№ 33-1640/2012 от 26.06.2012г.



Судья: Глумова Т.А. Дело №33-1640/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 июня 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Петровского М.В.,

судей Мурованной М.В., Черемисина Е.В.,

при секретаре Сутягиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Матвеевой Н. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения, об обязании Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области к перерасчету размера дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы истца в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления дополнительного материального обеспечения

по апелляционной жалобе Матвеевой Н. В. на решение Северского городского суда Томской области от 13 апреля 2012 года,

заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя истца Новиковой М.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,

установила:

Матвеева Н.В. обратилась в Северский городской суд Томской области с иском к ГУ- УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области, в котором просила признать незаконным решение ГУ- УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 03.02.2012 №280 об отказе Матвеевой Н.В. в перерасчете размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения; обязать ГУ- УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области к перерасчету размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, назначенного Матвеевой Н.В., с учетом страхового стажа работы 40 лет 10 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса с даты назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что страховой стаж работы Матвеевой Н.В. в организациях ядерного оружейного комплекса (на ОАО «Сибирский химический комбинат») составляет 40 лет 10 месяцев, из них 4 года 8 месяцев – на работах, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 №1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ». С 10.01.2012 ответчиком рассчитан размер дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения истца (далее – ДМО), как специалиста ядерного оружейного комплекса, без учета страхового стажа в организациях ядерного оружейного комплекса. Решением ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск от 03.02.2012 №280 Матвеевой Н.В. отказано в перерасчете ДМО.

В судебное заседание истец Матвеева Н.В. не явилась.

Представитель истца Новикова М.Е. в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ- УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области Куриневская Н.Б. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что в соответствии с п.2 Указа Президента Российской Федерации от 23.08.2000 №1563 ДМО устанавливается тем категориям граждан, которые непосредственно осуществляли вида работ, предусмотренных перечнем, в том числе гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при осуществлении указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса. Стаж на видах деятельности, предусмотренных Перечнем, является базовым юридическим фактом для установления ДМО. Перечисленные истцом виды работ не дают право на получение ДМО.

Обжалуемым решением на основании п.1 Указа Президента Российской Федерации от 23.08.2000 №1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», п.«а» ст.12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в удовлетворении иска Матвеевой Н.В. отказано.

В апелляционной жалобе Матвеева Н.В. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении иска, указав следующее:

вывод суда о том, что истец не имеет трудового стажа на работах, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 №1563, и страхового стажа, необходимого для досрочного назначения пенсии по пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», необоснован, поскольку Матвеевой Н.В. назначено ДМО;

согласно справкам от 10.04.2007 и 02.03.1998 стаж работы истца на работах по Списку №1 составляет 12 лет 7 мес.;

суммарный размер ДМО вместе с базовой и страховой частями пенсии Матвеевой Н.В. должен увеличиться на 25%, поскольку страховой стаж истца составляет 40 лет 10 месяцев.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ- УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит судебный акт подлежащим отмене.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Матвеевой Н.В., суд первой инстанции указал, что не усматривает оснований для перерасчета размера дополнительного материального обеспечения, поскольку размер ДМО установлен ответчиком в соответствии с действующим законодательством, страховой стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса – 40 лет 10 месяцев при исчислении размера дополнительного материального обеспечения учету не подлежит, зачету подлежит только страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, на работах, непосредственно предусмотренных Перечнем (4 года 8 месяцев).

Судебная коллегия с приведенным выводом суда первой инстанции согласиться не может, исходя из следующего.

Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 №1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных перечнем (п.2).

В силу пп.«б» п.3 Указа Президента Российской Федерации от 23.08.2000 №1563 суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при назначении дополнительного обеспечения должен в зависимости от страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, страхового стажа на соответствующих работах, выполнение которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наличия государственных наград Российской Федерации и (или) СССР (РСФСР) составлять от 55 до 75 процентов среднемесячного заработка за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, предшествовавших одному из следующих событий: дню выхода на пенсию; дню выработки стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; дню прекращения работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях. При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) при назначении дополнительного обеспечения не должен превышать 10-кратный размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на день назначения дополнительного обеспечения.

Согласно п.п.9-10 Положения об установлении выплат, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2005 №549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» (далее – Положение), минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, предшествовавших одному из следующих событий: а) дню выхода на пенсию; б) дню выработки страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; в) дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; г) дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса или в военном представительстве.

При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается: на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 2 Положения; на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», - для граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 Положения.

Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа: сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях; сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с преамбулой к Указу Президента Российской Федерации от 23.08.2000 №1563 целью установления дополнительного пожизненного обеспечения является адресная социальная поддержка специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.

По смыслу приведенных норм суммарный размер дополнительного обеспечения и частей (базовой и страховой) трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пп.1 или пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит увеличению в зависимости от продолжительности страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса.

Судом первой инстанции установлено, что с 29.03.1998 Матвеевой Н.В. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с п.«а» ст.12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», что подтверждается удостоверением №065515 (л.д.15).

Из справки №13/138 от 11.01.2012 следует, что специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (на работах в производстве делящихся материалов, радиоактивных веществ для ядерных зарядов) составил 4 года 8 месяцев. Страховой стаж истца в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, составил 40 лет 10 месяцев (л.д. 14).

Распоряжением ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области №111761 от 25.01.2012 Матвеевой Н.В. с 10.01.2012 назначено дополнительное материальное обеспечение в размере /__/ р. (л.д.34).

Согласно выписке №065515 из пенсионного дела Матвеевой Н.В. суммарный размер ДМО истца со страховой частью трудовой пенсии составляет 55% (л.д.19).

Не согласившись с установленным ответчиком размером ДМО, 02.02.2012 Матвеева Н.В. обратился с заявлением о его перерасчете.

Решением ГУ- УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 03.02.2012 №280 Матвеевой Н.В. отказано в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса продолжительностью 40 лет 10 месяцев со ссылкой на то, что стаж продолжительностью 4 года 8 месяцев на соответствующих работах, предусмотренных Перечнем, учтен при исчислении размера ДМО.

Таким образом, отказ в перерасчете суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости обоснован ответчиком тем, что при применении абз.4 п.10 Положения следует принимать во внимание только страховой стаж при осуществлении работ, предусмотренных Перечнем видов деятельности в организации ядерного оружейного комплекса.

Данный вывод противоречит вышеизложенной позиции судебной коллегии, согласно которой в соответствии с абз.4 п.10 Положения суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости увеличивается на 1% среднемесячного заработка гражданина за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом с учетом положения преамбулы к Указу Президента Российской Федерации от 23.08.2000 №1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» применительно к абз.4 п.10 Положения следует принимать во внимание общий страховой стаж гражданина в организациях ядерного оружейного комплекса.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Поскольку Матвеевой Н.В. назначена трудовая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, общий трудовой стаж истца в организации ядерного оружейного комплекса (ОАО «СХК») составляет более 15 лет (необходимых для назначения пенсии по пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ), истец имеет право на увеличение суммарного размера дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах следует признать незаконным отказ ГУ- УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения истца и обязать ГУ- УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области произвести перерасчет дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения Матвеевой Н.В. с учетом страхового стажа продолжительностью 40 лет 10 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения.

С учетом изложенного решение суда от 13.04.2012 об отказе в удовлетворении исковых требований Матвеевой Н.В. подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных истцом требований.

Поскольку судебной коллегией принято решение об удовлетворении иска Матвеевой Н.В., за счет ответчика подлежат возмещению расходы истца по уплате государственной пошлины.

В соответствии с положениями ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Из представленных в материалы дела квитанций об оплате государственной пошлины следует, что за подачу искового заявления Матвеева Н.В. заплатила 200 р. (л.д.2), за подачу апелляционной жалобы – 100 р. (л.д.62).

С учетом приведенной выше нормы с ГУ- УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области в пользу Матвеевой Н.В. подлежит взысканию 300 р. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Разрешая заявление истца о возмещении расходов по оплате услуг представителя, судебная коллегия исходит из следующего.

В силу ч.1 ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя.

В подтверждение понесенных расходов на оплату услуг представителя истцом представлена квитанция №000165 (л.д.16), из которой следует, что Матвеевой Н.В. уплачено представителю /__/ р.

Как следует из материалов дела, представитель истца Новикова М.Е. составила исковое заявление, участвовала в подготовке дела к судебному заседанию, двух судебных заседаниях 13.04.2012 и 26.06.2012 (л.д.44), в том числе в суде апелляционной инстанции.

Исходя из объема проделанной представителем работы, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, а также учитывая, что ответчик является некоммерческой организацией, судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении вышеназванного заявления истца на сумму /__/ р.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Северского городского суда Томской области от 13 апреля 2012 года отменить, принять новое решение, которым иск Матвеевой Н. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области удовлетворить:

признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области 03.02.2012 №280 об отказе в перерасчете дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения Матвеевой Н. В.;

обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области произвести перерасчет назначенного Матвеевой Н.В. размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ 40 лет и 10 месяцев с момента его назначения – с 10 января 2012 года;

взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области в пользу Матвеевой Н. В.: /__/ (/__/) рублей в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя, 300 (триста) рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Председательствующий

Судьи