Судья Шукшина Л.А. Дело № 33-396/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 28 февраля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Ахвердиевой И.Ю., судей Ячменевой А.Б., Жолудевой М.В., при секретаре Степановой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе Титкова А. В. на решение Советского районного суда г. Томска от 23 декабря 2011 года дело по заявлению Титкова А. В. о признании решения призывной комиссии отдела военного комиссариата Томской области по г. Томску от 11.11.2011 незаконным и необоснованным, возложении обязанности отмены решения. Заслушав доклад судьи Ячменевой А.Б., объяснения представителя Титкова А.В. Куницкого В.В., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Титков А.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать решение призывной комиссии г. Томска от 11.11.2011 об установлении ему категории «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями и призыве на военную службу незаконным и необоснованным, обязать отменить указанное решение, а также взыскать с призывной комиссии г. Томска расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб. В обоснование требований указал, что решением призывной комиссии г. Томска от 18.10.2011 ему была установлена категория годности «Г» - временно не годен к военной службе, предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. После проведения контрольного медицинского освидетельствования призывная комиссия Томской области решением от 03.11.2011 № 4/59 решение от 18.10.2011 отменила, решением призывной комиссии г. Томска от 11.11.2011 заявитель признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б») и призван на военную службу. Последнее решение считает необоснованным и незаконным, поскольку при его вынесении призывная комиссия г. Томска вопреки требованиям п. 19 Положения о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123) не приняла во внимание, что врачом-дерматологом призывной комиссии г. Томска и врачом-дерматологом призывной комиссии Томской области была дана различная оценка состояния здоровья заявителя, не направила его в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза, следовательно, при решении вопроса о годности Титкова А.В. к военной службе не учла обстоятельства, которые были выявлены вышестоящей призывной комиссией при контрольном медицинском освидетельствовании. Представитель заявителя Кузенкова О.Г. (доверенность от 06.12.2011, сроком действия три года) в судебном заседании требования поддержала. Представитель призывной комиссии г. Томска Парфенова В.А. (доверенность от 24.03.2011, сроком действия один год) полагала заявление не подлежащим удовлетворению. Суд на основании ст. 46 Конституции РФ, ст. 13 ГК РФ, ст. 5 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ст. ст. 5.1, 8, 22, 26, 28-29 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О воинской обязанности и военной службе», пунктов 2.4, 5, 9, 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123, главы 25 ГПК РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ №6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», пунктов 1, 5, 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в удовлетворении требований отказал. В апелляционной жалобе Титков А.В. просит решение отменить и принять новое. Указывает, что судом не исследован вопрос о наличии у призывной комиссии г.Томска полномочий на принятие оспариваемого решения. Считает, что в силу установленного п.3 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» порядка разрешения вопроса о призыве гражданина на военную службу в случаях отмены решения призывной комиссии вышестоящей комиссией принимать решение о призыве на военную службу заявителя после проведения контрольного освидетельствования была полномочна только призывная комиссия Томской области, но не призывная комиссия г. Томска. В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель призывной комиссии г. Томска Парфенова В.А. просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Указывает, что в данном случае призывная комиссия Томской области, отменяя первоначальное решение призывной комиссии г. Томска в отношении призывника Титкова А.В., не воспользовалась своим правом принять новое решение. Однако о незаконности решения призывной комиссии г. Томска от 11.11.2011 это не свидетельствует, поскольку принято призывной комиссией г.Томска в соответствии с действующим законодательством с проведением 11.11.2011 повторного медицинского освидетельствования Титкова А.В. В судебное заседание при рассмотрении дела в апелляционном порядке заявитель, представитель заинтересованного лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным в силу ст. 327 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие. Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с правилами ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения. Как видно из дела, Титков А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии г. Томска об установлении в отношении него категории годности к военной службе и призыве на военную службу. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и гл. 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникшие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены (например, дела об оспаривании решений призывных комиссий (п.7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», ст. 15 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»). Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан. В соответствии с Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия. Согласно статье 5.1 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 №123. В соответствии с п. 19 раздела II названного Положения гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья. В силу ст. 28 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение о призыве на военную службу принимает призывная комиссия. Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования. В соответствии с п.1 ст. 28 Закона № 53-ФЗ обязанность по организации медицинского освидетельствования при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагается на призывную комиссию. По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает одно из решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. В силу ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане: признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации; проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве. В соответствии с п.1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает в числе прочего явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. Приказом Министра обороны Российской Федерации № 240 и Министерства здравоохранения РФ №168 от 23.05.2001 утверждена Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Согласно п.п. 9-11 Инструкции врач – специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико – инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе; в разделе «Итоговое заключение…» учетной карты призывника и карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, указываются диагноз, статья и подпункт статьи расписания болезней, категория годности к военной службе и показатель предназначения для прохождения военной службы; результаты медицинского освидетельствования призывника записываются в дело с протоколами заседания призывной комиссии. При этом разделом III данной Инструкции, устанавливающим основания и порядок проведения контрольного освидетельствования, призывной комиссии не предоставлено право на выражение несогласия с результатами медицинского освидетельствования: обоснованность освобождения призывников или предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья проверяется врачами – членами призывной комиссии субъекта РФ (п.22), призывник, не согласный с решением комиссии, должен в письменном виде подать заявление на имя председателя призывной комиссии (п.27). Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что военно – врачебная комиссия является самостоятельным органом, решение которого может быть обжаловано в суд, она определяет категорию годности призывника к военной службе, о направлении на дополнительное обследование. Призывная комиссия с учетом установленной заключением военно – врачебной комиссии категории годности призывника принимает одно из решений, предусмотренных п.1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью данных выводов. Судом установлено, что решением призывной комиссии г. Томска от 10.10.2011 Титкову А.В. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подп.«а» п.1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 10.04.2012, установлена категория годности «Г» по ст. 63, 25 г. Призывная комиссия Томской области после проведения контрольного медицинского освидетельствования решением № 4/59 от 03.11.2011 решение призывной комиссии г. Томска от 10.10.2011 в отношении Титкова А.В. отменила, направив начальнику отдела ВКТО по г. Томску служебное письмо № 4/59 с указанием о необходимости проведения повторного медицинского освидетельствования призывника и принятия в отношении него решения призывной комиссии района. При этом призывной комиссией Томской области какого – либо решения в соответствии с п.1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» по вопросу исполнения воинской обязанности заявителем принято не было. Из материалов дела усматривается, что при призыве на военную службу в отношении заявителя было проведено медицинское освидетельствование, по результатам которого призывная комиссия Томской области 03.11.2011 установила, а призывная комиссия г. Томска приняла решение от 11.11.2011 о признании Титкова А.В. «Б» - годным к военной службе с незначительными ограничениями и призван на военную службу (статьи 25г, 62д, категория годности Б4). Обращаясь с настоящим заявлением, Титков А.В. указывает на наличие у него в том числе заболевания – /__/, которое соответствует статье 62в Расписания болезней – приложения к Положению о военно – врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123, и влекущим признание гражданина ограниченно годным к военной службе «В». Как видно из дела, в ходе проведения медицинского освидетельствования Титкову А.В. поставлен диагноз: /__/. В соответствии с п.4 Положения о военно – врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123, под медицинским освидетельствованием понимается изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно – учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения. Согласно п.13 данного Положения организация медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет граждан в год достижения ими 17 лет возлагается на комиссии по постановке граждан на воинский учет, создаваемые в военном комиссариате, а граждан женского пола после получения ими военно – учетной специальности и лиц, получивших гражданство РФ, - на военного комиссара. Организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. В расписании болезней предусматриваются следующие категории годности к военной службе: А – годен к военной службе, Б- годен к военной службе с незначительными ограничениями, В – ограниченно годен к военной службе, Г - временно не годен к военной службе, Д- не годен к военной службе (п.2). В статье 62 по п. «д» по заболеваниям: ксеродермия, фолликулярный кератоз, ограниченные формы экземы в стойкой ремиссии, гнездной аллопеции, витилиго по графе I относится к категории годности к военной службе – Б-3, в связи с чем призывной комиссией установлена категория годности призывника в соответствии с его диагнозом и законом. Пунктами 27, 30, 31 Приложения №3 к приказу Министерства обороны РФ и Минздрава РФ от 23.05.2010 № 240/168 предусмотрено, что призывник, несогласный с решением призывной комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии; контрольное медицинское освидетельствование призывников, несогласных с решением комиссии, проводятся по плану работы призывной комиссии субъекта РФ. Согласно п.22 Положения о военно – врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123, граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья. Призывная комиссия субъекта РФ организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования. По решению призывной комиссии субъекта РФ контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта РФ. При необходимости проводится очное контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан. Медицинский осмотр и контрольное медицинское освидетельствование осуществляются врачами – членами призывной комиссии субъекта РФ. В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном медицинском освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта РФ отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщается гражданину и в соответствующую призывную комиссию. Порядок организации и проведения контрольного медицинского освидетельствования определяется Министерством обороны РФ. Таким образом, врачебной комиссией не было выявлено заболеваний, препятствующих призыву Титкова А.В. на военную службу, либо дающих основания для установления ему категории «В», а заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии у него на момент проведения медицинского освидетельствования заболевания в той степени, которая дает право на установление ему категории «В». В силу ст.29 Закона призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу; контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения призывных комиссий. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий. При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает одно из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона. При принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу. Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения копии указанного решения. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда. Исходя из смысла приведенных норм, принятие окончательного решения относительно исполнения гражданином воинской обязанности после отмены решения нижестоящей призывной комиссии находится в компетенции призывной комиссии субъекта РФ. В данном случае призывная комиссия Томской области не приняла одно из решений, предусмотренных п.1 ст. 28 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Таким образом, обжалуемое заявителем решение от 11.11.2011 о призыве на военную службу является незаконным, поскольку призывная комиссия г. Томска была неправомочна на принятие такого решения. Вместе с тем в соответствии с п.1 ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации. Поскольку призыв граждан на военную службу осуществляется в строго определенные сроки, установленные ст. 25 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призывные комиссии, непосредственно осуществляющие призыв, могут формироваться на определенный срок. Исходя из положений ст. 25 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Указа Президента Российской Федерации № 270 от 30.09.2011 «О призыве в октябре – декабре 2011 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву», Приказа Министра обороны РФ № 400 от 02.12.2007 «О мерах реализации постановления Правительства РФ от 11.11.2006 № 663», Распоряжения Губернатора Томской области от 26.09.2011 № 303-р «О призыве граждан РФ, проживающих на территории Томской области, на военную службу в октябре – декабре 2011 года», созданная призывная комиссия имеет временные полномочия, определенные установленным законом периодом, и нереализованные в установленный период решения призывной комиссии о призыве на военную службу отменяются. В соответствии с п.51 приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400 (ред. от 19.01.2011) «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663» призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение об отмене не реализованного в ходе текущего призыва решения о призыве граждан на военную службу. В силу п. 21 постановления Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» по завершении призыва призывная комиссия подводит его итоги и отменяет решения о призыве граждан на военную службу, отмененные призывной комиссией субъекта Российской Федерации или судом, о чем в протоколе заседания призывной комиссии и учетных картах призывников делаются мотивированные записи. В соответствии с ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Учитывая, что в силу закона 31.12.2011 призыв закончен, в связи с чем оспариваемое заявителем решение не реализовано, отменено, что подтверждается выпиской из учетной карты призывника и приказом № 63 от 29.12.2011, в настоящее время не порождает для него каких-либо правовых последствий и обязанностей, прав не нарушает, оснований для удовлетворения заявления не имеется. При таких обстоятельствах решение отмене не подлежит. Руководствуясь ст.ст. 329, 334 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : решение Советского районного суда г. Томска от 23 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Титкова А. В. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: