Судья: Жданова Г.Ю. Дело № 33-935/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 20 апреля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Синяковой Т.П., судей Радикевич М.А., Клименко А.А., при секретаре Сутягиной А.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Булдакова П.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Томску о возврате излишне уплаченного земельного налога, процентов за несвоевременный возврат денежных средств по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Томску на решение Кировского районного суда г.Томска от 21 февраля 2012 года. Заслушав доклад судьи Радикевич М.А., объяснения представителя ответчика ИФНС России по г.Томску Кадочниковой Н.С. (доверенность от 10.01.2012), поддержавшей жалобу, представителя истца Булдакова В.М. (доверенность от 01.12.2011), возражавшего против жалобы, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Булдаков П.В. обратился в суд с иском к ИФНС России по г.Томску о возврате излишне уплаченного земельного налога, процентов за несвоевременный возврат денежных средств. В обоснование требований указал, что в 2009 году он являлся собственником земельного участка площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, кадастровый номер /__/. ИФНС России по г.Томску в его адрес было направлено уведомление № 77459 от 13.03.2010 на уплату земельного налога за 2009 год в размере /__/ руб. в срок до 30.04.2010. Оплата им произведена 26.04.2010. Земельный налог ему был начислен на основании кадастровой оценки земельных участков, утвержденной постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008. Однако считает, что земельный налог за 2009 года должен быть исчислен по ранее установленной кадастровой стоимости земельных участков, действующей на 01.01.2009, взыскание земельного налога, исчисленного на основании кадастровой оценки, утвержденной постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008, незаконно, поскольку указанное постановление, официально опубликованное в «Собрании законодательства Томской области» № 12 (41) 31.12.2008, подлежит применению не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. С учетом изложенного просил обязать ответчика возвратить ему излишне уплаченный земельный налог в сумме /__/ руб. и произвести индексацию этой суммы на день исполнения решения суда, взыскать с ответчика судебные издержки по уплате государственной пошлины в размере 4 562,78 руб. В судебное заседание Булдаков П.В. не явился. Представитель истца Булдаков В.М. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ИФНС России по г.Томску Кадочникова Н.С. в отзыве на иск и в судебном заседании исковые требования не признала. Считала, что налоговый орган правомерно применил при исчислении земельного налога за 2009 год кадастровую стоимость, установленную постановлением администрации г.Томска от 24.12.2008 № 262а. Суд на основании ст. 1, 3, 4, 7, 57 Конституции РФ, ст. 3, 5, 15, 19, 78, 333.19, 387, 388, 389, 390, 391, 393, 396 Налогового кодекса РФ, Положения о взимании земельного налога на территории муниципального образования «город Томск», утв. решением Думы г.Томска № 320 от 31.10.2006, п. 3 постановления Правительства РФ от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель, п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, Кадастровой оценки земельных участков, утв. постановлением администрации Томской области № 262а от 24.12.2008, определений Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 № 165-О-О, от 24.02.2011 № 156-О-О, ст. 88, 98 Гражданского процессуального кодекса РФ иск Булдакова П.В. удовлетворил. В апелляционной жалобе ИФНС России по г.Томску просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе Булдакову П.В. в удовлетворении исковых требований. Считает, что налоговый орган правомерно применил при исчислении земельного налога за 2009 год кадастровую стоимость, установленную постановлением Администрации г.Томска от 24.12.2008 № 262а. Данный вывод подтверждается анализом законодательства, многочисленной судебной практикой. Постановление администрации г.Томска от 24.12.2008 № 262а является правовым актом о налогах и сборах, сведения о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в указанном постановлении, были доведены до налогоплательщиков до 01.03.2009, т.е. до начала налогового периода. Материалы государственной кадастровой оценки в части кадастровой стоимости земельного участка, названное постановление администрации г.Томска истцом не оспорены и не признаны недействительными, что свидетельствует о необоснованности заявленных Булдаковым П.В. требований. В возражениях на апелляционную жалобу Булдаков П.В. выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В соответствии со ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и не явившегося в зал суда истца. Проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения. Уплата законно установленных налогов и сборов является конституционной обязанностью каждого, что установлено в ст. 57 Конституции РФ и подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ. Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги. В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Суд установил, что Булдакову П.В. принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу: /__/. В силу п. 1 ст.15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам. На территории города Томска земельный налог введен Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования «город Томск», утвержденным решением Думы г.Томска № 320 от 31.10.2006. Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 Налогового кодекса РФ). В соответствии с п. 1 ст. 396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Пунктом 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ). Таким образом, земельный налог за 2009 год должен исчисляться исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2009 года. В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 25.08.1999 №945 «О государственной кадастровой оценке земель» и п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости. Согласно п. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с налоговым уведомлением № 77459 от 13.03.2010, поступившим в адрес Булдакова П.В., он обязан уплатить земельный налог за 2009 год размере /__/ руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, исчисленного ФГУ «Земельная палата по Томской области» на основании кадастровой оценки земельных участков, утвержденной постановлением Администрации Томской области №262а от 24.12.2008. Земельный налог в полном объеме Булдаковым П.В. оплачен. Доводы жалобы о том, что налоговый орган правомерно применил при исчислении земельного налога за 2009 год кадастровую стоимость, установленную постановлением Администрации г.Томска от 24.12.2008 № 262а, являются несостоятельными по следующим основаниям. Согласно правовой позиции, приведенной в определении Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 № 165-О-О и от 24.02.2011 №156-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе РФ. Положения, предусмотренные ст. 5 Налогового кодекса РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления ( п. 5 ст. 5 Налогового кодекса РФ). Постановлением Администрации Томской области от 24 декабря 2008 года № 262 а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области по состоянию на 01 января 2007 года для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством, согласно приложению № 1-3 к настоящему постановлению. Пунктом 4 постановления установлено, что оно вступает в силу с 01 января 2009 года. В соответствии с п.1 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это. Как следует из п. 3 и п.4 ст.5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу; акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков, установленная постановлением Администрации Томской области от 24 декабря 2008 года № 262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области», вступившим в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, могла применяться для исчисления земельного налога за 2010 год. Следовательно, земельный налог за 2009 год должен был исчисляться из кадастровой стоимости земельных участков, установленных ранее постановлением Главы Администрации Томской области № 352 от 29.11.2002 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений», которое на 2009 год действовало, не было признано утратившим силу. При таких обстоятельствах земельный налог за налоговый период 2009 года Булдакову П.В. должен быть исчислен по ранее установленной кадастровой стоимости, действующей на 01.01.2009, и сумма земельного налога за 2009 год составит /__/ руб. В связи с чем судом первой инстанции обоснованно взыскана излишне уплаченная сумма налога за 2009 год в размере /__/ руб. Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, они доказаны, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, материальный закон судом применен правильно. Решение судом постановлено в соответствии с законом, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется, поэтому апелляционная жалоба ИФНС России по г.Томску удовлетворению не подлежит. Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Решение Кировского районного суда г.Томска от 21 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Томску – без удовлетворения. Председательствующий Судьи: