ,ст.45ГПК РФ, абз. 5 ч.1 ст. 85, ст.ст. 1, 152 БК РФ,ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», ст.ст. 3, 6 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», удовлетворены исковые требованияКолпашевского городского прокурора. На Администрацию Колпашевского городского поселения возложена обязанность предоставить Пивоварову Н.О. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не ниже установленных социальных норм, не менее 17 кв.м. В апелляционной жалобе представитель Администрации Колпашевского городского поселения просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что суд неправомерно и необъективно отклонил возражение ответчика об отсутствии у него обязанности обеспечить Пивоварова Н.О. жильем в случае непоступления на эти цели финансирования со стороны администрации Томской области. Отмечает, что суд проигнорировал положения абз.3 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 «О дополнительной гарантии и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст. 2, ч.1 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», и не учел, что для осуществления государственных полномочий по предоставлению льготной категории граждан жилья, исполнительные органы власти Томской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств путем предоставления из областного бюджета субвенций. Полагает незаконным признание судом первой инстанции единственным ответчиком по делу только Администрацию Колпашевского городского поселения. Ссылается на то, что Администрация Колпашевского городского поселения является дотационным органом местного самоуправления, собственных бюджетных средств на цели обеспечения льготной категории лиц жильем не имеет. Также отмечает, что суд, удовлетворяя исковые требования, не указал, из каких источников, и в какой срок должны быть выполнены обязательства перед Пивоваровым Н.О. по предоставлению жилья. В дополнении на апелляционную жалобу указано, что решение принято с нарушением требований федерального и регионального законодательства о пределах ответственности органов местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий - ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.6 ст.6 Закона Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник Колпашевского прокурора Герасина О.В., Пивоваров Н.О., просили решение Колпашевского городского суда Томской области от 28.12.2011 оставить в силе как законное и обоснованное. Представитель третьего лица - Администрации Томской области Романенко А.Н. в возражениях на апелляционную жалобу просила решение Колпашевского городского суда Томской области от 28.12.2011 отменить, указав, что /__/ обеспечиваются жильем по окончании их обучения в образовательном учреждении, однако согласно материалам дела Пивоваров Н.О. является студентом /__/, данное учреждение не окончил и находится на полном государственном обеспечении. В соответствии с ч.1 ст.327, ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившегося в суд истца Пивоварова Н.О. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для его отмены не находит. В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ. Поскольку родители Пивоварова Н.О., /__/ года рождения, согласно свидетельствам о смерти умерли, то в силу ст. 1 указанного Федерального закона он относится к /__/. Из материалов дела следует, что Пивоваров Н.О. состоит на жилищном учете в администрации Колпашевского городского поселения, включен в список /__/, нуждающихся в получении жилого помещения. Установлено и подтверждается материалами дела, что Пивоваров Н.О. не имеет закрепленного за ним жилья, иного жилья, принадлежащего ему на праве собственности. В июне 2009 года Пивоваров Н.О. закончил обучение в /__/. Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Пивоваров Н.О. как лицо, отнесенное к /__/, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, так как иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении /__/. Выводы суда являются обоснованными и мотивированными. Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения. В соответствии со ст.ст. 4, 5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст. 1 Закона). В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.3 ст. 3 Закона). Статьей 6 указанного Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов - на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями; бюджетам муниципальных районов - на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Указанные в части 1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. С учетом приведенных норм права суд верно указал на то, что жилое помещение должно предоставляться истцу администрацией Колпашевского городского поселения, где истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ч.2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Поскольку суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на администрацию Колпашевского городского поселения, довод кассатора о необоснованности признания ответчиком только администрации Колпашевского городского поселения не состоятелен. Действительно, в силу приведенных норм дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по предоставлению жилья относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Вместе с тем это не исключает возможности реализации ответчиком переданных государственных полномочий в указанной части. Таким образом, не может быть принят во внимание довод кассатора со ссылкой на ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающую ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, поскольку в данном случае разрешается не вопрос об ответственности органа местного самоуправления, а вопрос о понуждении к исполнению обязанности, возложенной законом. Довод кассатора о том, что при отсутствии фактического финансирования органы местного самоуправления не могут нести обязанность по предоставлению истцу жилья, не может быть принят во внимание, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений /__/, во внеочередном порядке, независимо от наличия или отсутствия в бюджете Томской области на это денежных средств. При этом суд первой инстанции верно указал, что гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем право Пивоварова Н.О. на предоставление ему вне очереди жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». Не состоятелен довод кассатора о необходимости указания в решении источника средств, за счет которого подлежит исполнению решение, и срок в который должно быть выполнено решение суда, поскольку основанием к его отмене не является. Реализация осуществления переданных государственных полномочий установлена материальным и процессуальным законом. Не может быть отменено решение суда и по основаниям, указанным в возражениях представителя администрации Томской области, о том, что /__/ обеспечиваются жильем по окончании их обучения в образовательном учреждении. Так, при вынесении решения судом принято во внимание, что в июне 2009 г. истец окончил обучение в ОГОУ /__/, получил диплом, то есть закончилось его пребывание в учреждении /__/ образования и, следовательно, возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В силу нормы ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, у Пивоварова Н.О. как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним попечительства, то есть еще в 2009 году (после окончания /__/), возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Поскольку судом правильно определены и оценены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, соблюдены нормы процессуального законодательства, решение суда является законным и отмене не подлежит. Руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Колпашевского городского суда Томской области от 28.12.2011 оставить без изменения,апелляционную жалобу Администрации Колпашевского городского поселения - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: