№ 33-585/2012 от 13.03.2012г.



Судья: Пойда А.Н.       Дело №33-585/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от13 марта 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,

судей       Жолудевой М.В., Ячменевой А.Б.,

при секретаре Пасненко Д.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске делопокассационной жалобе представителя ответчика Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А. М. на решение Колпашевского городского суда Томской области от 14 декабря 2011 года

по иску Колпашевского городского прокурора в интересах Казакова А. А. к Администрации Колпашевского городского поселения об обеспечении вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Дашевской О.С., полагавшей решение Колпашевского городского суда Томской области законным и обоснованным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Колпашевский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Казакова А.А. к Администрации Колпашевского городского поселения о возложении обязанности обеспечить Казакова А.А. вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. В обоснование исковых требований указал, что Казаков А.А. (/__/ года рождения) имеет статус ребенка, /__/, /__/, решением Кировского районного суда Приморского края от 22.06.1999 /__/, а /__/. С 2003 года Казаков А.А. на основании постановления Главы Администрации Колпашевского района Томской области от 20.10.2003 № 1211 находился в /__/. Жилое помещение за Казаковым А.А. не закреплялось. В июне 2010 года Казаков А.А. окончил образовательное учреждение /__/. С 2003 года Казаков А.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, но до настоящего времени не имеет закрепленного за ним жилого помещения и вынужден проживать у друга. Поскольку органы местного самоуправления не выполнили перед Казаковым А.А. обязанность по представлению жилого помещения и право на получение жилья вне очереди им не утрачено, просил обязать Администрацию Колпашевского городского поселения обеспечить Казакова А.А. вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании помощник Колпашевского городского прокурора Герасина О.В. заявленные требования поддержала, с учетом уточнений исковых требований просила обеспечить Казакова А.А. жилым помещением по договору социального найма общей площадью не ниже установленных социальных норм не менее 17 м2.

Казаков А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил обеспечить его жилым помещением, так как ему негде жить, на протяжении двух лет он не имеет регистрации по месту жительства, вынужден проживать у друга.

Представитель Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А.М. (доверенность от 07.06.2011 № 819/2011) в судебном заседании исковые требования не признал, указав на невозможность предоставления жилого помещения Казакову А.А. по причине недостаточности денежных средств, выделенных Колпашевскому городскому поселению на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Обжалуемым решением на основаниист.ст.40, 72 Конституции Российской Федерации,ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации,ст.45Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, абз.5 ч.1 ст.85, ст.1, ст.152 Бюджетного кодекса Российской Федерации,ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», ст.ст. 3, 6 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» исковые требованияКолпашевского городского прокурора удовлетворены. На Администрацию Колпашевского городского поселения возложена обязанность предоставить Казакову А.А. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не ниже установленных социальных норм, не менее 17 м2.

В кассационной жалобе и дополнениях к ней представитель Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А.М. просит его отменить решение Колпашевского городского суда Томской области от 14.12.2011, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в новом составе судей.

Полагает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, истолковал и применил нормы материального права; не принял во внимание пояснения ответчика об отсутствии у него обязанности обеспечить Казакова А.А. жильем при отсутствии финансирования на эти цели со стороны Администрации Томской области.

Считает, что суд не учел положения абз.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 «О дополнительной гарантии и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилье устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Для осуществления государственных полномочий по предоставлению льготной категории граждан жилья исполнительные органы власти Томской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств путем предоставления из областного бюджета субвенций.

Указывает, суд первой инстанции необоснованно и незаконно признал единственным ответчиком по делу только Администрацию Колпашевского городского поселения, оставил без внимания тот факт, что Администрация Колпашевского городского поселения является дотационным органом местного самоуправления, не указал, из каких источников, и в какой срок должны быть выполнены обязательства перед Казаковым А.А. по предоставлению жилья.

Полагает обжалуемое решение нарушающим требования Федерального и регионального законодательства о пределах ответственности органов местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий.

В возражениях относительно кассационной жалобы помощник Колпашевского городского прокурора Герасина О.В., представитель Администрации Томской области Романенко А.Н. (доверенность от 02.08.2011 № 58) просят решение Колпашевского городского суда Томской области от 14.12.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с положениями ст.354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и не явившихся в зал суда материального истца Казакова А.А., представителя ответчика Администрации Колпашевского городского поселения, представителя третьего лица Администрации Томской области.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.347 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела, и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Так, меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, опреде­лены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей».

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по оконча­нии службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, испол­няющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 упомянутого Закона от 21.12.1996 №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жи­лого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и го­родов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.

В соответствии со ст.ст.4 и 5 данного Закона финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Согласно абз.2 ч.1 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 №28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» указанные категории детей однократно обеспечиваются Администрацией Том­ской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми по­мещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан наде­лены администрации поселений и городских округов Томской области (ч.1 ст.1).

На основании ч.ч.1, 3 ст.3 Закона от 11.09.2007 №188-ОЗ в целях реализации пере­данных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных на­стоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение рас­ходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов ме­стного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.

По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения ребенку из числа детей-сирот является обязанностью муниципального образования и должно осуществляться вне очереди на условиях договора социального найма. При этом разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попе­чения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в за­висимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от наличия либо отсутствия у органов местного самоуправления свободного жилья, строящегося жилья, денежных средств на приобретение жилых помещений.

Разрешая дело и удовлетворяя заявленный прокурором в интересах Казакова А.А. иск, суд первой инстанции исходил из того, что последний обладает статусом ребенка, /__/, в собственности жилья не имеет, включен в сводный список /__/, и лиц из их числа, в июне 2010 года окончил /__/, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

С учетом установленных обстоятельств и требований закона суд пришел к верному выводу о том, что у Казакова А.А., как нуждающегося в жилом помещении, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. При этом суд первой инстанции обосно­ванно признал надлежащим ответчиком по делу Администрацию Колпашевского городского поселения, которая обязана приобрести в муниципальную собственность жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма сироте. А потому довод кассационной жалобы об обратном не может быть принят во внимание.

В силу вышеприведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом Казаков А.А. не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем его право на предоставление вне очереди жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения».

По этим же основаниям не имеет правового значения довод жалобы о невозможности приобретения органами местного самоуправления за счет бюджетных средств жилья для Казакова А.А.

Приведенные в кассационной жалобе доводы, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

Доводы кассатора фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в то время как оснований для таковой не имеется.

Несогласие ответчика с выводами суда является его правом как участника гражданского дела, не свидетельствует о нарушении закона и не является основанием для отмены или изменения судебного решения.

Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, приме­нен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, соблю­дены нормы процессуального законодательства.

На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.360, абз.2 ст.361, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Колпашевского городского суда Томской области от 14 декабря 2011 года оставить без изменения,кассационную жалобу представителя ответчика Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А. М. - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи: