Судья: Рудова Т.И. Дело №33-1696/2012 от18 июля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Ахвердиевой И.Ю., судей Фоминой Е.А., Ячменевой А.Б., при секретаре Кошкиной Е.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске делопоапелляционному представлению прокурора Молчановского района Томской области на решение Молчановского районного суда Томской области от 14 мая 2012 года по заявлению прокурора Молчановского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования «Молчановский район» об оспаривании бездействия Думы Молчановского района и понуждении создать контрольно-счетный орган муниципального образования. Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя заявителя прокурора Миронова Е.А., полагавшего решение незаконным и необоснованным, судебная коллегия у с т а н о в и л а : прокурор Молчановского района Томской области обратился в суд с заявлением о признании бездействия Думы Молчановского района Томской области по созданию контрольно-счетного органа муниципального образования незаконным и понуждении создать указанный орган не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с ФЗ от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» обязанность по созданию контрольно-счетного органа муниципального образования «Молчановский район» лежит на Думе Молчановского района Томской области. Однако до настоящего времени данный орган в районе не создан. Внешний финансовый контроль осуществляют комиссии Думы Молчановского района, которые фактически не могут быть органом финансового контроля, так как состоят из депутатов Думы Молчановского района Томской области и не являются органами внешнего финансового контроля, в связи с чем не могут быть независимыми и самостоятельными. 30.03.2012 в Думу Молчановского района Томской области внесено представление необходимости создания контрольно-счетного органа, в ответ на которое Думой Молчановского района принято решение об отклонении представления в связи с отсутствием в действиях Думы нарушений законодательства. Полагает, что неисполнение Думой Молчановского района Томской области обязанности по созданию контрольно-счетного органа муниципального образования нарушает интересы общества и государства по результативному и эффективному использованию бюджетных средств, а также влечет невозможность исполнения принципов полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета, достоверности бюджета; нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в муниципальном образовании на развитие территории и расходование бюджетных средств в интересах муниципального района, получение информации о допущенных при расходовании бюджета нарушениях, внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениям и мерам. В судебном заседании заместитель прокурора Молчановского района Томской области Ряпусов А.В. требования поддержал по изложенным в письменном заявлении основаниям. Представитель Думы Молчановского района Томской области Туманов А.Ю. (доверенность от 10.05.2012) заявленные требования не признал, пояснив, что Федеральными законами № 131-ФЗ от 06.10.2003 и № 6-ФЗ от 07.02.2011 не предусмотрено обязательное наличие контрольно-счетного органа муниципального образования в структуре органов местного самоуправления. Создание такого органа является правом, а не обязанностью представительного органа муниципального образования. Полагает, что требования прокурора по существу сводятся к изменению Устава Молчановского района, поскольку указывается на незаконное бездействие Думы Молчановского района Томской области по созданию контрольно-счетного органа. Указывает, что создание такого органа возможно только путем внесения изменений в Устав района, что относится к исключительной компетенции Думы Молчановского района Томской области; прокуратура не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность представительного органа муниципального образования и определять содержание издаваемых им актов. Думой Молчановского района Томской области не нарушаются требования Бюджетного кодекса Российской Федерации. Полагает оспариваемое бездействие Думы соответствует действующему законодательству и не нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку решением от 15.11.2007 утверждено Положение о порядке проведения внешней проверки отчета об исполнении бюджета Молчановского района, в соответствии с которым внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета Молчановского района осуществляют контрольно-правовая и планово-бюджетная комиссии Думы Молчановского района Томской области. Суд на основании ст. 10, 12 Конституции Российской Федерации, ч.4 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, чч. 1 и 2 ст.7, чч. 1 и 3 ст.34, ч.5 ст.44 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1, ч.2 ст.3 ФЗ от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» отказал в удовлетворении заявления прокурора Молчановского района Томской области. В апелляционном представлении прокурор Молчановского района Томской области просит отменить решение суда и принять новое решение о признании бездействия Думы Молчановского района Томской области по созданию контрольно счетного органа муниципального образования незаконным и понуждении Думы Молчановского района Томской области создать контрольно-счетный орган муниципального образования не позднее двух месяцев с момента вступления решения в законную силу. Полагает, что в силу ФЗ от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» обязанность по созданию контрольно-счетного органа муниципального образования «Молчановский район» лежит на Думе Молчановского района Томской области, неисполнение которой нарушает охраняемые законом интересы общества и государства по результативному и эффективному использованию бюджетных средств, а также влечет невозможность исполнения принципов полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета, достоверности бюджета, установленных главой 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указывает, что комиссии Думы Молчановского района Томской области, осуществляющие на сегодняшний день финансовый контроль, фактически не могут быть органом финансового контроля, так как состоят из Депутатов Молчановского района Томской области, по смыслу закона не являются органами внешнего финансового контроля и не могут быть независимыми и самостоятельными. В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося в зал суда представителя Думы Молчановского района Томской области, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. Положениями ст.255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17.01.1992 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обращаясь в защиту прав неопределенного круга лиц, прокурор ссылался на неисполнение Думой Молчановского района Томской области возложенной на неё ФЗ от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-расчетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» обязанности по созданию контрольно-счетного органа муниципального образования, просил обязать Думу Молчановского района Томской области создать контрольно-счетный орган муниципального образования. Согласно чч. 1 и 3 ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований является целью ФЗ от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» Согласно ч.2 ст.3 ФЗ от 07.02.2011 № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч.6 ст.3 ФЗ от 07.02.2011 № 6-ФЗ). В соответствии со ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии со ст. 20, 21 Устава Молчановского района представительным органом муниципального образования является Дума Молчановского района Томской области, которая входит в структуру органов местного самоуправления Молчановского района. Принятие Устава Молчановского района, внесение в него изменений и дополнений является исключительной компетенцией Думы Молчановского района (ст.22 Устава Молчановского района). Согласно ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В силу ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Разрешая заявление прокурора Молчановского района Томской области, суд, руководствуясь приведенными положениями закона, пришел к обоснованному выводу о том, что возложение на Думу Молчановского района Томской области обязанности по созданию контрольно-счетного органа при том, что исполнение такой обязанности возможно только посредством принятия нормативно-правового акта, противоречило бы положениям ст.10 Конституции РФ. Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда. Исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в ст.10 Конституции РФ, суды не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов государственной власти, определять содержание издаваемых ими актов. Поскольку требования прокурора Молчановского района Томской области сводятся к изменению и дополнению Устава Молчановского района Томской области, оспаривается его бездействие именно по невнесению изменений в правовой акт, что относится к исключительной компетенции органа, принявшего такой акт, то отказ в удовлетворении заявленных прокурором Молчановского района Томской области требований является правомерным. Доводы апелляционного представления не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку сводятся к неправильному толкованию и применению норм материального права. На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционного представления не имеется. Руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия о п р е д е л и л а : решение Молчановского районного суда Томской области от 14 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Молчановского района Томской области - без удовлетворения. Председательствующий Судьи: