Судья: Марченко Н.М. Дело №33-1411/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от05 июня 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Ахвердиевой И.Ю., судей Жолудевой М.В., Фоминой Е.А., при секретаре Брыковой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске делопоапелляционному представлению Асиновского городского прокурора на решение Асиновского городского суда Томской области от 05 апреля 2012 года по заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2» УФСИН России по Томской области» об установлении административного надзора в отношении Кулеева В. М. Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Миронова Е.А., поддержавшего апелляционное представление, судебная коллегия у с т а н о в и л а : Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Томской области» обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Кулеева В.М. сроком на 6 лет, установив в отношении него административные ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, с 23.00 час. до 06.00 час.; запрещения выезда за пределы муниципального района; обязательной явки два раза в месяц, каждый понедельник, в районный орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. В обоснование указал, что Кулеев В.М. приговором Тегульдетского районного суда Томской области от 25.01.2010 осужден по п.«а» ч.3 ст.158, ч.1 ст.161, ч.3 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам 8 месяцам лишения свободы; ранее приговором Тегульдетского районного суда Томской области от 16.03.2004 осужден по п. «б» ч.2 ст.158 Уголовного кодекса к лишению свободы на срок 2 года условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев, приговором Тегульдетского районного суда Томской области от 20.05.2005 – по п. «б» ч.2 ст.158, ч.1 ст.162, ст.74, ст.70 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы на срок 3 года 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, приговором Тегульдетского районного суда Томской области от 21.06.2005 – по ч.1 ст.222, ч.5 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы на сорок 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Срок отбывания наказания начал течь с 09.12.2009 и оканчивается 08.06.2012. В связи с тем, что Кулеев В.М. осужден и отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы за совершение «тяжкого» преступления при наличии опасного рецидива, просила удовлетворить заявление. В судебном заседании представитель заявителя младший инспектор отдела безопасности ФКУ ИК-2 УФСИН России по Томской области Печиборщ А.В. (доверенность от 24.01.2012 № 11) заявление об установлении административного надзора и административных ограничений поддержал. Заинтересованное лицо Кулеев В.М. в судебном заседании не возражал относительно заявленных требований. Суд на основании п.«б» ч.2 ст.18 Уголовного кодекса Российской Федерации, ч.2 ст.3, п.1 ч.3 ст.3, ст.4, п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» постановил: «заявление ФКУ ИК №2 УФСИН России по Томской области об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Кулеева В. М. удовлетворить. Установить в отношении Кулеева В. М., родившегося /__/ в /__/, предполагаемое место жительства после освобождения: /__/, освобождаемого из мест лишения свободы 08.06.2012, административный надзор сроком на шесть лет. Установить в отношении Кулеева В.М. административные ограничения в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства (или В апелляционном представлении Асиновский городской прокурор просит решение изменить, указав в его резолютивной части об исчислении срока административного надзора в отношении Кулеева В.М. со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Полагает, что установление срока административного надзора на шесть лет без вычета срока, истекшего после отбытия наказания, противоречит ст. 3, 5 Федерального закона № 64-ФЗ. В соответствии с положениями ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных о времени и месте рассмотрения дела и не явившихся в суд представителя заявителя Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2» УФСИН России по Томской области», заинтересованного лица Кулеева В.М. Обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему. Из положений ст.2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» следует, что основной задачей административного надзора является предупреждение совершения лицами, указанными в ст. 3 данного Закона, новых преступлений и правонарушений путем оказания на них индивидуального профилактического воздействия. Административный надзор - это наблюдение органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, наложенных на него временных ограничений прав и свобод, а также за исполнением этим лицом возложенных на него Законом обязанностей (подп.1 ч.1 ст.1 Закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»). В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. Независимо от каких-либо условий административный надзор в обязательном порядке вводится в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (ч.2 ст.3 Закона № 64-ФЗ). В силу ч.1 ст.4 Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Согласно ст.261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений. В решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается срок административного надзора (ч. 2, 3 ст. 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Из смысла указанных норм права следует, что суд вправе назначить поднадзорному лицу как весь спектр ограничений, так и комбинацию отдельных ограничений. В любом случае суд обязан назначить обязательную явку для регистрации от одного до четырех раз в месяц (ч.2 ст.4 Федерального закона № 64-ФЗ). Как верно установлено судом и следует из материалов дела, приговором Тегульдетского районного суда Томской области от 19.11.1996 Кулеев В.М. осужден по ч.2 ст.144, ст.207, 40, 73 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы на срок 2 года; приговором Тегульдетского районного суда Томской области от 15.12.1997 – по п.«б» ч.2 ст.158, п.«б» ч.2 ст.158, п.«г» ч.2 ст.158, ст.70 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы на срок 2 года 6 месяцев; приговором Тегульдетского районного суда Томской области от 23.01.2001 - по п.«б» ч.2 ст.158, п.«в» ч.2 ст.158, п.«б» ч.2 ст.158, п.«в» ч.2 ст.158, ч.3 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению своды на срок 4 года 8 месяцев; приговором Тегульдетского районного суда Томской области от 05.03.2004 - по п.«б» ч.2 ст.158 Уголовного кодекса Российской Федерации; приговором Тегульдетского районного суда Томской области от 16.03.2004 - по п.«б» ч.2 ст.158 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы на срок 2 года условно с испытательным сроком в 1 год 6 месяцев; приговором Тегульдетского районного суда Томской области от 20.05.2005 – по п. «б» ч.2 ст.158, ч.1 ст.162, ст.74, ст.70 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы на срок 3 года 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима; приговором Тегульдетского районного суда Томской области от 21.06.2005 – по ч.1 ст.222, ч.5 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы на срок 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима; приговором Тегульдетского районного суда Томской области от 25.01.2010 по п.«а» ч.3 ст.158, ч.1 ст.161, ч.3 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам 8 месяцам лишения свободы (л.д. 8, 11-17). Учитывая положения ч.2 ст.3 Закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и установив, что Кулеев В.М. осужден за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве, суд пришел к правильному выводу о необходимости установления в отношении Кулеева В.М. административного надзора. Удовлетворяя заявление ФКУ ИК-2 УФСИН России по Томской области, суд установил срок административного надзора шесть лет. Судебная коллегия полагает, что такое установление срока не соответствует требованиям законодательства. Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ (п.2 ч.1 ст.5) предусмотрено, что в отношении лиц, указанных в ч.2 ст.3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. В соответствии с п. «г» ч.3 ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении шести лет после отбытия наказания. В соответствии с п.1 ч.3 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч.2 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания. Устанавливая в отношении Кулеева В.М. срок административного надзора, суд не принял во внимание положения п.2 ч.1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым решение суда в части назначенного срока административного надзора изменить, установив его на 6 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия Кулевым В.М. наказания. Из представленной в материалы дела характеристики Кулеева В.М. следует, что за период отбывания наказания взысканий и поощрений не имеет; интеллектуальные возможности ниже среднего уровня, яркими личностными качествами не обладает; с администрацией учреждения в беседах ведет себя корректно; к выполнению работ по благоустройству учреждения и прилегающей территории без оплаты труда привлекался в порядке очередности, где работал без желания; вину в совершенном преступлении признал, но не осознал; в период нахождения в учреждении раскаяния в совершенном преступлении не высказывал (л.д.9). Согласно справке о поощрениях и взысканиях осужденного Кулеева В.М. от 15.02.2012 за период отбывания наказания он поощрений и взысканий не имеет (л.д.9). Установив указанные обстоятельства, суд с учетом личности осужденного, характеристики по месту отбывания наказания пришел к правильному выводу об установлении в отношении Кулеева В.М. административных ограничений в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства (или пребывания) последнего для прохождения регистрации; запрета посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в указанных мероприятиях; запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания последнего с 23.00 часов до 06.00 часов; запрета выезжать за пределы района, в котором будет проживать или пребывать Кулеев В.М., без разрешения органа внутренних дел по месту пребывания либо по месту жительства. Вместе с тем судебная коллегия полагает необоснованными указания в резолютивной части решения суда на предполагаемое место жительства Кулеева В.М. после освобождения: /__/ орган, осуществляющий наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении него ограничений, - УМВД России по Томской области. Так, ст.27 Конституции РФ предусматривает право свободного передвижения и выбора места пребывания и жительства. Статьей 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица. С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что суд необоснованно указал адрес предполагаемого места жительства Кулеева В.М. после освобождения и поручил осуществление административного надзора УМВД России по Томской области, поскольку в связи с изменением места жительства или пребывания Кулеева В.М. адрес, а, соответственно, и орган внутренних дел, осуществляющий наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении него административных ограничений, а также предусмотренных Федеральным законом № 64-ФЗ обязанностей, могут быть иными. Кроме того, что при установлении Кулееву В.М. административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом проживания Кулеева В.М. ежедневно с 23.00 час. до 06.00 час., необходимо указать «если это не связано с официальной трудовой деятельностью». В целях обеспечения поднадзорному лицу права на труд судебная коллегия полагает решение суда в части установления Кулееву В.М административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы района, в котором будет проживать или пребывать Кулеев В.М., без получения разрешения органа внутренних дел, изменить, дополнив резолютивную часть указанием на установление данного ограничения «если это не связано с официальной трудовой деятельностью». Кроме того, устанавливая Кулееву В.М. административное ограничение в виде запрещения выезда за пределы района, в котором он будет проживать или пребывать, суд не конкретизировал административную территорию, выезд за пределы которой запрещен Кулееву В.М., что может повлечь затруднение исполнения решения. В связи с чем судебная коллегия полагает необходимым установить в отношении Кулеева В.М. административное ограничение в виде запрета выезжать за пределы Томской области, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица. Установленные судом в отношении Кулеева В.М. административные ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях и обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства (или пребывания) для регистрации судебная коллегия находит обоснованными, необходимыми в целях предупреждения совершения указанным лицом новых преступлений и других правонарушений, оказания на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия о п р е д е л и л а : апелляционное представление Асиновского городского прокурора удовлетворить. Решение Асиновского городского суда Томской области от 05 апреля 2012 года изменить. Исключить из его резолютивной части указание на то, что административный надзор поручить осуществлять УМВД России по Томской области. Изложить резолютивную часть решения Асиновского городского суда Томской области от 05 апреля 2012 года в следующей редакции: «заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2» УФСИН России по Томской области» об установлении административного надзора в отношении Кулеева В. М. удовлетворить частично. Установить в отношении Кулеева В. М, /__/ года рождения, административный надзор сроком на шесть лет за вычетом срока, истекшего после отбытия им наказания. Срок административного надзора исчислять со дня постановки Кулеева В. М на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания. На весь срок административного надзора установить Кулееву В. М. административные ограничения: - два раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; - запретить посещать места проведения массовых или иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; - запретить выезжать за пределы Томской области, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица; - запретить пребывать вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания ежедневно с 23.00 час. до 06.00 час., если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица. В остальной части заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2» УФСИН России по Томской области оставить без удовлетворения». В остальной части решение Асиновского городского суда Томской области от 05 апреля 2012 года оставить без изменения. Председательствующий Судьи:
пребывания) последнего для прохождения регистрации; запрета посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в указанных мероприятиях; запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания последнего с 23.00 часов до 06.00 часов; запрета выезжать за пределы района, в котором будет проживать или пребывать
Кулеев В.М., без разрешения органа внутренних дел по месту пребывания либо по месту жительства. Срок административного надзора исчислять со дня постановки Кулеева В.М. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания. Административный надзор поручить осуществлять УМВД России по Томской области».