Судья: Лапа А.А. Дело № 33-1246/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 22 мая 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Ахвердиевой И.Ю., судей Жолудевой М.В., Фоминой Е.А., при секретаре Брыковой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по апелляционной жалобе истца Тюрина А.Н. на решение Шегарского районного суда Томской области от 26 марта 2012 года по иску Тюрина А.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Шегарском районе Томской области об обязании включить в специальный стаж спорные периоды работы, назначить досрочно трудовую пенсию по старости. Заслушав доклад судьи Жолудевой М.В., объяснения истца Тюрина А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Бакаловой О.Л. (доверенность №11 от 26.01.2012), полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия у с т а н о в и л а : Тюрин А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Шегарском районе Томской области (далее ГУ-УПФ РФ в Шегарском районе Томской области) об обязании включить в специальный стаж периоды работы с 30.09.1985 по 09.09.1998, с 09.09.1998 по 01.06.2001 в Центре Детского творчества, назначить досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В обоснование иска указал, что ответчиком ему незаконно отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку в специальный стаж не были включены указанные периоды работы в должности /__/ и /__/. Полагая, что выработал необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости, просил удовлетворить заявленные им требования. В судебном заседании Тюрин А.Н. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, при этом не оспаривал, что по состоянию на 01.01.2001 его стаж педагогической деятельности составлял 15 лет 2 месяца. Полагал, что в силу закона имеет право на назначение трудовой пенсии досрочно. Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Шегарском районе Томской области Бакалова О.Л. (доверенность от 26.01.2012) исковые требования не признала, указав, что истцу обоснованно отказано в назначении досрочной пенсии. На основании подп.19 п.1, п.2 ст.27 Федерального закона № 1273-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», постановления Правительства РФ от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей»; постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет»; постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; ОК 016-94. Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367О, суд в удовлетворении исковых требований Тюрина А.Н. отказал. В апелляционной жалобе истец Тюрин А.Н. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж работы периоды работы с 30.09.1985 по 09.09.1998, с 01.11.1999 по 31.12.2000, принять новое об удовлетворении исковых требований в указанной части. Полагает ошибочным вывод суда о том, что работа в должности /__/ Центра детского творчества до 01.11.1999 не подлежит включению в льготный стаж, поскольку не применено постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет». Ссылаясь на п.3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, считает, что право на включение периода работы в должности /__/ Центра детского творчества с 30.09.1985 по 09.09.1998 им уже приобретено. Кроме того, полагает, что также в силу п. 3 указанного постановления Правительства № 1067 с дополнениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 01.02.2001 № 79, работа в системе дополнительного образования засчитывается за периоды с 01.11.1999 по 31.12.2000 без всяких условий, а с 01.01.2001 – при условии выработки на эту дату 16 лет 8 месяцев. Проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого решения. Из материалов дела следует, что истец, ссылаясь на записи в трудовой книжке, просил зачесть в специальный стаж периоды его работы с 30.09.1985 по 09.09.1998 и с 09.09.1998 по 01.06.2001 в Центре детского творчества в должности /__/ и /__/. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что правовые основания для зачета указанных истцом периодов в его специальный трудовой стаж отсутствуют. Данный вывод суда является правильным. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с указанными правилами, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Такие списки в отношении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, и Правила исчисления стажа педагогической деятельности были утверждены Правительством РФ Постановлением № 1067 от 22.09.1999 и Постановлением № 781 от 29.10.2002. Из записей в трудовой книжке Тюрина А.Н. следует, что на основании приказа №28/к от 30.09.1985 последний принят на работу по совместительству в Центр детского творчества на должность /__/; с 03.09.1998 по 01.06.2001 - работал в том же учреждении на постоянной основе /__/. Судом первой инстанции обоснованно данные сведения из трудовой книжки истца не приняты во внимание, поскольку данные записи были выполнены позднее (после сентября 1998 года), что не оспаривалось самим Тюриным А.Н., не соответствуют хронологическому порядку внесения записей, имеющихся в трудовой книжке. Кроме того, сведения, внесенные в трудовую книжку, не соответствуют сведениям, изложенным в первичных документах. В приказах с ноября 1988 по 1997 гг. истец указан как «/__/», «/__/», «/__/»; в тарификационных списках с 1989 года его должность либо не указана, либо больший период времени он числится как «/__/». Вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ истец доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что с 01.10.1985 он работал /__/ не представил. Однако Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, равно как и ранее действовавший Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, не предусматривает право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "/__/". Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшее в периоды работы истца до 1993 года, также не предусматривало права работников просвещения на включение в специальный стаж для назначения пенсии периода трудовой деятельности в указанной должности. Не имеет места и тождества выполняемых Тюриным А.Н. функций, условий и характера его деятельности в должности "/__/" и в должности "/__/" по следующим основаниям. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 января 1993 года N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, а позднее - в Списки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах. При таких обстоятельствах исключение из специального стажа Тюрина А.Н. периодов его работы в должности /__/ не противоречит нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения. Должность /__/ в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, до указанной даты должность "/__/" ранее действующими Списками предусмотрена не была. Таким образом, период работы Тюрина А.Н. в должности "/__/" мог быть включен в специальный стаж только с 1 ноября 1999 года. Кроме того, пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка. Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067. Между тем на 1 января 2001 года специальный стаж истца с учетом даже всех периодов его работы в Центре детского творчества составляет менее 16 лет 8 месяцев, следовательно, вывод суда об отсутствии у Тюрина А.Н. необходимого специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии является правильным. В ходе рассмотрения дела истцом не оспаривалось, что его педагогический стаж на 01 января 2001 года составлял 15 лет 2 месяца. Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований Тюрину А.Н., суд обоснованно исходил из того, что периоды работы истца с 30.09.1985 по 09.09.1998, с 09.09.1998 по 01.06.2001 включению в стаж для досрочного назначения пенсии не подлежат. В связи с изложенным не могут быть приняты во внимание доводы апеллянта об обратном, поскольку они основаны на ошибочном толковании закона. Судебная коллегия находит выводы суда обоснованными, поскольку они основаны на действительных обстоятельствах дела и правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, подтверждены доказательствами, исследованными и оцененными судом по правилам ст. 67 ГПК РФ. Несогласие Тюрина А.Н. с данной судом оценкой доказательств и выводами суда является его правом как участника гражданского дела, не свидетельствует о нарушении закона и не является основанием для отмены или изменения судебного решения. Нарушений процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия о п р е д е л и л а : решение Шегарского районного суда Томской области от 26 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Тюрина А.Н. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи: