Судья Кошелева Н.В. Дело № 33-686/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 27 марта 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Руди О.В. судей Бондаревой Н.В., Фоминой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Томска, апелляционную жалобу Островерхова П.В. и апелляционное представление прокурора Ленинского района г.Томска на решение Ленинского районного суда г.Томска от 01 марта 2012 года по делу по заявлению Островерхова П.В. об отмене решения участковой избирательной комиссии № 185 по г.Томску, внесении в список избирателей, компенсации морального вреда, заслушав доклад председательствующего, Островерхова П.В., поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора Кофман Е.Г., поддержавшую апелляционное представление, судебная коллегия установила: Островерхов П.В. обратился в суд с требованиями к территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Томска (далее по тексту ТИК Ленинского района) и участковой избирательной комиссии № 185 г.Томска (далее по тексту УИК № 185) об отмене решения участковой избирательной комиссии № 185 г.Томска от 26.02.2012, включении в список избирателей для голосования 04.03.2012, солидарной компенсации морального вреда в размере /__/ руб. В обоснование указал, что 20.02.2012 обратился в ТИК Ленинского района г.Томска, а 22.02.2012 – в УИК № 185 г.Томска с заявлениями о включении в список избирателей для голосования 04.03.2012 по месту временного пребывания. 27.02.2012 решениями указанных избирательных комиссией во включении в список избирателей отказано. Данные решения считает незаконными. Так, поскольку прибыл в /__/ 16.12.2011, по месту жительства в /__/ не мог получить открепительного удостоверения. Учитывая, что срок пребывания в /__/ не превышает 90 дней, регистрация по месту пребывания не обязательна. В связи с чем полагает, основанием для включения в список для голосования является соответствующее заявление. Некомпетентные действия и решения обоих избирательных комиссий вызвали необходимость отложить дела и потратить несколько дней на изучение информации в интернете. Учитывая, что правом на участие в выборах президента можно воспользоваться раз в шесть лет, указанное создало нервную и напряженную обстановку, что причинило нравственные страдания. Островерхов П.В. в судебном заседании требования поддержал. Дополнительно пояснил, что в /__/ проживает в квартире по /__/, которая принадлежит ему на праве собственности и является местом его временного пребывания, о чем он известил избирательную комиссию. Представитель участковой избирательной комиссии № 185 г.Томска с требованиями не согласилась. Поскольку заявитель не имеет открепительного удостоверения, не зарегистрирован в /__/ по месту пребывания, он был обязан представить в избирательную комиссию доказательства, подтверждающие его пребывание по конкретному адресу, территориально относящемуся к данному избирательному участку. Такие доказательства представлены не были, а потому проверка сведений заявления не проводилась, разъяснения о необходимости представить такие доказательства не давались. Представитель территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Томска, не согласившись с требованиями Островерхова П.В., дала пояснения, аналогичные пояснениям представителя участковой избирательной комиссии № 185 г.Томска. Обжалуемым решением суд на основании ст.1, ч.3 ст.3, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ч.ч.1,2 ст.19, ч.2 ст.31, ст.81 Конституции Российской Федерации, ст.21 Всеобщей декларации прав человека, ст.25 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.3 Протокола №1 Конвенции о защите прав человека и основных свободах, ч.1 ст.3, ст.27, ст.68 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», п.4 ст.17 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.2, ст.3, ст.5 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п.9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713, ст.56, ст.249, ст.261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление Островерхова П.В. удовлетворил частично: отменил решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №185 г.Томска №4 от 26.02.2012; обязал данную участковую избирательную комиссию внести Островерхова П.В. в список избирателей для голосования 04.03.2012. В апелляционной жалобе представитель территориальной Избирательной комиссии Ленинского районного суда г.Томска Образова О.А. просит решение суда отменить, принять новое – об отказе в удовлетворении заявления. Ссылаясь на п.4 ст.17 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указывает, что обязанность по предоставлению документов, подтверждающих факт нахождения места пребывания избирателя на территории данного избирательного участка в соответствии с п.9 ст.27 Федерального закона «О выборах Президента РФ» возложена на избирателя. Заявитель же не представил документов, являющихся допустимым доказательством в подтверждение факта места временного пребывания на территории избирательного участка №185. При этом отмечает, что избирательная комиссия не обязана проводить проверку достоверности сообщения заявителя о месте его временного пребывания. В апелляционной жалобе Островерхов П.В. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о компенсации морального вреда, указывая на его необоснованность. В апелляционном представлении прокурор Ленинского района г.Томска, ссылаясь на ч.1 ст.261 ГПК РФ, просит решение суда изменить, поскольку полагает, что суд вышел за пределы предоставленных ГПК РФ полномочий и вместо признания незаконным решения участковой избирательной комиссии избирательного участка №185 г.Томска от 26.02.2010 отменил его. Поскольку представители территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Томска и участковой избирательной комиссии № 185 г.Томска о дне рассмотрения апелляционных жалоб извещены телефонограммами, судебная коллегия на основании ст. 354 ГПК РФ рассмотрела жалобы в их отсутствие. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционных жалоб, апелляционного представления, судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности апелляционного представления. Разрешая заявленные требования, суд правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся по делу доказательствам и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований в части. Так, при рассмотрении дела судом первой инстанции установлено: Островерхов П.В. постоянно проживает и зарегистрирован в /__/; в /__/ прибыл 16.12.2011; в /__/ проживает временно в квартире, принадлежащей ему на праве собственности по /__/, без регистрации по месту пребывания, поскольку прибыл на срок менее 90 дней. 22.02.2012 Островерхов П.В. обратился в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 185 г.Томска с заявлением о включении его в список избирателей на данном участке для участия в голосовании на выборах Президента Российской Федерации 04.03.2012, в котором указал, что местом его временного пребывания является квартира /__/. Решением № 4 участковой избирательной комиссии избирательного участка №185 г.Томска от 26.02.2012 заявителю отказано во включении в список избирателей, поскольку им не представлено открепительное удостоверение, а факт пребывания на территории, относящейся к избирательному участку № 185 в Ленинском районе г.Томска, не подтвержден документально. Оценивая оспариваемое решение участковой избирательной комиссии, суд исходил из того, что оно принято с нарушением закона. Данный вывод является правильным. Основанием к отказу заявителю во включении в список избирателей в решении участковой избирательной комиссии указано на несоблюдение п.п.4,17 ст. 17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.6 ст. 27 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». В соответствии с п. 6 ст. 27 ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации» избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения для голосования на выборах Президента Российской Федерации. Согласно п.4 ст. 17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Пунктом 17 статьи 17 этого же Закона установлено, что избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Таким образом, из приведенных положений следует лишь то, что гражданин, находящийся в месте временного пребывания, может быть включен в список избирателей для голосования, если он не позднее чем за три дня до голосования обратится в избирательную комиссию по месту пребывания с заявлением о включении в список избирателей, предъявит паспорт (иной документ, заменяющий паспорт), открепительное удостоверение. При этом факт временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Требования о представлении иных документов данные нормы не содержат. Из дела видно, что Островерхов П.В., обратившись в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении в списки избирателей, предъявил паспорт, сославшись на то, что выехал в /__/ в момент, когда открепительные удостоверения еще не выдавались. Оценивая требования закона, на которые сослалась избирательная комиссия в оспариваемом решении, в совокупности с фактическими обстоятельствами, судебная коллегия исходит из следующего. Факт того, что заявитель выехал из /__/ в /__/ 16.12.2011, в судебном заседании установлен на основании представленных им доказательств, ссылка на которые имеется в решении. В силу ст. 68 ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации» о процедуре выдачи открепительных удостоверений на момент выезда заявителя открепительные удостоверения не выдавались. В связи с чем открепительное удостоверение у заявителя отсутствует в силу объективных причин. Таким образом, порядок включения в списки избирателей на выборах Президента Российской Федерации лиц, находящихся в день голосования в месте временного пребывания регламентирован п.6 ст. 27 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», который правильно применен судом при вынесении решения. Такие лица включаются в список избирателей на основании паспорта и открепительного удостоверения. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, не имевшие возможности получить открепительные удостоверения, могут быть включены в список избирателей в избирательном участке по месту временного пребывания по личному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. При таких обстоятельствах отсутствие открепительного удостоверения не может являться основанием ограничения гарантированного Конституцией Российской Федерации активного избирательного права, а потому по указанному основанию заявителю не могло быть отказано во внесении в списки избирателей. Далее, судом установлено, что заявитель прибыл в /__/ на срок менее 90 дней, регистрации по месту пребывания не имеет. Между тем в силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п.9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию. То есть в случае, если срок временного пребывания не превышает установленный в законе (90 дней), у граждан отсутствует обязанность регистрации по месту пребывания. Учитывая, что в силу ч. 2 ст. 3 названного закона, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, нарушение правил регистрации само по себе не должно влечь за собой таких последствий, которые затрагивали бы содержание конституционных прав и свобод граждан и (или) создавали бы непреодолимые препятствия для их реализации. Соответственно, отсутствие у гражданина регистрации по месту пребывания не означает утрату им активного избирательного права, не может служить безусловным основанием для невключения его в списки избирателей, учитывая, что выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»), при том, что процедура соблюдения правила голосования только на одном избирательном участке регламентирована названным законом. На такой подход к регистрации (учету) избирателей и составлению списков избирателей ориентируют избирательные комиссии и суды не только федеральное законодательство, но и Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, нормы которой ( статья 2, пдп. «д» п.2 ст. 19) возлагают на Российскую Федерацию, равно как и на другие государства-участники, обязательство гарантировать каждому гражданину, достигшему установленного возраста, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления и осуществлять регистрацию (учет) избирателей на основе законодательно определенной недискриминационной и действенной процедуры, предусматривающей такие параметры регистрации (учета), как возраст, гражданство, место жительства, наличие основного документа, удостоверяющего личность гражданина. Это, по существу, означает недопустимость закрепления в национальном законодательстве каких-либо иных условий, препятствующих участию в выборах лиц, обладающих активным избирательным правом. Таким образом, отсутствие регистрации по месту пребывания в данном случае не является основанием к отказу во включении в списки избирателей. При этом факт нахождения временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, как указано в п.4 ст. 17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. То есть из приведенных положений следует, что факт нахождения временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка может быть установлен не только органами регистрационного учета, но и другими уполномоченными на то органами, организациями, должностными лицами. При этом участковая избирательная комиссия имеет ряд полномочий по проверке данного факта, что следует из системного толкования положений ст. 22 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и положений параграфа 2 Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации», утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 14.07.2011 № 20/216-6. Так, в п.2 ч.1 ст. 22 Закона указано на полномочие участковой избирательной комиссии по уточнению списка избирателей, решению вопросов о внесении в него соответствующих изменений. Главой 2 Инструкции предусмотрен порядок внесения соответствующих изменений и уточнений в список избирателей, в том числе, в случае подачи заявления избирателем о включении его в список избирателей (п.2.3.2). При этом положениями подпункта 2.3.6 Инструкции предусмотрено право участковой комиссии уточнять сведения, содержащиеся в заявлении избирателя, в случае, если они требуют дополнительной проверки. Как установлено судом, видно из дела, участковой избирательной комиссией Островерхову П.В. не предлагалось представить дополнительные сведения, подтверждающие факт его временного пребывания на территории, относящейся к территории данного избирательного участка, равно как не проводилась дополнительная проверка сведений, предоставленных заявителем. При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие закрепленной в законе обязанности избирателя представлять иные документы, не перечисленные в нормах, приведенных в обоснование оспариваемого решения, и, учитывая наличие обязанности участковой избирательной комиссии проводить дополнительную проверку сведений, представленных избирателем, у суда первой инстанции имелись основания для вывода о незаконности решения об отказе во включении в списки избирателей. В связи с чем довод апелляционной жалобы представителя участковой избирательной комиссии об обратном не состоятелен. В то же время заслуживает внимания довод апелляционного представления. Так, в силу прямого указания закона, если установлена обоснованность заявления, суд признает оспариваемое решение избирательной комиссии незаконным ( ч.1 ст. 261 ГПК РФ), полномочий по его отмене суд не имеет. В связи с чем в указанной части решение подлежит изменению. Безоснователен довод апелляционной жалобы Островерхова П.В. о неправомерности отказа в компенсации морального вреда. Так, в соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Как видно из дела, подтверждено в суде апелляционной инстанции самим заявителем, оспариваемым решением ему причинены нравственные и физические страдания, связанные с нарушением его активного избирательного права. Между тем, учитывая, что на основании ст. 210 ГПК РФ суд первой инстанции привел решение к немедленному исполнению, Островерхов П.В. был внесен в списки избирателей и голосовал на выборах Президента Российской Федерации 04.03.2012, оснований полагать нарушенным его активное избирательное право у суда не было. В связи с чем в рамках заявленных оснований судом в указанной части принято обоснованное решение. А потому доводы Островерхова П.В. об обратном не могут быть приняты во внимание. При таких данных оснований к отмене решения не имеется. Руководствуясь ст. 328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: изменить решение Ленинского районного суда г.Томска от 01.03.2012 в части отмены решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 185 г.Томска № 4 от 26.02.2012, признав его незаконным. В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения. Председательствующий Судьи