№ 33-624/2012 от 13.03.2012г.



Судья: Архипов А.В. Дело № 33-624/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 марта 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Руди О.В.,

судей Бондаревой Н.А., Фоминой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске по кассационной жалобе Администрации Зональненского сельского поселения на решение Томского районного суда Томской области от 08 декабря 2011 года

дело по заявлению прокурора Томского района Томской области о признании незаконным бездействие Администрации Томского района и Администрации Зональненского сельского поселения по организации теплоснабжения и горячего водоснабжения населения п. Зональная Станция Томского района Томской области в части обеспечения нормативного неснижаемого запаса резервного топлива на газовой котельной п. Зональная Станция и обязании устранить нарушения закона,

заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., пояснения представителя Администрации Зональненского сельского поселения Зайцевой Е.Ю., настаивавшей на доводах кассационной жалобы, прокурора Селезневу Е.А., полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,

установила:

Прокурор Томского района Томской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просил признать незаконным бездействие Администрации Зональненского сельского поселения, Администрации Томского района по непринятию мер по организации теплоснабжения и горячего водоснабжения п. Зональная Станция Томского района в части обеспечения нормативного неснижаемого запаса резервного топлива на газовой котельной п. Зональная Станция, обязать Администрацию Зональненского сельского поселения, Администрацию Томского района в течение месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить создание нормативного неснижаемого запаса резервного топлива на газовой котельной п. Зональная Станция в размере, достаточном для обеспечения работы котельной в режиме выживания в течение трех суток.

В обоснование заявленных требований указал, что единственным источником, способным обеспечить теплоснабжение и горячее водоснабжение жителей п. Зональная Станция, социальные объекты (школы, детские сады), является газовая котельная, находящаяся в собственности муниципального образования «Томский район».

В ходе проведенной прокуратурой района проверки было установлено, что в нарушение ряда нормативных актов газовая котельная в п. Зональная Станция эксплуатируется без сформированного нормативного неснижаемого запаса резервного топлива (далее ННЗТ).

По мнению прокурора, в силу ст. 6 и ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обязанность по обеспечению создания ННЗТ на указанной котельной лежит на Администрации Зональненского сельского поселения.

Кроме того, в силу того, что газовая котельная, расположенная в /__/, находится в собственности муниципального образования «Томский район», то обязанность создания ННЗТ лежит наряду с Администрацией Зональненского сельского поселения и на Администрации Томского района как на собственнике указанной котельной.

Соответствующих мер по созданию ННЗТ ни Администрацией Зональненского сельского поселения, ни Администрацией Томского района принято не было. Бездействие Администрации Зональненского сельского поселения и Администрации Томского района является незаконным, а отсутствие нормативного запаса резервного топлива в случае прекращения поставки газа на котельную, с учетом климатических условий в Томском районе, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории поселения и угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании помощник прокурора Томского района Нуруллина Н.И. заявленные требования с учетом уточнений поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Администрации Зональненского сельского поселения Зайцева Е.Ю. (доверенность /__/ от 23.11.2011) заявленные требования не признала. Пояснила, что действия, к совершению которых прокурор требует понудить Администрацию, не входят в полномочия органа местного самоуправления, а в соответствии с прямым указанием закона относятся к обязанностям эксплуатирующей организации. Противоправное бездействие Администрации поселения отсутствует, поскольку у Администрации обязанности обеспечить ННЗТ нет. Действующее законодательство не содержит какого-либо перечня мер, которые должны быть приняты органами местного самоуправления в обязательном порядке в целях организации обеспечения теплоснабжения. В силу прямого указания в законе полномочия органов местного самоуправления состоят в организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятии мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона «О теплоснабжении»). Из буквального толкования указанной нормы закона не следует обязанность органа местного самоуправления сельского поселения вместо хозяйствующего субъекта (энергоснабжающей организации) обеспечивать создание нормативного запаса резервного топлива. Это прямо запрещено ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции». Совершение органами местного самоуправления действий, являющихся обязанностями хозяйствующих субъектов, невозможно и в связи с противоречием таких действий нормам Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также нормам бюджетного законодательства. Действие, которое требует исполнить прокурор от Администрации Зональненского сельского поселения, не является расходным обязательством муниципального образования «Зональненское сельское поселение», т.е. не может быть реализовано за счет средств местного бюджета поселения. Полагала, что требования прокурора должны предъявляться юридическому лицу - энергоснабжающей организации. Также пояснила, что Администрацией Зональненского сельского поселения совместно с Администрацией Томского района принимались меры, направленные на создание ННЗТ, в частности данный вопрос обсуждался на совместном совещании 08.11.2011. Каких-либо предписаний или писем о необходимости создания ННЗТ в адрес организации, обслуживающей котельную, Администрацией Зональненского сельского поселения не направлялось, в суд с иском о понуждении обслуживающей организации к созданию ННЗТ Администрация также не обращалась, считая совершение данных действий нецелесообразным.

Представитель Администрации Томского района Томской области Тренина Т.В. (доверенность /__/ от 07.04.2011) заявленные требования не признала. Пояснила, что основным документом, устанавливающим полномочия Администрации Томского района, является Устав. Из содержания Устава не следует, что на Администрацию Томского района возложена обязанность по обеспечению создания ННЗТ на газовой котельной п. Зональная Станция в размере, достаточном для обеспечения работы котельной в режиме выживания в течение трех суток. Из буквального толкования статьи 6 Федерального закона «О теплонабжении» также не следует обязанность органа местного самоуправления сельского поселения и муниципального района вместо хозяйствующего субъекта (энергоснабжающей организации) обеспечить создание нормативного запаса резервного топлива.

Обжалуемым решением суд на основании ст. ст. 931, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 2, 14, 34, 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6, 20 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 4.1.1 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», п. 2, 4, 12, 14 Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66 заявление прокурора удовлетворил частично, признал незаконным бездействие Администрации Зональненского сельского поселения по организации теплоснабжения и горячего водоснабжения населения п. Зональная Станция Томского р-на Томской области в части обеспечения нормативного неснижаемого запаса резервного топлива на газовой котельной п. Зональная Станция Томского района Томской области, обязал Администрацию Зональненского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить создание нормативного неснижаемого запаса резервного топлива на газовой котельной в п. Зональная Станция Томского р-на Томской области в размере, достаточном для обеспечения работы котельной в режиме выживания в течение трех суток.

В кассационной жалобе представитель Администрации Зональненского сельского поселения Зайцева Е.Ю. просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции приводит доводы, аналогичные изложенным при рассмотрении дела в суде первой инстанции, настаивая на том, что обязанность по обеспечению ННЗТ на газовой котельной п. Зональная Станция Томского района Томской области должна быть возложена на хозяйствующий субъект – ООО «ОБЛГАЗ ремсервис». Также считает решение суда неисполнимым ввиду отсутствия указаний на конкретные меры, которые необходимо предпринять Администрации Зональненского сельского поселения.

В возражении относительно кассационной жалобы помощник прокурора Томского района Нуруллина Н.И. просит оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.

Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 354 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Томского района Томской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 215).

Проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела, и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора в отношении Администрации Зональненского сельского поселения.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно Уставу муниципального образования «Зональненское сельское поселение», Зональненское сельское поселение является муниципальным образованием, образованным Законом Томской области от 12.11.2004 № 241-03 «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района» и наделенным указанным законом статусом сельского поселения.

В силу ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, I отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Судом первой инстанции установлено, что единственный источник, способный обеспечить теплоснабжение и горячее водоснабжение жителей п. Зональная Станция, социальные объекты (школы, детские сады), является газовая котельная, расположенная в /__/, находящаяся в собственности муниципального образования «Томский район». Нормативный неснижаемый запас резервного топлива на газовой котельной в п. Зональная Станция отсутствует, начиная с июня 2011 года, т.е. с момента передачи данной котельной прежним собственником ОАО «Газпром» в собственность Администрации Томского р-на, и по сей день.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что на Администрацию Зональненского сельского поселения в силу требований ст. ст. 6, 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» возложена обязанность по обеспечению нормативного неснижаемого запаса резервного топлива на газовой котельной, расположенной в /__/, находящейся в собственности муниципального образования «Томский район», как одна из составляющих обязанности организации в границах поселения теплоснабжения населения.

При этом, как было верно указано судом первой инстанции, данная обязанность возлагается на администрации сельских поселений не как на хозяйствующие субъекты, а как на публичные институты - органы местного самоуправления, которые в силу ст. 34, ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, а также в силу Устава муниципального образования для решения вопросов местного значения наделяются соответствующими властными полномочиями.

Довод кассатора о том, что обязанность по обеспечению нормативного неснижаемого запаса резервного топлива на газовой котельной должна быть возложена на энергоснабжающую организацию ООО «ОБЛГАЗ ремсервис» как на хозяйствующий субъект, судебная коллегия считает необоснованным.

Закон относит к вопросам местного значения поселения организацию теплоснабжения населения, в части непосредственного обеспечения граждан теплом. При этом закон не указывает, каким образом данная обязанность будет исполняться органом местного самоуправления.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 06.10.2009 № 131-ФЗ вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования относятся к вопросам местного значения, не могут быть делегированы хозяйствующим субъектам.

Установив, что нормативный неснижаемый запас резервного топлива на газовой котельной в п. Зональная Станция отсутствует, начиная с июня 2011 года, непринятие мер Администрацией Зональненского сельского поселения по созданию ННЗТ на газовой котельной в п. Зональная Станция обоснованно было признано незаконным бездействием и требование прокурора о возложении соответствующей обязанности на Администрацию Зональненского сельского поселения удовлетворено.

Доводы жалобы в части того, что постановленное по делу решение суда является неисполнимым ввиду отсутствия указания на конкретные меры, которые необходимо принять, судебной коллегией отклоняются.

Действующее законодательство, в частности, ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», предусматривает целый ряд мер, посредством которых органы местного самоуправления поселений вправе достигать исполнение возложенных на них обязанностей в области теплоснабжения населения.

Иные доводы кассационной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

При рассмотрении данного спора все имеющие значение для дела обстоятельства определены правильно, решение суда содержит исчерпывающие выводы, которые соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, исследованными и оцененными судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 360, абз.2 ст.361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Томского районного суда Томской области от 08 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Зональненского сельского поселения – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200