№ 33-1152/2012 от 15.05.2012г.



Судья: Харжевский А.В. Дело №33-1152/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от15 мая 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,

судей       Жолудевой М.В., Фоминой Е.А.,

при секретаре Жернаковой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске делопоапелляционному представлению прокурора Советского района г.Томска на решение Советского районного суда г.Томска от 28 февраля 2012 года

по заявлению отдела полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Томску об установлении административного надзора в отношении Илларионовой О. Н..

Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Селезневой Е.А., поддержавшей кассационное представление в части и полагавшей установить административный надзор в отношении Илларионовой О.Н. на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

отдел полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел России по г.Томску (далее - ОП № 3 УМВД России по г. Томску) обратился в суд с заявлением об установлении в отношении Илларионовой О.Н. административного надзора сроком на 2 года и административных ограничений в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого помещения, расположенного в /__/, являющегося местом её проживания, ежедневно с 22.00 час. до 06.00 час.; запрещения выезда за пределы /__/ без получения разрешения органа внутренних дел; обязательной явки один раз в месяц в отдел полиции № 3 УМВД России по г.Томску для регистрации. В обоснование заявления указал, что Илларионова О.Н., родившаяся /__/ в /__/, гражданка /__/, работает /__/, проживает в /__/, осуждена за совершение тяжкого преступления к реальному лишению свободы, что является опасным рецидивом преступлений. В ходе неоднократных проверок по месту жительства Илларионовой О.Н., проведенных участковым уполномоченным полиции ОП № 3 УМВД России по г. Томску лейтенантом полиции П., установлено, что Илларионова О.Н. характеризуется положительно, в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах замечена не была, жалоб от соседей не поступало. Илларионова О.Н., освобожденная из мест лишения свободы и имеющая непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при отягчающих наказание обстоятельствах, несмотря на удовлетворительные характеристики в быту, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 25.03.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» требует наблюдения со стороны правоохранительных органов с целью предупреждения совершения ею преступлений и других правонарушений.

В судебном заседании представитель заявителя участковая уполномоченная полиции ОП № 3 УМВД России по г.Томску Л. (доверенность от 29.09.2011 № 38-20/6674) заявление об установлении административного надзора и административных ограничений поддержала по указанным в нем основаниям. Дополнительно пояснила, что Илларионовой О.Н. административный надзор следует установить до истечения срока погашения судимости. Учитывая, что Илларионова О.Н. осуществляет трудовую деятельность в ночное время, полагала нецелесообразным установление в отношении поднадзорного лица административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого помещения, расположенного в /__/, являющегося местом её проживания, ежедневно с 22.00 час. до 06.00 час.

Заинтересованное лицо Илларионова О.Н. по существу заявления не возражала, просила суд учесть, что работает только в ночное время с 20.00 час. до 08.00 час., не употребляет спиртные напитки и наркотические средства.

Суд на основании ст. 261.5, 261.7, 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 1, 3, 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» постановил: «заявление отдела полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел России по г. Томску удовлетворить.

Установить в отношении Илларионовой О. Н., родившейся /__/ в /__/, проживающей в /__/, административный надзор сроком на 7 лет 11 месяцев 3 дня.

Установить в отношении Илларионовой О. Н. при осуществлении административного надзора следующие административные ограничения:

- запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

- запрещение выезда за пределы /__/ без получения разрешения органа внутренних дел;

- обязательная явка один раз в месяц в отдел полиции № 3 УМВД России по г. Томску для регистрации.

В апелляционном представлении прокурор района Веснин П.И. просит решение Советского районного суда г.Томска от 28.02.2012 изменить, установить в отношении Илларионовой О.Н. административный надзор сроком на 7 лет 11 месяцев 2 дня; срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел; установить в отношении Илларионовой О.Н. при осуществлении административного надзора административное ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания для регистрации. Полагает, что судом не верно определен срок административного надзора; не указано, с какого момента исчислять указанный срок. Во избежание нарушения права Илларионовой О.Н. на свободу выбора места жительства, а также повторного обращения в суд для уточнения порядка и способа исполнения решения суда, следует указать на обязанность являться на регистрацию в орган внутренних дел по избранному месту жительства, а не в отдел полиции № 3 УМВД России по г. Томску.

Обсудив доводы кассационного представления, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Из положений ст.2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» следует, что основной задачей административного надзора является предупреждение совершения лицами, перечисленными в тексте закона, новых преступлений и правонарушений путем оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

Административный надзор - это наблюдение органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, наложенных на него временных ограничений прав и свобод, а также за исполнением этим лицом возложенных на него Законом обязанностей (подп.1 ч.1 ст.1 Закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Независимо от каких-либо условий административный надзор в обязательном порядке вводится в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (ч.2 ст.3 Закона № 64-ФЗ).

В силу ч.1 ст.4 Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Согласно ст.261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений. В решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается срок административного надзора (ч.2, 3 ст. 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Из смысла указанных норм права следует, что суд вправе назначить поднадзорному лицу как весь спектр ограничений, так и комбинацию отдельных ограничений.

В любом случае суд обязан назначить обязательную явку для регистрации от одного до четырех раз в месяц (ч.2 ст.4 Федерального закона № 64-ФЗ).

Как верно установлено судом и следует из материалов дела, Илларионова О.Н. 16.03.1999 и 27.12.1999 Ленинским районным судом г. Томска осуждена за совершение в совершеннолетнем возрасте тяжких преступлений (п. «б, в» ч. 3 ст. 228 и ч. 2 ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации соответственно), отбывала наказание в виде лишения свободы и по постановлению Свердловского районного суда г. Красноярска от 17.03.2003 условно-досрочно освобождена на 3 года 1 месяц 24 дня; приговором Советского районного суда г. Томска от 22.04.2005 осуждена по ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы за совершение в период условно-досрочного освобождения особо тяжкого преступления против личности (ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации) в совершеннолетнем возрасте. На основании п. «в» ч. 7 ст. 79 Уголовного кодекса Российской Федерации условно-досрочное освобождение Илларионовой О.Н. отменено и в соответствии со ст. 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания, назначенная приговором Ленинского районного суда г. Томска от 27.12.1999, окончательно назначено 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания исправительной колонии общего режима (л.д. 11-13).

Учитывая положения п.2 ст.3 Закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и установив, что Илларионова О.Н. осуждена за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве, суд пришел к правильному выводу о необходимости установления в отношении Илларионовой О.Н. административного надзора.

Удовлетворяя заявление отдела полиции № 3 УМВД России по г. Томску, суд установил срок административного надзора 7 лет 11 месяцев 3 дня.

Судебная коллегия полагает, что такое установление срока не соответствует требованиям законодательства.

Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ (п.2 ч.1 ст.5) предусмотрено, что в отношении лиц, указанных в ч.2 ст.3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

В соответствии с п. «д» ч.3 ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.

В соответствии с п.1 ч.3 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч.2 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Устанавливая в отношении Илларионовой О.Н. срок административного надзора, суд не принял во внимание положения п.2 ч.1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым решение суда в части назначенного срока административного надзора изменить, установив его на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия Илларионовой О.Н. наказания.

Из представленной в материалы дела характеристики УУП ОП № 3 УМВД России по г.Томску от 29.11.2011 следует, что со слов родственников и соседей Илларионова О.Н. характеризуется с положительной стороны, спиртными напитками не злоупотребляет, трудоустроена (л.д.6).

Согласно объяснениям И., А., С. Илларионова О.Н. характеризуется ими с положительной стороны (л.д.8-10).

Установив указанные обстоятельства, суд с учетом личности осужденной, характеристики по месту жительства пришел к правильному выводу об установлении в отношении Илларионовой О.Н. административных ограничений.

Вместе с тем судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части установления Илларионовой О.Н. административного ограничения в виде обязательной явки один раз в месяц в отдел полиции № 3 УМВД России по г. Томску для регистрации подлежит изменению.

Так, в соответствии с п.5 ч.1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица может устанавливаться административное ограничение в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Статьей 1 Российской Федерации от 25.06.1993 № N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Судебная коллегия полагает, что указание суда на необходимость обязательной явки Илларионовой О.Н. в отдел полиции № 3 УМВД России по г.Томску для регистрации ошибочно, поскольку в связи с изменением места жительства или пребывания Илларионовой О.Н. подразделение органа внутренних дел может быть иным. А потому судебная коллегия считает решение суда в указанной части изменить, установить в отношении Илларионовой О.Н. административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

В целях обеспечения поднадзорному лицу права на труд судебная коллегия полагает решение суда в части установления Илларионовой О.Н. административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы /__/, без получения разрешения органа внутренних дел, изменить, дополнив резолютивную часть указанием на установление данного ограничения «если это не связано с официальной трудовой деятельностью».

Установленные судом в отношении Илларионовой О.Н. административных ограничений в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях и обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации судебная коллегия находит обоснованными, необходимыми в целях предупреждения совершения указанным лицом новых преступлений и других правонарушений, оказания на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Советского районного суда г.Томска от 28 февраля 2012 года изменить, изложить его резолютивную часть в следующей редакции:

«заявление отдела полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Томску об установлении административного надзора в отношении Илларионовой О. Н. удовлетворить частично.

Установить в отношении Илларионовой О. Н., родившейся /__/ в /__/, административный надзор сроком на восемь лет за вычетом срока, истекшего после отбытия ею наказания.

Срок административного надзора в отношении Илларионовой О. Н. исчислять со дня постановки её на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

На весь срок административного надзора установить Илларионовой О.Н. административные ограничения:

- ежемесячно являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;

- запретить выезжать за пределы /__/, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица;

- запретить посещать места проведения массовых или иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.

В остальной части заявление отдела полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Томску оставить без удовлетворения».

В остальной части решение Советского районного суда г.Томска от 28 февраля 2012 года оставить без изменения, кассационное представление – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: